Параграф 15 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)

Изображение §15. Уложенная комиссияЧем был «Наказ» Екатерины II - несвоевременным проектом просвещённой императрицы или шагом вперёд в создании нового свода законов?Идеи...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
§15. Уложенная комиссия
Чем был «Наказ» Екатерины II - несвоевременным проектом просвещённой императрицы или шагом вперёд в создании нового свода законов?
Идеи «Наказа» не нашли понимания в среде дворянства. Попытка реформировать законодательную систему окончилась неудачей. Тем не менее власть приобрела положительный опыт законотворчества, а императрица осознала неготовность общества к восприятию идей французских просветителей.
1. Кто вошёл в состав Уложенной комиссии? Какие слои общества не были в ней представлены?
В Комиссию был избран 571 депутат от разных сословий: от дворян до государственных крестьян и казаков. Не оказалось лишь депутатов от духовенства и крепостных крестьян (интересы крепостных, по мысли императрицы, должны были представлять их помещики).
2. Какие льготы получили члены Уложенной комиссии? Почему правительство пошло на подобные меры?
Все депутаты пожизненно освобождались от смертной казни, пыток, телесных наказаний, конфискации имущества. Им полагалось жалованье сверх получаемого по службе. Депутатам дозволялось принимать наказы избирателей (всего в Комиссию было передано 1500 таких наказов). Правительство шло на подобные меры, чтобы заинтересовать и привлечь участников.
1. Почему «Наказ» был необычным для России документом?
Он базировался на идеях европейских просветителей, но не являлся пересказом чужих мыслей. Екатерина Алексеевна попыталась творчески переработать идеи просветителей и приспособить их к российским условиям.
2. Какие задачи ставил «Наказ» перед Уложенной комиссией? Интересы каких сословий в нём учитывались?
«Наказ» отстаивал единственно возможную, по её мнению, для огромной России форму правления — абсолютную монархию. Автор «Наказа» требовал обязательного исполнения законов от всех и каждого, при этом протестовал против пыток, вводил понятие «презумпция невиновности», требовал не устрашения людей, а воспитания законопослушных граждан.
Одной из важнейших задач, поставленных «Наказом» перед депутатами, стало создание законов о сословиях. Больше всего места здесь отведено третьему сословию, к которому, по мнению императрицы, должны принадлежать все, кто не является дворянином или крестьянином и занимается торговлей, ремёслами, науками, «художествами» и т. д. Однако появлению третьего сословия мешало господствовавшее в стране крепостное право. А вот о нём-то в «Наказе» говорится очень мало.
1. Какие проблемы волновали депутатов Уложенной комиссии?
Их занимали проблемы абсолютно приземлённые, не выходившие за рамки жизни их уезда или губернии. Дворяне требовали сохранения их монополии на владение крепостными и увеличения своих привилегий. Купцы надеялись заполучить собственных крепостных для работы на мануфактурах и заводах, а также отстаивали свою монополию на занятие торговлей. Государственные крестьяне жаловались на тяжесть государственных повинностей, а также на захват помещиками и фабрикантами их земель и тоже настаивали на необходимости разрешить им приобретать крепостных.
2. Почему возникли разногласия среди депутатов-дворян?
Не было согласия и внутри «первенствующего сословия», особенно между дворянством центральных губерний и национальных окраин. Все хотели или уравняться в правах, или отстоять полученные ранее привилегии. Кроме того, аристократы выступали за отмену тех положений Табели о рангах, которые давали возможность выслужить дворянство представителям других сословий. Раздавались голоса и о необходимости учреждения майоратов (т. е. неделимых имений).
Наибольший гнев дворянства вызывали робкие призывы депутатов от дворян ограничить произвол помещиков, следуя в этом за царским «Наказом». Более того, ряд депутатов потребовали разрешения самолично применять к крестьянам смертную казнь.
1. Как Екатерина II оценила работу Уложенной комиссии?
Подлинной причиной роспуска Уложенной комиссии стало разочарование Екатерины II в результатах работы депутатов: основные принципы её «Наказа» остались ими просто непонятыми.
2. Каковы итоги деятельности Уложенной комиссии? Почему комиссия была распущена?
Во-первых, верховная власть лучше узнала нужды и степень развития российского общества. Наказы избирателей дали богатейший материал для будущих преобразований. Во-вторых, под влиянием идей французских просветителей Комиссия впервые подняла насущные вопросы российской жизни. В-третьих, созыв Уложенной комиссии укреплял власть императрицы, поскольку депутаты своим авторитетом упрочили положение Екатерины II. В-четвёртых, Комиссия, не являясь ни парламентом, ни иным законодательным собранием, стала первым опытом создания верховной властью представительного учреждения в истории России.
Комиссия официально была распущена из-за начавшейся русско-турецкой войны.
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Как историк характеризует документ, разработанный Екатериной II? Почему идеи парламентаризма и ограниченной монархии не были приняты императрицей? Вспомните, как проходило реформирование Сената. Почему Екатерина II отказалась от создания Императорского совета?
Историк характеризует документ как «творческое переосмысление идей Монтескье», которые были приспособлены к русской действительности. Идеи парламентаризма и ограниченной монархии не были приняты императрицей, потому что они не подходили под русские реалии. Екатерина сначала хотела вернуть права Сената, сделать его органом, ограничивающим власть, но затем уменьшила его привилегии. Сенат просто стал заведовать разными органами. Екатерина отказалась от создания Императорского совета, потому что он ограничивал ее власть.
2. Существует мнение, что наиболее ярким выражением политики «просвещенного абсолютизма» в России был «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии. Приведите аргументы в подтверждение этой точки зрения.
В Комиссию был избран 571 депутат от разных сословий: от дворян до государственных крестьян и казаков. Далее депутатам был зачитан «Наказ», составленный императрицей как программа действий Уложенной комиссии. Это был настолько необычный для России документ, что на нём необходимо остановиться особо. Он базировался на идеях европейских просветителей, но не являлся пересказом чужих мыслей. Екатерина Алексеевна попыталась творчески переработать идеи просветителей и приспособить их к российским условиям. Одной из важнейших задач, поставленных «Наказом» перед депутатами, стало создание законов о сословиях.
3. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, составьте справку о социальном составе Уложенной комиссии.
По счёту профессора Латкина, вся комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан — купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали даже казаков, сотников, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (татары, башкиры, черемисы и пр.), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.
Право выдвигать депутатов было предоставлено следующим категориям граждан:
• Горожане. По 1 депутату от города. 39% от состава.
• Дворяне. По 1 депутату от уезда. 30% от состава.
• Крестьяне (кроме крепостных). По 1 депутату от провинции. 14% от состава.
• Казаки и другие слои населения. 12% от состава.
• Правительственные чиновники. 5% от состава.
4. Почему Уложенная комиссия не смогла выполнить поставленные перед ней задачи?
Комиссия не смогла выполнить поставленные задачи, потому что у депутатов возникли разногласия (разногласия возникли у дворян).
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) начало работы Уложенной комиссии; 2) роспуск Уложенной комиссии.
1767 г – 1
1768 г - 2
1. Какие идеи французских просветителей нашли отражение в «Наказе» Екатерины II?
В «Наказе» нашли отражение идеи о всеобщей безопасности, о верховенстве закона и равенстве всех граждан.
2. Что, по мнению автора документа, должно удерживать человека от совершения преступления? Согласны ли вы с такой трактовкой? Сформулируйте свою точку зрения.
От совершения преступления человека должно удерживать любовь к Отечеству, стыд и страх поношения.
3. Почему среди сословий Екатерина II выделила дворянство?
Екатерина выделяла дворянстве среди других, потому что «дворянство есть нарицание в чести».
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Чем был «Наказ» Екатерины I - несвоевременным проектом просвещённой императрицы или шагом вперёд в создании нового свода законов?
A. Идеи «Наказа» не нашли понимания в среде дворянства. Попытка реформировать законодательную систему окончилась неудачей. Тем не менее власть приобрела положительный опыт законотворчества, а императрица осознала неготовность общества к восприятию идей французских просветителей.
Б. «Наказ» императрицы, как и работа Уложенной комиссии, сплотили все сословия, продвинули страну на пути к равенству граждан перед законом.
B. Работа Екатерины над «Наказом» оказалась напрасной. Деятельность Уложенной комиссии лишь подорвала авторитет правительницы в глазах дворянского сословия.
Ответ: А. Во-первых, верховная власть лучше узнала нужды и степень развития российского общества. Наказы избирателей дали богатейший материал для будущих преобразований. Во-вторых, под влиянием идей французских просветителей Комиссия впервые подняла насущные вопросы российской жизни. В-третьих, созыв Уложенной комиссии укреплял власть императрицы, поскольку депутаты своим авторитетом упрочили положение Екатерины II. В-четвёртых, Комиссия, не являясь ни парламентом, ни иным законодательным собранием, стала первым опытом создания верховной властью представительного учреждения в истории России.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением