Параграф 14 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)

Изображение Глава III. Российская империя при Екатерине II и Павле IРазвитие Российской империи при Екатерине II и Павле I - это результат исторически сложившихся условий или их...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
Глава III. Российская империя при Екатерине II и Павле I
Развитие Российской империи при Екатерине II и Павле I - это результат исторически сложившихся условий или их личные заслуги?
В период царствования Екатерины II были осуществлены глубокие преобразования, сопоставимые с реформами Петра I. Политика императрицы отражала её личные представления о государстве и во многом соответствовала общему направлению развития Европы. Противоречивость личности Павла I сказалась на его политике и шла вразрез с европейскими тенденциями развития государства и общества в эпоху Новой истории.
§14. Начало правления Екатерины II
Можно ли утверждать, что Екатерина II заняла престол, имея чёткий план действий, и уже в первые годы реализовала его на практике?
Программа Екатерины II содержала общие положения, тем не менее после воцарения императрица сразу приступила к реформированию экономики и системы управления. Её действия не всегда отличались последовательностью, но привели к положительным результатам.
Представители каких слоёв общества изображены на картине? Какую особенность прихода к власти Екатерины II подчеркнул художник?
На картине изображены дворяне, гвардия и простой народ – крестьяне. Художник подчеркнул, что приход к власти Екатерины был желаем всеми сословиями.
1. Каким образом Пётр III подготовил восшествие на престол Екатерины II?
Восшествие на престол Екатерины II во многом «подготовил» её супруг Пётр II. Недаром императрица говорила, что злейшим врагом Петра являлся он сам. Его реформы были вполне разумны и своевременны, но проводились в жизнь с таким презрением чем к России, что не могли вызвать в обществе ни понимания, ни благодарности.
2. В чём было различие в отношении Петра III и Екатерины II к русским традициям?
Петр стремился исправить традиции, внести прусские обычаи, а Екатерина напротив – уважительно относилась к русским обычаям, придерживалась их.
1. Чем приход к власти Екатерины II отличается от предшествующих дворцовых переворотов?
Приход к власти отличался тем, что Екатерина не имела законных оснований на престол.
2. Кто, помимо Екатерины, претендовал на престол?
Помимо Екатерины на престол претендовали Павел, Иван Антонович.
1. Какие идеи французских просветителей легли в основу политики Екатерины II?
Французские философы считали, что каждый человек рождается свободным. Они выступали за равенство всех людей перед законом. Вместе с тем идеи французских просветителей привлекли к себе внимание монархов Фридриха I в Пруссии, Екатерины II в России.
2. Назовите основные положения программы Екатерины II. Как они были связаны с идеями Просвещения?
Будучи поклонницей философии Просвещения, Екатерина II разработала ряд установок, очень абстрактных, но интересных с точки зрения её дальнейших действий — утверждения «просвещённого абсолютизма». Они включали в себя: 1) просвещение нации; 2) установление порядка в государстве с помощью твёрдых законов, соблюдаемых обществом; 3) учреждение полиции, пользующейся у населения авторитетом и поддержкой; 4) построение государства процветающего и внушающего уважение соседям.
Эти положения соответствуют идем Просвещения.
1. Как называлась реформа церковных земель? Каковы её итоги?
Эта реформа называлась секуляризацией церковных земель. В результате Церковь лишилась своей былой экономической независимости и положения «государства в государстве», а потому легко вошла в систему органов абсолютной монархии. В этой системе ей отводилась роль идеологической опоры самодержавия и защитницы православия. Главной обязанностью Церкви, превратившейся в орган государственного управления, стало возвеличивание власти самодержца и воспитание у народа верноподданнических чувств. Монастырские крестьяне, давно и упорно протестовавшие против жестокого угнетения монастырскими властями, получили название экономических. Они были переведены с барщины на денежный оброк, что расширяло их хозяйственные возможности.
2. Какие реформы в системе управления провела Екатерина II? Как изменилась роль Сената?
В 1763 г. началось реформирование Сената, над которым, согласно первоначальному проекту Н. И. Панина, должен был встать Императорский совет (20-25 вельмож), ограничивавший власть абсолютного монарха. Царица первоначально поддержала проект и даже подписала манифест о создании Императорского совета. Но затем Екатерина передумала и надорвала готовый к публикации документ. Сенат, по её мнению, действительно превратился в малоэффективный орган. Многие из его членов откровенно бездельничали, а остальные были заняты склоками друг с другом. Однако свою окрепшую власть государыня теперь ни с кем делить не собиралась. Всё закончилось тем, что Сенат разделили на шесть департаментов: каждый ведал определённой отраслью управления государством.
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Когда могло быть написано письмо Екатерины II Вольтеру? Свой ответ подтвердите словами из текста параграфа. О чём пишет Екатерина II французскому философу? Как содержание письма характеризует императрицу?
Это письмо могло быть написано во время ее путешествия по разным регионам. Для принятия верных решений императрица совершила ряд поездок в разные регионы России. Она побывала в Ярославле, Костроме, Ростове, Выборге, Ревеле, Риге. Чуть позже состоялось её плавание по Волге с посещением Казани, Симбирска, Саратова. Вслед за тем она знакомится с Восточной Белоруссией. Екатерина пишет, что в Азии много народов, и нужно их сплотить, охранять. Это характеризует императрицу как мудрую женщину, приверженицу просветительских взглядов.
2. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Екатерина II и французские просветители».
Особняком писательского творчества стоит переписка правительницы с известными французскими просветителями. Среди них наибольшей известностью пользовались и в Западной Европе и в России ее письма к философам-просветителям, прежде всего и главным образом к Вольтеру, затем к Дидро, Гримму и другим. Эти письма имели довольно разнообразную жанровость. Интерес самодержавной правительницы России к французскому Просвещению и его виднейшим представителям был вызван, во-первых, не только личными, но и государственными соображениями: поддерживая дружбу с тогдашними властителями дум, используя лесть и подкуп, Екатерина II очень рассчитывала на их поддержку в осуществлении собственных политических идей. Вольтер, д'Аламбер, Дидро и Гримм разделяли ее интересы, и оправдывали ее в глазах общественного мнения Европы. Во-вторых, безусловная принадлежность Екатерины II к французской, в частности и политической, культуре никоим образом не сказывалась на ее резко негативном отношении к политике Франции в Европе. Не жаловала она и самого Христианнейшего короля Людовика XV. Константин Грюнвальд, русский историк, живший во Франции, был убежден, что императрица «не любила ни Франции, ни ее политики», несмотря на увлечение идеями французских просветителей. Французский историк Альфред Рамбо, напротив, полагал, что Екатерина была убежденным франкофилом.
3. В чьих интересах проводились экономические реформы Екатерины II? Можно ли считать реформы правительства Екатерины II воплощением идей французских просветителей?
Экономические реформы проводились в интересах дворян. Я думаю, некоторые реформы Екатерины можно считать воплощением идей просветителей. Например, она учредила Императорское Вольное Экономическое общество.
4. Чем политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II отличалась от методов правления Петра I? Можно ли утверждать, что в первые годы правления императрица продолжила политику Петра I в сфере управления и экономики? Свой ответ обоснуйте.
Политика «просвещенного абсолютизма» отличалась тем, что Екатерина старалась развивать экономику на свободных началах, убрать государственное регулирование и экономики и других сфер. Я думаю, не во всем императрица продолжила политику Петра. Например, она отказалась от реальной власти Сената, так как он ограничивал ее власть. Также Петр вводил монополии на ряд товаров, а Екатерина – отменяла.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) восшествие на престол Екатерины II; 2) Генеральное межевание земель; 3) запрет на продажу крестьян с аукционов; 4) учреждение Вольного экономического общества; 5) Манифест о секуляризации церковных земель.
1762 г – 1
1763 г – 2
1764 г – 5
1765 г – 4
1771 г - 3
1. Как изменилось положение крестьянства после принятия указов 1765 и 1767 гг.? Предположите, как помещики и крестьяне отреагировали на появление этих указов.
Положение крестьян ухудшалось после этих указов. Я думаю, крестьяне не были рады этим указам, а помещики – были.
2. Противоречат ли указы Екатерины II политике «просвещённого абсолютизма»? Свой ответ объясните.
Я думаю, эти указы противоречат политике «просвещенного абсолютизма», потому что он предполагает соблюдение человеческих прав и свобод, а данные указы их ограничивают.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Можно ли утверждать, что Екатерина II заняла престол, имея чёткий план действий, и уже в первые годы правления реализовала его на практике?
A. Екатерина II имела свои представления о путях реформирования государства и общества. Но незаконное вступление на престол вынудило её отказаться от решительных шагов в области внутренней политики. В первые годы правления она лишь пыталась утвердиться на троне.
Б. В начале царствования Екатерина II продолжила политику своих предшественников. Собственной программы действий императрица не имела.
B. Программа Екатерины II содержала общие положения, тем не менее после воцарения императрица сразу приступила к реформированию экономики и системы управления. Её действия не всегда отличались последовательностью, но привели к положительным результатам.
Ответ: В. Императрица стремилась реформировать Россию в соответствие с идеями просвещения, она проводила экономические реформы, направленные на расширение свободы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением