Упр.57 ГДЗ Разумовская Львова 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 8 класс, Дрофа, РосУчебник:
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
1. Выразительно прочитайте фрагмент из книги «Трава» известного русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина. Озаглавьте текст.
Кто-то из русских писателей в начале века сказал: «Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому...»
Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться — от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом.
Нет, я тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям па Земле. Но парашютику одуванчика я — представьте себе — всё ещё удивляюсь. Я и пишу-то это,
может быть, только для того, чтобы вы оторвали на минуту свой утомлённый взгляд от беспрерывного, бесконечного мелькания (телевизор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни рекламы...) и остановили бы его на огромной неподвижной капле влаги, скопившейся в сборчатом и ворсистом листе манжетки. Или на парашютике одуванчика.
Вы подняли пушистый цветок над головой (кто же это сказал красиво и точно: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну...»?) и дунули на него. Пушинки бойко и дружно взмывают вверх, потом, относимые ветерком, начинают наискось падать, опускаться на землю. И пока вы следите за ними, пока они летят, сначала беленькие и чёткие на фоне синего неба, а потом переплывут на фон зелёной травы, что-то успеет дрогнуть, оттаять в вас. Проклюнется из мёртвого холода слабый первый толчок душевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена.
Заголовок: Утрата способности удивляться.
2. Проанализируйте текст по данному плану: определите коммуникативное намерение автора, тему и основную мысль текста, стиль и тип (типы) речи, особенности композиции; укажите языковые средства, которые помогли автору сделать этот текст выразительным.
Коммуникативное намерение автора:
Автор стремится пробудить в читателях чувство удивления к простым, но чудесным вещам природы, которые мы часто не замечаем в потоке технологических достижений.
Тема: Потеря способности удивляться в современном мире, переполненном технологическими достижениями.
Основная мысль: Несмотря на технологический прогресс, важно сохранять способность удивляться простым чудесам природы, так как это оживляет и согревает душу.
Стиль и тип речи: Текст написан в публицистическом стиле, с элементами размышления и описания.
Особенности композиции: Текст начинается с цитаты, которая задает тон рассуждениям автора. Далее следует обсуждение причин утраты способности удивляться, и в заключение приводятся примеры из природы, которые должны пробудить это чувство.
Языковые средства:
1. Эмоциональные выражения: Автор использует выражения, вызывающие эмоциональный отклик, например, "утрата способности удивляться", "чудовищные скорости", "огромная неподвижная капля влаги".
2. Контраст: Противопоставление высоких технологий и простых чудес природы ("лунный грунт" и "парашютик одуванчика").
3. Образные выражения: Использование метафор и сравнений, таких как "одуванчик из солнца превратился в луну", чтобы создать яркие образы в воображении читателя.
4. Вопросы: Вопросительные предложения заставляют читателя задуматься вместе с автором ("Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться...").
Эти средства помогают автору выразительно передать мысль о важности сохранения способности удивляться простым вещам даже в современном мире, наполненном техническими достижениями.
3. Разберите по составу выделенные слова, в скобках укажите, к какой части речи относится каждое из них.
Удивляться (глаг.), горестная (прил.), отупения (сущ.), лунному (прил.), утомлённый (прил.), бесконечного (прил.), самолёты (сущ.), наискось (нареч.), вверх (нареч.), оттаять (глаг.).
4. Выберите из текста несколько примеров, иллюстрирующих правила о слитном, дефисном и раздельном написании слов.
Слитное написание:
"Неизвестно" — слово пишется слитно, так как частица "не" с наречием на -о пишется слитно в утвердительных предложениях.
"Беспрерывного" — слово пишется слитно, так как приставка "бес-" с прилагательным пишется слитно.
Дефисное написание:
"Семнадцать-восемнадцать" — числительные пишутся через дефис.
Кто-то, какого-то, пишу-то, что-то - местоимения с суффиксом ТО пишутся через дефис.
Раздельное написание:
"Всё ещё" — наречие "всё" и частица "ещё" пишутся раздельно.
"Не знаю" — частица "не" с глаголом пишется раздельно.
1. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Какие предложения по цели высказывания встретились в текстах? Отметьте утвердительные и отрицательное предложения.
1) Ты жива ещё моя старушка
Жив и я. Привет тебе, привет.
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
(С. Есенин)
2) Листья падают, листья падают
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует
Кто его успокоит мой друг
(С. Есенин)
3) О буйные ветры
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите С
докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите летите!
Мы с вами летим!..
(Ф. Тютчев)
2. Выразительно прочитайте отрывки, соблюдая правильную и выразительную интонацию.
3. Подчеркните грамматические основы предложений второго отрывка.
4. О ком или о чём третий отрывок? Как вы догадались? Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков. Объясните лексическое значение и правильное произношение выделенного слова, проверьте себя по толковому и орфоэпическому словарикам.
5. Из первого отрывка выпишите все имена прилагательные и выполните их морфологический и морфемный разбор.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением