Упр.38 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 38. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Выпишите ключевые слова. Понаблюдайте, как перекликаются начало и заключительная часть текста. Выпишите рифмующиеся...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
38. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Выпишите ключевые слова. Понаблюдайте, как перекликаются начало и заключительная часть текста. Выпишите рифмующиеся слова.
Я как поезд, что мечется столько уж лет
между городом Да и городом Нет.
Мои нервы натянуты, как провода,
между городом Нет и городом Да.
Всё мертво, всё запутано в городе Нет.
Он похож на обитый тоской кабинет...
В нём глядит подозрительно каждый портрет.
В нём насупился замкнуто каждый предмет...
Ну, а в городе Да — жизнь, как песня дрозда.
Это город без стен, он — подобье гнезда.
С неба просится в руки любая звезда...
Только скучно, по правде сказать, иногда,
что даётся мне столько почти без труда в разноцветно светящемся городе Да...
Пусть уж лучше мечусь до конца моих лет
между городом Да и городом Нет!
Пусть уж нервы натянуты, как провода,
между городом Нет и городом Да!
(Е. Евтушенко)
Выпишите ключевые слова.
- город Да
- город Нет
- нервы
- жизнь
- тоска
- свобода
- мечусь
Понаблюдайте, как перекликаются начало и заключительная часть текста.
В данном стихотворении кольцевая композиция, т.е. начало и конец совпадают. Различие в том, что в начале строки «Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. Мои нервы натянуты, как провода, между городом Нет и городом Да» автор начинает своё размышление, то в заключительной части он приходит к выводу: «Пусть уж лучше мечусь до конца моих лет между городом Да и городом Нет! Пусть уж нервы натянуты, ^/ как провода, между городом Нет и городом Да!».
Выпишите рифмующиеся слова.
- лет – Нет
- провода – Да
- Нет – кабинет
- портрет – предмет
- дрозда – гнезда
- звезда – иногда
- труда – Да
- лет – Нет
- провода – Да
2. Укажите изобразительно-выразительные средства.
Для справки: антитеза, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, анафоры, риторические восклицания.
Антитеза:
- город Да – город Нет
Сравнения:
- я как поезд
- как провода
- как песня дрозда
- подобье гнезда
Эпитеты:
- мертво
- запутано
- разноцветно светящемся (городе Да)
Метафоры:
- нервы натянуты
- город без стен
- мечусь до конца моих лет
Олицетворение:
- насупился каждый предмет
- просится в руки звезда
- глядит портрет
Анафоры:
- В нём глядит… - В нём насупился
- Пусть уж лучше… - Пусть уж нервы…
Риторические восклицания:
- Пусть уж лучше мечусь до конца моих лет между городом Да и городом Нет!
- Пусть уж нервы натянуты, как провода, между городом Нет и городом Да!
3. Какие слова являются причастиями?
а) натянуты
б) светящийся
в) подозрительно
г) похож
а) натянуты (каковы?) обозначает признак предмета по действию, краткое причастие)
б) светящийся (какой?) обозначает признак предмета по действию, причастие)
в) подозрительно (как?) наречие)
г) похож (каков?) обозначает признак предмета, краткое прилагательное)
Ответ: слова а) натянуты, б) светящийся являются причастиями.
4. В каких словосочетаниях связь иная, чем примыкание?
а) глядит подозрительно
б) разноцветно светящийся
в) каждый предмет
г) столько лет
а) глядит подозрительно; глядит (как?) подозрительно; примыкание
б) разноцветно светящийся; светящийся (как?) разноцветно; примыкание
в) каждый предмет; предмет (какой?) каждый; согласование
г) столько лет; столько (чего?) лет; управление
Ответ: в словосочетаниях в) каждый предмет, г) столько лет связь иная, чем примыкание. В словосочетании в) каждый предмет связь согласование, в словосочетании г) столько лет связь управление.
5. Составьте схемы двух сложных предложений.
[Всё мертво]1, [всё запутано в городе Нет]2.
[- =]1, [- =]2.
[Это город без стен]1, [он – подобье гнезда]2.
[- =]1, [- =]2.
[Только скучно, по правде сказать, иногда]1, (что даётся мне столько почти без труда в разноцветно светящемся городе Да)2…
[=]1, (что = -)2.
6. Какие слова не являются грамматической основой предложения?
а) нервы натянуты
б) всё мертво
г) он похож
д) даётся без труда
в) что мечется
а) нервы натянуты (есть что?) нервы; нервы (каковы?) натянуты; является грамматической основой)
б) всё мертво (есть что?) всё; всё (каково?) мертво; является грамматической основой)
в) что мечется (есть что?) что; что (что делает?) мечется; является грамматической основой)
г) он похож (есть что?) он; он (каков?) похож; является грамматической основой)
д) даётся без труда (что делает?) даётся; даётся (как?) без труда; не является грамматической основой)
Ответ: слова д) даётся без труда не являются грамматической основой.
7. Чем является что в первом предложении?
а) союз
б) вопросительное местоимение
в) относительное местоимение
г) союзное слово
Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. (в данном предложении слово что нельзя опустить без потери смысла предложения, следовательно, оно является относительным местоимением)
Ответ: в) относительное местоимение.
8. Напишите сочинение на одну из тем: «Роль антитезы в художественном тексте», «В хорошем тексте "конец гармонирует с началом"», «Что для меня означают эти образы: город Да и город Нет».
Примечание. Если вы выбираете тему о роли антитезы, то это может быть частью работы над исследовательским проектом.
Роль антитезы в художественном тексте
Антитеза – это стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, состояний. В стихотворении Евгения Евтушенко антитеза играет ключевую роль, создавая контраст между двумя мирами, которые символизируют разные состояния души лирического героя.
Город Да и город Нет – это две крайности, между которыми мечется герой. Город Да – это мир, где жизнь полна радости и свободы, где всё доступно и легко. Город Нет – это мир, где всё мертво и запутано, где каждый предмет и каждый человек вызывает тоску и подозрение.
Антитеза помогает автору передать сложные и противоречивые чувства героя, его стремление к свободе и счастью, но одновременно и его тоску по чему-то настоящему и глубокому. Она создаёт напряжение и драматизм, заставляет читателя задуматься о смысле жизни и поисках счастья.
Таким образом, антитеза является важным элементом художественной структуры стихотворения, помогая автору выразить свои мысли и чувства, а также создать яркий и запоминающийся образ.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением