Упр.44 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение  44. 1. Прочитайте отрывок из книги учёного-филолога Юрия Ми-4*0 хайловича Лотмана. Понаблюдайте за использованием цитирования.Наиболее разительной чертой пушкинского...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
44. 1. Прочитайте отрывок из книги учёного-филолога Юрия Ми-4*0 хайловича Лотмана. Понаблюдайте за использованием цитирования.
Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом — это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. В воспоминаниях С. Т. Аксакова повествуется, как разлука с родителями и родным домом — его привезли из поместья родителей в казанскую гимназию — обернулась для ребёнка недетской трагедией: жизнь вне дома казалась ему решительно невозможной. Детство Л. Н. Толстого не было идиллично (разлад между родителями, долги и легкомыслие отца, его странная смерть), однако глубоко прочувствованные строки посвятил он в повести «Детство» миру первых воспоминаний, родному дому, матери. Детство М. Ю. Лермонтова было изуродовано тяжёлой семейной трагедией, он вырастал, не зная подлинной семьи, в обстановке вражды между ближайшими родственниками. И всё же он пронёс через всю жизнь поэзию детства и родного дома:
...И вижу я себя ребёнком, и кругом Родные всё места, высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей...
Образ же отца — опоэтизированный и трагический, вопреки реальным биографическим фактам, — вошёл в романтический мир Лермонтова.
Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни матери, ни отца. Упоминания же дяди Василия Львовича скоро стали откровенно ироническими. И при этом он не был лишён родственных чувств: брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверженно им помогал, сам находясь в стеснённых материальных обстоятельствах, неизменно платил безо всякого ропота немалые долги брата Лёвушки, которые тот делал по-отцовски беспечно и бессовестно переваливал на Пушкина. Да и к родителям он проявлял больше внимания, чем они к нему. Тем более бросается в глаза, что, когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей — детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства.
А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее Дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот дом (или не те дома), в которых он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт лично был связан юношескими воспоминаниями 1817 года и годами ссылки, а не памятью детства. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Детство, однако, слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было бы вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, мира, в котором он узнаёт, что доброта, сочувствие и понимание — норма, а зло и одиночество — уродливое от неё уклонение, для Пушкина стал Лицей. Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как старших, а о лицеистах как товарищах, братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х годов, когда реальные лицейские воспоминания уже слились в картину сравнительно далёкого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в идиллических воспоминаниях. В 1825 году он писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Но сложившийся в эти годы в сознании Пушкина идеализированный образ Лицея во многом отличался от документальной реальности.
В данном тексте цитируется стихотворение. При цитировании стихотворения кавычки не ставятся.
Одна из цитат в тексте присутствует в неполном виде, поэтому перед ней ставится многоточие:
1)
…И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
2)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
2. Составьте план текста.
План текста:
1) Важность детства в жизни человека.
2) С.Т. Аксаков и его воспоминания о разлуке с домом
3) Л.Н. Толстой и его повесть «Детство».
4) М.Ю. Лермонтов и его отношение к семье.
5) Отношение Пушкина к детству.
6) Отсутствие упоминания родителей в стихах Пушкина
7) Идеализация Лицея
8) Лицей как источник вдохновения для Пушкина
3. Выпишите ключевые слова.
Ключевые слова: детство, Пушкин, Лицей, воспоминания, родной дом, родители, брат, сестра, дядя, семейные отношения, поэзия, творчество, замена, источник вдохновения.
4. Объясните значение фразеологизма бросаться в глаза.
Бросаться в глаза – привлекать внимание своим видом; быть особенно заметным.
5. Выпишите слова, значение которых вам непонятно. Обратитесь к словарям.
Идиллично – так, как характерно для идиллии
Ропот – 1. Недовольство, протест, выражаемый негромко, не вполне открыто. 2. Глухой, невнятный шум.
Гонения – преследование, притеснение кого-либо или чего-либо, постоянные нападки на кого-либо или на что-либо.
Клевета – 1. (юр.) Преступное распространение заведомо ложных сведений, порочащих кого-либо или что-либо. 2. Заведомо ложное обвинение; заведомо ложный слух, позорящий кого-либо, а также распространение таких слухов.
Муза – 1. Каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук (в древнегреческой мифологии). 2. (перен.) Любой вдохновитель на творчество, обычно женщина.
Чужбина – чужая сторона, земля.
6. Проанализируйте поэтические строки Пушкина (1925). Выпишите рифмующиеся слова. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти.
7. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
Орфографические правила:
1) Оглушение согласных перед глухими согласными; редко; проверочное слово: редок.
2) Правописание безударных непроверяемых согласных; дворянского; словарное слово.
3) Правописание приставок на согласные с/з;
- воспоминаний; приставка перед глухим согласным.
4) Правописание проверяемых безударных гласных; тянулись; проверочное слово: тянет
5) Правописание тся/ться;
- повествуется; (что делает?) повествуется
- оглянуться; хотел (что сделать?) оглянуться
6) Правописание приставки при-; привезли; приставка при- имеет значение «приближение».
7) Правописание разделительного мягкого знака; поместья; разделительный мягкий знак перед гласной я.
8) Правописание постфикса -сь/-ся; обернулась; после гласной пишется постфикс -сь.
9) Правописание частицы не с прилагательных; недетской; можно заменить синонимом: серьезной, взрослой.
10) Правописание удвоенной согласной в корне слова; идиллично; словарное слово.
11) Правописание сложных слов с соединительной гласной; легкомыслие; соединительная гласная о после твёрдого согласного.
12) Правописание непроизносимых согласных в корне слова; прочувствованно; словарное слово.
13) Правописание н в кратких причастиях; изуродовано; в суффиксах кратких причастий всегда пишется одна н.
14) Правописание корней с чередованием; вырастал; чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласным ст пишется гласная а.
15) Правописание частицы не с деепричастиями; не зная; частица не с деепричастиями пишется раздельно.
16) Правописание н/нн в суффиксах причастий; разрушенной; в суффиксах полных страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн.
17) Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; родственных; в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.
18) Правописание наречий; по-отцовски; приставка по- с наречиями на -и пишется через дефис.
19) Правописание частицы ни с отрицательными местоимениями; ничем; частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: ничем.
20) Правописание гласной перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени; преследовавшие; от глагола «преследовать», перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в инфинитиве
21) Оглушение согласных на конце слов; муз; проверочное слово: муза.
Пунктуационные правила:
22) Части сложного предложения разделяются запятыми:
[Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то], (как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем).
23) Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, ставится тире:
В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир.
24) Согласованное распространённое определение, стоящее после определяемого слова, обособляется и выделяется запятыми:
В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь.
25) Пояснительные конструкции в предложениях выделяются тире или скобками:
В воспоминаниях С.Т. Аксакова повествуется, как разлука с родителями и родным домом – его привезли из поместья родителей в казанскую гимназию – обернулась для ребёнка недетской трагедией: жизнь вне дома казалась ему решительно невозможной.
Детство Л.Н. Толстого не было идиллично (разлад между родителями, долги и легкомыслие отца, его странная смерть), однако глубоко прочувствованные строки посвятил он в повести «Детство» миру первых воспоминаний, родному дому, матери.
26) В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если во второй части содержится пояснение:
В воспоминаниях С.Т. Аксакова повествуется, как разлука с родителями и родным домом – его привезли из поместья родителей в казанскую гимназию – обернулась для ребёнка недетской трагедией: (а именно) жизнь вне дома казалась ему решительно невозможной.
27) Деепричастные обороты выделяются запятыми:
Детство М.Ю. Лермонтова было изуродовано тяжёлой семейной трагедией, он вырастал, не зная подлинной семьи, в обстановке вражды между ближайшими родственниками.
28) Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами, разделяются запятыми:
Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни матери, ни отца.
29) Обособленное распространённое приложение выделяется запятыми:
Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт лично был связан юношескими воспоминаниями 1817 года и годами ссылки, а не памятью детства.
30) Вводные слова выделяются запятыми:
Детство, однако, слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было бы вычеркнуть, ничем не заменив.
31) Однородные члены предложения, соединённые без помощи союзов, разделяются запятыми:
…когда реальные лицейские воспоминания уже слились в картину сравнительно далёкого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в идиллических воспоминаниях.
32) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми:
…когда реальные лицейские воспоминания уже слились в картину сравнительно далёкого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в идиллических воспоминаниях.
33) Обращение выделяется запятыми:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
8. Напишите сжатое изложение.
В детстве Пушкин легко покинул родной дом и редко вспоминал о нём в дальнейшем. В его творчестве почти нет упоминаний о матери и отце, а дядя Василий Львович упоминается иронически. При этом Пушкин нежно любил брата и сестру, помогал им и проявлял больше внимания к родителям, чем они к нему.
Когда Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он вспоминал только Лицей. Детство он вычеркнул из своей жизни, считая себя человеком без детства.
Домом для Пушкина стал дом в Михайловском, связанный с юношескими воспоминаниями и годами ссылки. Под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Лицей заменил Пушкину мир детства, став источником дорогих воспоминаний и опорой в трудные времена. Идеализированный образ Лицея в сознании Пушкина во многом отличался от реальной действительности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением