Упр.35 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 35.1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И. Бунина «У шалаша». Выбрать нужную интонацию, найти слова, на которые падает логическое ударение, вам поможет...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
35.1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И. Бунина «У шалаша». Выбрать нужную интонацию, найти слова, на которые падает логическое ударение, вам поможет «текст о тексте» и выполнение тех задании, которые предлагает автор этого текста — диалога с вами филолог Т. А. Злобина.
Распали костёр, сумей
Разозлить его блестящих,
Убегающих, свистящих
Золотых и синих змей!
Ночь из тьмы пустого сада
Дышит холодом прудов,
Прелых листьев и плодов —
Ароматом листопада.
Здесь же яркий зной и свет,
Тени пляшут по аллеям,
И бегущим жарким змеям,
Их затеям — счёта нет!
Наверное, вы знаете это небольшое, совершенное по форме стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.
Если вы попробуете прочитать его вслух, то отчётливо почувствуете, что нельзя одинаково — с той же интонацией, с тем же выражением читать первую и вторую строфы. Почему? Давайте попробуем понять и объяснить, откуда возникает это ощущение, правильно ли оно. Проведём для этого некоторые наблюдения, ведь знаний о русском языке у вас уже достаточно много.
Начнём с первой строфы. Она рисует костёр. Слова какой части речи здесь преобладают? Посмотрите, сколько здесь глаголов и образованных от глаголов причастий. А существительных и прилагательных? Наверное, это и объясняет, почему первая строфа такая живая, яркая, динамичная. (Заметьте, что два первых глагола имеют форму повелительного наклонения.)
А теперь перечитаем вторую строфу. Смотрите, какой контраст: здесь глагол только один — описание ночного спящего сада глаголов не требует. А слова каких частей речи преобладают здесь?
Так же контрастна и звукопись первой и второй строфы. Подумайте, почему в первой так много шипящих и свистящих звуков (назовите их), а во второй — твёрдых и «холодных» (т) и (д)?
В последней строфе как бы соединяется в одно целое и огонь первой строфы, и тьма ночного сада — второй. Какие слова связывают её с первой строфой? Какие со второй? Противопоставление каких существительных придаёт яркость и контрастность всему описанию костра? Почему тени пляшут, а не лежат, не двигаются? Почему змеи огня сначала были золотыми и синими, а теперь поэт их называет жаркими (да и в первой строчке появилось слово зной)?
Прочитайте стихотворение ещё раз. Ведь теперь вы лучше понимаете, почему это небольшое стихотворение можно назвать совершенным по форме.
2. Подберите синонимы к вводному слову наверное.
Наверное – вероятно, кажется, видимо.
3. Объясните значение слов: контраст, звукопись, динамичный.
Контраст – 1. Резко выраженная противоположность в чём-либо. 2. Резкое, значительное различие в яркости, освещённости или цвете предметов. 3. (спец.) Величина различия в яркости, освещённости или цвете предметов; способность прибора или материала воспроизводить это различие.
Звукопись – 1. (искусств.) Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2. (филол.) Разновидность инструментовки стиха, совокупность приёмов стихосложения, заключающаяся в последовательно проведённой системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине. 3. Запись специальными приборами на плёнку, пластинку и т. п. звучащей речи, музыки с целью последующего воспроизведения; звукозапись.
Динамичный – полный динамики, подвижный, энергичный.
4. Выпишите причастия из «текста о тексте» и из стихотворения И. А. Бунина.
Причастия:
- блестящих
- убегающих
- свистящих
- бегущим
- сияющего
5. Какие слова не являются грамматической основой предложения?
а) контрастна звукопись
б) слова связывают
в) рисует костёр
г) вы попробуете прочитать
а) контрастна звукопись (есть что?) звукопись; звукопись (какова?) контрастна; является грамматической основой)
б) слова связывают (есть что?) слова; слова (что делают?) связывают; является грамматической основой)
в) рисует костёр (что делает?) рисует; рисует (что?) костёр; не является грамматической основой)
г) вы попробуете прочитать (есть кто?) вы; вы (что сделаете?) попробуете прочитать; является грамматической основой)
Ответ: слова в) рисует костёр не являются грамматической основой.
6. Напишите свой «текст о тексте»: опираясь на разговор, который ведёт с вами Т. А. Злобина, проявите самостоятельность и ответьте на вопросы, откликнитесь на задания, которые содержатся в прочитанном вами «тексте о тексте».
Основной вопрос, который Т.А. Злобин ставит в своём тексте, это вопрос о том, почему мы не можем прочитать три строфы из стихотворения И.А. Бунина с одинаковой интонацией. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, разберём каждую строфу.
В первой строфе преобладают такие части речи, как глаголы и причастия. Они делают эту строфу образной и динамичной. Яркость и выразительность этой строфе придают существительные и прилагательные. Также отметим, что первые два глагола стоят в форме повелительного наклонения. Также в этой строфе используется звукопись: свистящие и шипящие звуки передают треск костра, который мы должны «распалить»
Во второй строфе исчезает динамичность, но появляется описание. Это достигается за счёт снижения использованных глаголов до одного и увеличения количества существительных. Звукопись здесь использует такие звуки, как т, д. он создают некое ощущение холода, с помощью них нам представляет картина холодного, ночного, тёмного сада.
Третья строфа будто бы связывает первую и вторую строфу воедино. Тепло и свет от костра из первой строфы противопоставляются холоду и тьме сада из второй. Змеи огня сначала были золотыми и синими, а к конце стихотворения они становятся жаркими, так как костёр наконец-то разгорелся.
7. Включите материалы, ставшие результатом вашего творчества, в доклад, с которым вы можете выступить на конференции, или в исследовательский проект.
Как подготовиться к написанию доклада:
1. Выбрать тему для доклада. Составить примерный работы.
2. Подобрать источники (для нас – текст Т.А. Злобина, можно взять дополнительные источники по теме).
3. Написать введение.
4. Написать параграфы.
5. Написать вывод.
6. Составить список используемой литературы.
7. Ещё раз проверить работу и оформить согласно заданным требованиям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением