Упр.40 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
40.1. Прочитайте отрывок из воспоминаний В. Коростелёвой о первой встрече с поэтическим сборником Н. Рубцова.
Поэзия — это не только то, что в строках, но и то, что за ними.
Каждая страница в книге — ступенька в глубочайший внутренний мир поэта Николая Рубцова. До сих пор многие склонны причислять его к поэтам чисто лирическим, камерным. Но вот стихотворение — «Русский огонёк».
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
— Скажи, родимый,
Будет ли война?
И я сказал: — Наверное, не будет.
Ни одного громкого слова, а какая точная и ёмкая картина! И строки, ставшие уже крылатыми:
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
Уже нескольких стихов достаточно было, чтобы с удивлённой радостью понять, что судьба сделала тебе огромный подарок. Такого ощущения не было (да и только ли у меня?) со времени встречи с поэзией Есенина.
Почти о каждом произведении в сборнике можно говорить отдельно с искренним интересом и чувством благодарности. Но ещё одно невозможно не вспомнить. Весь размах души поэта, вся глубина памяти и энергии творческой силы не вылились даже, а выхлестнулись, как весенняя река из берегов, — в знаменитом уже «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...». А музыка, которая так органична всей поэзии Рубцова, достигает здесь поистине симфонической мощи. А «таинственный» всадник, что скрылся в тумане полей, будто перелетел с картины Чюрлёниса на книжную страницу. Такая перекличка — и музыкальная и образная — может быть только у художника, вставшего вровень с большим искусством. И вот последняя страница сборника. И снова стихи с грустинкой — тонкой, элегической, присущей только Рубцову, далёкой от унылости, но такой щемящей.
Спасибо, ветер! Твой слышу стон.
Как облегчает, как мучит он!
Спасибо, ветер! Я слышу, слышу!
Я сам покинул родную крышу...
Цельная, сюжетно законченная книга. Это и радует, и тревожит почему-то...
2. Какие языковые средства выражения отношения, оценки использованы в тексте?
В данном тексте очень ярко прослеживается отношение Валентины Коростелёвой к творчеству Николая Рубцова. Изобразительно-выразительные средства, которые используются в данном тексте, очень ярко иллюстрируют её отношению к творчеству поэта.
Эпитеты:
- глубочайший внутренний (мир)
- удивлённая (радость)
- искренний (интерес)
- симфоническая (мощь)
Сравнения:
- выхлестнулись как весенняя река из берегов
- всадник будто перелетел с картины Чюрлёниса
Оценочная лексика:
- вся глубина памяти и энергии выхлестнулись
- музыка, которая так органична всей поэзии Рубцова
- достигает здесь поистине симфонической мощи
- стихи с грустинкой – тонкой, элегической, присущей только Рубцову
Риторические восклицания и риторические вопросы:
- Ни одного громкого слова, в какая точная и ёмкая картина!
- да и только ли у меня?
3. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
а) симфоническая мощь
б) удивлённая радость
в) размах души
г) искренний интерес
а) симфоническая мощь; мощь (какая?) симфоническая; согласование
б) удивлённая радость; радость (какая?) удивлённая; согласование
в) размах души; размах (чего?) души; управление
г) искренний интерес; интерес (какой?) искренний; согласование
Ответ: в словосочетании в) размах души связь иная, чем согласование. В данном словосочетании связь управление.
4. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.
В тексте в качестве средств связи автор использует:
- слова одной тематической группы (поэзия, страница, стихотворение, слова, стихов, произведении)
- союзы (но вот; ни одного; а; и)
- парцелляцию
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
Орфографические правила:
1) Непроверяемые безударные гласные; поэзию; словарное слово
2) Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; внутренний; в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.
3) Правописание н/нн в кратких прилагательных; склонны; в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полной форме: склонный.
4) Правописание сочетаний согласных без мягкого знака; точная; сочетание чн пишется без мягкого знака;
5) Дефисное правописание сложных слов; полным-полно; сложные слова, образованные повтором одной и той же основы, пишутся через дефис.
6) Оглушение согласных перед глухими согласными; близких; проверочное слово: близок
7) Правописание частицы не с глаголами; не позабудет; частица не с глаголами пишется раздельно.
8) Правописание проверяемых безударных гласных; война; проверочное слово: войны.
9) Правописание приставок рас-/рос-; расплатимся; приставка рас- является безударной: расплатимся.
10) Правописание разделительного мягкого знака; радостью; разделительный мягкий знак перед гласной ю
11) Правописание непроизносимых согласных;
- чувством; словарное слово
- выхлестнулись; проверочное слово: хлестать
12) Правописание приставок на согласных с/з; размах; приставка перед основой на звонкий согласный
13) Правописание безударных личных окончаний глаголов; достигает; достигать, 1 спряжение
14) Правописание н/нн в суффиксах причастий; законченная; в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн.
15) Правописание частицы то; почему-то; частица то всегда пишется через дефис.
Пунктуационные правила:
16) Между главными членами, выраженными именами существительными в именительном падеже, ставится тире:
Каждая страница в книге – ступенька в глубочайший внутренний мир поэта Николая Рубцова.
17) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми:
И строки, ставшие уже крылатыми.
18) Главное предложение от придаточного отделяется запятой:
[Уже нескольких стихов достаточно было], (чтобы с удивлённой радостью понять), (что судьба сделала тебе огромный подарок).
19) Пояснительные конструкции в середине предложения заключаются в скобки:
Такого ощущения не было (да и только у меня?) со времени встречи с поэзией Есенина.
20) Между однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов, ставятся запятые:
Весь размах души поэта, вся глубина памяти и энергии творческой силы не вылилась даже, а выхлестнулись, как весенняя река из берегов.
21) Сравнительный оборот выделяется запятыми:
Весь размах души поэта, вся глубина памяти и энергии творческой силы не вылилась даже, а выхлестнулись, как весенняя река из берегов.
22) Обращение выделяется запятыми:
Спасибо, ветер!
23) Однородные члены предложения, соединённые повторяющими союзами, разделяются запятыми:
Это и радует, и тревожит почему-то.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению.
7. Запишите два первых предложения. Прокомментируйте, как вы понимаете их смысл в тексте-рассуждении.
Поэзия – это не только то, что в строках, но и то, что за ними. Каждая страница в книге – ступенька в глубочайший внутренний мир поэта Николая Рубцова.
В этих предложениях подчёркивается, что поэзия – это не просто набор слов и фраз, а нечто большее. Она отражает внутренний мир поэта, его мысли, чувства и переживания.
Каждая страница книги, каждое стихотворение – это возможность заглянуть в душу поэта, понять его мировоззрение и восприятие мира. Читая поэзию, мы можем увидеть, что волновало автора, о чём он думал и мечтал.
Поэзия Николая Рубцова – это отражение его глубокой любви к Родине, природе и людям. Его стих наполнены чувствами и эмоциями, которые позволяют нам лучше понять его внутренний мир.
8. Напишите сочинение на одну из тем: «Встреча с этой книгoй — подарок судьбы», «Когда звучание слова достигает симфонической мощи...», «Традиции Есенина в поэзии Рубцова», «Душа не позабудет...», «Роль восклицательных предложений в тексте», «Предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым, как один из вариантов зачина текста».
Традиции Есенина в поэзии Рубцова
Традиции Сергея Есенина в поэзии Николая Рубцова проявляются в нескольких аспектах. Во-первых, оба поэта воспевали русскую деревню и природу, видя в них источник вдохновения и духовной силы. Они оба считали, что именно в деревне сохраняются истинные ценности и нравственные ориентиры.
Во-вторых, Есенин и Рубцов оба использовали в своих произведениях фольклорные мотивы и образы, что придавало их стихам особую народность и колорит. Оба поэта стремились к простоте и доступности языка, чтобы их произведения были понятны и близки простому читателю.
В-третьих, Рубцов, как и Есенин, уделял большое внимание звучанию своих стихов. Они оба стремились к музыкальности и ритмичности своих произведений, что делало их стихи легко запоминающимися и любимыми народом.
Наконец, оба поэта выражали в своих произведениях глубокие чувства и переживания, связанные с любовью к Родине, природе и людям. Их стихи наполнены грустью, радостью, тоской и надеждой, что делает их близкими и понятными каждому читателю.
Таким образом, традиции Есенина в поэзии Рубцова проявляются в обращении к теме деревни и природы, использовании фольклорных мотивов, стремлении к простоте и доступности языка, а также в выражении глубоких чувств и переживаний.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением