Упр.43 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 43. 1. Прочитайте отрывок из статьи поэта Д. Самойлова, посвящённой языку А. С. Пушкина.Пушкин называл язык1 стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии3...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
43. 1. Прочитайте отрывок из статьи поэта Д. Самойлова, посвящённой языку А. С. Пушкина.
Пушкин называл язык1 стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии3 соединялось2 несколько потоков: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечие, деревенско-фольклорная простонародность.
Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
Пушкин преодолел0 время; его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка.
2. Объясните значение слов: стихия, гармония, гармонический, просторечие, фольклор.
Стихия – 1. (филос.) У древнегреческих философов-материалистов — один из основных элементов природы. 2. Явление природы, отличающееся могущественной, трудно преодолимой и часто разрушительной силой, а также сфера, среда его проявления. 3. (перен.) Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества; неорганизованное социальное начало. 4. (перен.) Привычная окружающая среда; наиболее благоприятная обстановка.
Гармония – 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо. 2. (муз.) Согласованность, стройность звучания; благозвучие. 3. (муз.) Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. 4. (лингв.) В ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм. 5. (муз.) Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
Гармонический – 1. Связанный, соотносящийся по значению с существительным гармония. 2. Основанный на принципах гармонии. 3. Преисполненный гармонии; гармоничный. 4. (спец.) Расположенный в строго пропорциональной последовательности; равномерный, повторяющийся периодически.
Просторечие – 1. (лингв.) Социально ограниченная речь коренных горожан или людей, живущих в городе длительное время и при этом не владеющих нормами литературного языка. 2. Простой язык, обиходно сниженная речь, содержащая непринужденные и несколько грубоватые слова и формы языка, не входящие в норму литературной речи.
Фольклор – 1. (искусств.) Народное творчество. 2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. 3. То же, что фольклористика.
3. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями (между абзацами)?
Данный отрывок является текстом, т.к. он состоит из 4 предложений, связанных между собой по смыслу и единством темы. Предложения в тексте объединены основной мыслью, а также структурным единством. Также тексту присуще стилистическое единство.
В данном тексте говорится о языке Пушкина.
Основная мысль: язык Пушкина является образцом русского литературного языка.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
4. Подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте текст.
Язык Пушкина
Пушкин называл язык стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии соединялось несколько потоков: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечье, деревенско-фольклорная простонародность.
Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
Пушкин преодолел время; его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка.
5. Выпишите словосочетания с причастиями.
- соединивший язык
- данной стихией
6. Произведите анализ словосочетаний: преодолеть время; литературная традиция-, чрезвычайно разнообразен.
Преодолеть время
1. преодолеть (что?) время;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-я).
6. смысловые отношения – объектные.
Литературная традиция
1. традиция (какая?) литературная;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).
6. смысловые отношения – определительные.
Чрезвычайно разнообразен
1. разнообразен (насколько?) чрезвычайно;
2. главное слово выражено кратким прилагательным, зависимое – наречием.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
7. Замените в третьем предложении причастный оборот синонимичной конструкцией — придаточным обстоятельственным предложением. Запишите сложное предложение так, чтобы оно соответствовало схеме:
Произведите синтаксический анализ предложения.
Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
Заменим причастный оборот синонимичной конструкцией:
Язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен, так как он гармонически соединил все названные начала.
Произведём синтаксический анализ предложения:
[Язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен]1, (так как он гармонически соединил все названные начала)2.
(1-я часть: (что?) язык; язык (каков?) богат и разнообразен; язык (чей?) Пушкина; богат и разнообразен (в какой степени?) чрезвычайно;
2-я часть: (что?) он; он (что сделал?) соединил; соединил (как?) гармонически; соединил (что?) начала; начала (какие?) все названные)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом так как. 2-е придаточное предложения является придаточным причины.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- = и =]1, (так как - =)2.
8. Выполните разные виды анализа.
Фонетический анализ слова:
Язык
1. Язык – я-зык (2 слога; 2-й слог ударный).
2. Язык – [й’изык]
3. В слове 4 буквы: 2 гласных и 2 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
я – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[и]: гласный, безударный
з – [з]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
ы – [ы]: гласный, ударный
к – [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Гласная буква я в начале слова образует два звука.
Морфологический анализ слова:
(в) стихии
1. (в) стихии – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос в чём?).
2. Начальная форма: стихия
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- 1 склонение
- женский род
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- предложный падеж
5. В предложении является дополнением (соединялось (в чём?) в стихии).
Морфемный анализ слова:
Соединялось
1. Соединялось – глагол.
2. Выделим основу и окончание: соединялось
3. Найдём словообразовательные морфемы: соединялось < соединять < соединить < единый
4. Найдём корень слова: соединялось (единый, разъединить).
5. соединялось
Пунктуационный анализ предложения:
Гармонически соединивший все названные начала,(1) язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.(2)
Запятой (1) выделяется причастный оборот гармонически соединивший все названные начала, стоящий перед определяемым словом язык.
Точка (2) завершает повествовательное, невосклицательное предложение.
Орфографический анализ слова:
Преодолел
1. преодолел
2. Правописание приставки пре-; приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-.
3. Безударные непроверяемые гласные в корне слова; словарное слово.
9. Перескажите текст. Напишите сжатое изложение.
Александр Сергеевич Пушкин считал язык стихией, предназначенной для передачи мыслей. В его творчестве гармонично сочетаются различные языковые элементы: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечие и деревенско-фольклорная простонародность.
Благодаря этому язык Пушкина стал чрезвычайно богатым и разнообразным. Он преодолел временные рамки и стал образцом русского литературного языка, который используется до сих пор.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением