Упр.33 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 33. 1. Перед нами — заключительная часть рассказа, в последнем предложении которого — вопрос и многоточие. Подумайте, как бы вы ответили на вопросы, поставленные в двух...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
33. 1. Перед нами — заключительная часть рассказа, в последнем предложении которого — вопрос и многоточие. Подумайте, как бы вы ответили на вопросы, поставленные в двух последних абзацах. Докажите, что текст является повествованием с элементами описания. Подготовьтесь к изложению.
Наконец-то поднялось и солнце! Заискрились росинки, на стволах деревьев обозначилась каждая морщинка коры, за каждым листом легла густая тень...
Над поляной поплыла и заструилась тёплая дымка. Солнце припекло вовсю. Дремлют фазаны и зайцы. И я дремлю, подставив себя солнцу, выгоняя ночной озноб.
Когда открыл глаза — рядом стояли олени! Глаза чёрные и огромные, губы мягкие и ворсистые. Вздрагивают влажные ноздри.
Вот когда я по-настоящему окаменел. И олени окаменели. От напряжения у них на глазах слёзы. Уши нацелены, как радары. Озноб пробегает по холёной замшевой коже. На напряжённых ногах вздуваются и опадают бугры мышц.
Передо мной редкостные тугайные олени, обитатели пойменных лесов южных рек. Когда-то их было много, и они украшали леса. Теперь увидеть их так же трудно, как тигра или барса.
Задний олень тычет носом переднего: иди, не стой. Передний отворачивается от меня и, положив рога на спину, словно поплыл над тростниками! И тут струйка ветра со странным запахом человека мазнула по влажным ноздрям: олени дрогнули и понеслись! Теперь они не плыли, а летели в золотых тростниковых волнах. И от дробного топота копыт чуть подрагивала земля...
Ни фазаны, ни зайцы не обратили на оленей никакого внимания. А что делать мне? Стоит пошевельнуться — и рухнет покой поляны. Я для них — это страх, опасность,
тревога. Хороший подарок за всё, чем они меня наградили...
Ракетами взовьются фазаны, в пену взбивая крыльями воздух. У зайцев выкатятся глаза, и они распластаются над землёй, вышибая ногами пыль. Останусь на поляне я один — царь природы...
Вставать или не вставать?..
(Н. Сладков)
Докажите, что текст является повествованием с элементами описания.
Данный текст является повествованием, так как в нём рассказывается об определённом событии, произошедшем в прошлом. Текст отвечает на вопросы: что произошло? с кем произошло? когда произошло?
К элементам описания в тексте относятся отрывки, посвящённые оленям – они описывают внешность и действия оленей.
Подготовьтесь к изложению.
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: встреча с тугайными оленями.
Основная мысль:
- «Я для них – это страсть, опасность, тревога».
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: олени, природа, поляны, опасность, царь природы.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 9 абзацев.
План текста:
1. Пробуждение природы.
2. Встреча с оленями.
3. Реакция оленей на присутствие человека.
4. Размышления автора о взаимодействии человека с природой.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: художественный.
Тип речи: повествование с элементами размышления.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Составьте план текста.
План текста:
1. Пробуждение природы.
2. Встреча с оленями.
3. Реакция оленей на присутствие человека.
4. Размышления автора о взаимодействии человека с природой.
3. Выпишите глаголы совершенного вида. Почему их так много?
Глаголы совершенного вида:
- поднялось
- заискрились
- обозначилась
- легла
- поплыла
- заструилась
- припекло
- открыл
- окаменел
- окаменели
- увидеть
- поплыл
- мазнула
- дрогнули
- понеслись
- не обратили
- пошевельнуться
- рухнет
- наградили
- взовьются
- выкатятся
- распластаются
- останусь
Почему их так много?
Автор использует большое количество глаголов совершенного вида, чтобы передать последовательность действий, поскольку данный текст является повествовательным.
4. В чём особенность использования словосочетания хороший подарок и перифраза царь природы?
Словосочетание «хороший подарок» употреблено в переносном значении, оно является иронией.
Перифраз «царь природы» усиливает этот иронический эффект.
Автор будто бы насмехается над самим собой, если он спугнёт животных на поляне.
5. Найдите изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты, перифраз, стилистически окрашенные слова, ряды однородных членов, градацию, восклицательные и вопросительные предложения, иронию, умолчание). Обратите внимание на то, что в тексте используется много коротких, малораспространённых предложений, что придаёт повествованию особую динамичность.
Сравнения:
- нацелены, как радары
- увидеть так же трудно, как тигра или барса
- словно поплыл над тростниками
- ракетами взовьются фазаны
Метафоры:
- поднялось солнце
- поплыла и заструилась дымка
- я окаменел
- олени окаменели
- золотые тростниковые волны
- положив рога на спину
- вздуваются и опадают бугры мышц
- в пену взбивая крыльям воздух
Эпитеты:
- густая (тень)
- тёплая (дымка)
- чёрные и огромные (глаза)
- мягкие и ворсистые (губы)
- влажные (ноздри)
- холёная замшевая (кожа)
- напряжённые (ноги)
- редкостные (олени)
- страшный (запах)
- золотые тростниковые (волны)
- дробный (топот)
- ночной (озноб)
Перифраз:
- царь природы
Стилистически окрашенные слова:
- выкатятся глаза
- тычет носом
- распластаются
- олени понеслись
- рухнет покой
- плыли
- летели
- обомлели
- окаменел
- мазнула
Ряды однородных членов:
- поплыла и заструилась дымка
- дремлют фазаны и зайцы
- глаза чёрные и огромные
- губы мягкие и ворсистые
- вздуваются и опадают бугры мышц
- олени дрогнули и понеслись
- они не плыли, а летели
- это страх, опасность, тревога
Градация:
- страх, опасность, тревога
Восклицательные и вопросительные предложения:
- Наконец-то поднялось и солнце!
- Когда открыл глаза – рядом стояли олени!
- Передний отворачивается от меня и, положив рога на спину, словно поплыл над тростниками!
- И тут струйка ветра со странным запахом человека мазнула по влажным ноздрям: олени дрогнули и понеслись!
- А что делать мне?
- Вставать или не вставать?
Ирония:
- хороший подарок за всё, чем они меня наградили
Умолчание:
- Останусь на поляне я один – царь природы…
- Вставать или не вставать?..
6. Какое слово имеет стилистическую окраску?
а) подарок
б) вовсю
в) человек
г) олени
а) подарок (нейтральное)
б) вовсю (разговорное)
в) человек (нейтральное)
г) олени (нейтральное)
Ответ: слово б) вовсю имеет стилистическую окраску.
7. Понаблюдайте за использованием таких пунктуационных знаков, как тире, многоточие. В чём их выразительность?
В данном тексте автор при помощи тире передаёт внезапность и последовательность действий, событий: «Когда открыл глаза – рядом стояли олени1».
Также тире позволяет Н. Сладкову сделать акцент на иронии: «Я для них – это страх, опасность, тревога».
Также тире выражает противопоставление: «Стоит пошевельнуться – и рухнет покой поляны».
Многоточие в тексте передаёт не только мысли, но и чувства: «Вставать или не вставать?..»
Ещё одна функция многоточия в тексте – передавать недосказанность и прерванность речи, связанную с эмоциональным напряжением: «Хороший подарок за всё, чем они меня наградили…»
Следовательно, многоточие и тире помогают понять письменное сообщение и придать ему необходимую эмоциональную окраску.
8. Какое слово не является деепричастием?
а) взбивая
б) положив
в) выгоняя
г) понеслись
д) подставив
а) взбивая (что делая?) деепричастие)
б) положив (что сделав?) деепричастие)
в) выгоняя (что делая?) деепричастие)
г) понеслись (что сделали?) глагол)
д) подставив (что сделав?) деепричастие)
Ответ: слово г) понеслись не является деепричастием.
9. Объясните написание слов: по-настоящему,редкостный, трост ни ковы и, припекло, распластаются.
- по-настоящему (приставка по- с наречиями на –ему пишется через дефис)
- редкостный (проверочные слова: редок; редкость)
- тростниковый (проверочное слово: трость)
- припекло (приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата)
- распластаются (приставка перед основой на глухой согласный; что сделают?)
10. Произведите пунктуационный анализ текста.
Наконец-то поднялось и солнце! Заискрились росинки, (запятая разделяет части сложного предложения) на стволах деревьев обозначилась каждая морщинка коры, (запятая разделяет части сложного предложения) за каждым листом легла густая тень…
Над поляной поплыла и заструилась тёплая дымка. Солнце припекло вовсю. Дремлют фазаны и зайцы. И я дремлю, (запятой выделяется деепричастный оборот) подставив себя солнцу, (запятая между однородными деепричастными оборотами) выгоняя ночной озноб.
Когда открыл глаза – (тире в сложном предложении со значением следствия и времени) рядом стояли олени! Глаза чёрные и огромные, (запятая разделяет части сложного предложения) губы мягкие и ворсистые. Вздрагивают влажные ноздри.
Вот когда я по-настоящему окаменел. И олени окаменели. От напряжения у них на глазах слёзы. Уши нацелены, (запятой выделяется сравнительный оборот) как радары. Озноб пробегает по холёной замшевой коже. На напряжённых ногах вздуваются и опадают бугры мышц.
Передо мной редкостные тугайные олени, (запятой выделяется обособленное приложение) обитатели пойменных лесов южных рек. Когда-то их было много, (запятая разделяет части сложного предложения) и они украшали леса. Теперь увидеть их так же трудно, (запятой выделяется сравнительный оборот) как тигра или барса.
Задний олень тычет носом переднего: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения) иди, (запятая между однородными сказуемыми) не стой. Передний отворачивается от меня и, (запятой выделяется деепричастный оборот) положив рога на спину, (запятой выделяется деепричастный оборот) словно поплыл над тростниками! И тут струйка ветра со странным запахом человека мазнула по влажным ноздрям: (во второй части следует изложение факта) олени дрогнули и понеслись! Теперь они не плыли, (запятая между однородными сказуемыми) а летели в золотых тростниковых волнах. И от дробного топота копыт чуть подрагивала земля…
Ни фазаны, (запятая между однородными подлежащими) ни зайцы не обратили на оленей никакого внимания. А что делать мне? Стоит пошевельнуться – (быстрая смена событий) и рухнет покой поляны. Я для них – (подлежащее выражено местоимением, сказуемое – существительным в именительном падеже) это страх, (запятая между однородными сказуемыми) опасность, (запятая между однородными сказуемыми) тревога. Хороший подарок за всё, (запятая разделяет части сложного предложения) чем они меня наградили…
Ракетами взовьются фазаны, (запятой выделяется деепричастный оборот) в пену взбивая крыльями воздух. У зайцев выкатятся глаза, (запятая разделяет части сложного предложения) и они распластаются над землёй, (запятой выделяется деепричастный оборот) вышибая ногами пыль. Останусь на поляне я один – (тире выделяется уточнение) царь природы.
Вставать или не вставать?
11. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием.
Наконец-то поднялось солнце! Заискрились росинки, на деревьях обозначились морщинки коры, за каждым листом лела тень.
Дремлют фазаны и зайцы. Я тоже дремлю, подставив себя солнцу.
Открываю глаза и вижу оленей! Они стоят рядом, красивые и величественные.
Олени вздрогнули и убежали, испугавшись ветерка, который принёс запах человека.
Ни фазаны, ни зайцы не обратили на оленей внимания. А я боюсь пошевелиться, чтобы не нарушить покой поляны. Вставать или не вставать?
Я решаю не вставать, чтобы не спугнуть оленей и остальных живых существ на поляне. Я наблюдаю за ними из-под полуприкрытых век. Олени прекрасны в своей грации и лёгкости. Они – часть этого мира, как и все остальные существа.
Я понимаю, что не имею права нарушать гармонию природы своим присутствием. Поэтому продолжаю лежать неподвижно, наслаждаясь красотой момента.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением