Упр.39 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 39.1 Прочитайте начало очерка «Как вольная сильная птица...».Объясните орфограммы. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к изложению.Серый октябрьский день. В...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
39.1 Прочитайте начало очерка «Как вольная сильная птица...».
Объясните орфограммы. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к изложению.
Серый октябрьский день. В просторной аудитории Лит-института имени Горького относительная тишина. Вдруг в мои руки попадает небольшая книжка. Хочу передать сборник дальше, поскольку и фамилия автора почти не знакома. Но что-то заставляет заглянуть внутрь...
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды...
Безыскусные, с горчинкой, и всё-таки очень светлые строфы коснулись моего сердца... Переворачиваю страницу — и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
И в том, как точно, с каким удивительным чувством меры повторялось далее слово тихо, уже был виден не только талантливый поэт, но и мастер. А строки ведут, и каждый глагол — сквозь сердце, и наконец, как выдох:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Простые, пронзительные эти строки не дойдут разве что до человека, для которого не только поэзия, но и родина — пустой звук. Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы людей — даже те, кто до тех пор смотрел на поэзию, особенно современную, свысока?
(В. Коростелева)
Прочитайте начало очерка «Как вольная сильная птица…». Объясните орфограммы.
Серый октябрьский (словарное слово) день. В просторной (словарное слово) аудитории (словарное слово) Литинститута имени Горького относительная (словарное слово) тишина. (проверочное слово: тишь) Вдруг (словарное слово) в мои руки попадает (словарное слово; попадать, 1 спряжение) небольшая (можно заменить синонимом: маленькая) книжка. (проверочное слово: книжек) Хочу передать (неизменяемая приставка пере-) сборник дальше, поскольку и фамилия автора (словарное слово) почти не (частица не с глаголами пишется раздельно) знакома. Но что-то (суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) заставляет (заставлять, 1 спряжение) заглянуть внутрь… (заглянуть (куда?) внутрь; наречия пишутся слитно)
В горнице моей светло. (проверочное слово: свет)
Это от ночной (проверочное слово: ночь) звезды. (проверочное слово: звёзды)
Матушка возьмёт (словарное слово) ведро, (проверочное слово: вёдра)
Молча принесёт (приставка при- имеет значение «приближение») воды… (проверочное слово: водный)
Безыскусные, (приставка перед основой на гласный; после приставок на согласные происходит чередование и//ы; проверочное слово: безыскусен) с горчинкой, (проверочное слово: горький) и всё-таки (частица –таки пишется через дефис) очень светлые строфы коснулись (чередование –кос-/-кас-, после корня нет суффикса –а-) моего сердца… (проверочное слово: сердечный) Переворачиваю (неизменяемая приставка пере-) страницу – и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже:
Тихая моя родина!
Ивы, река, (проверочное слово: реки) соловьи… (проверочное слово: соловушка)
И в то, как точно, с каким удивительным (проверочное слово: диво) чувством (словарное слово) меры повторялось (словарное слово) далее слово тихо, уже был виден не только талантливый поэт, (словарное слово) но и мастер. А строки ведут, и каждый глагол – сквозь (проверочное слово: сквозит) сердце, и наконец, как выдох:
С каждой избою (проверочное слово: избы) и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Простые, (проверочное слово: просто) пронзительные эти строки не (частица не с глаголами пишется раздельно) дойдут разве что до человека, (словарное слово) для которого не только поэзия, (словарное слово) но и родина – пустой звук. Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства (проверочное слово: больше) просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы (словарное слово) людей – даже те, кто до тех пор смотрел (проверочное слово: смотрит) на поэзию, особенно современную, (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) свысока? (смотрит (как?) свысока; наречия пишутся слитно)
Выпишите ключевые слова.
- Рубцов
- поэзия
- родина
- связь
- строки
- чувства
Подготовьтесь к изложению.
Для того, чтобы подготовиться к изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: влияние поэзии Рубцова на читателей.
Основная мысль:
- «простые, пронзительные эти строки не дойдут разве что до человека, для которого не только поэзия, но и родина – пустой звук».
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: Рубцов, поэзия, родина, связь, строки, чувства.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 4 абзаца.
План текста:
1. Атмосфера в Литинституте имени Горького
2. В. Коростелёва впервые сталкивается со сборником стихов Николая Рубцова.
3. Стихотворение «Тихая моя родина».
4. Отклик у читателей.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: повествование с элементами размышления.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
Посыл данного текста в том, что автор хочет донести до читателя свой взгляд на поставленный в тексте вопрос. Текст в меру эмоционален, есть клишированность. Построение текста соответствует схеме: тезис – доказательство – вывод, также содержатся аргументы. Жанр текста – очерк.
Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.
3. Укажите средства речевой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафоры, сравнение, оценочная лексика, ряды однородных членов, вопросительное предложение, цитирование, односоставные предложения, элементы повествования.
Эпитеты:
- серый октябрьский (день)
- относительная (тишина)
- светло (в горнице)
- ночная (звезда)
- безыскусные, светлые (строфы)
- тихая (родина)
- удивительное (чувство)
- талантливый (поэт)
- жгучая, самая смертная (связь)
- простые, пронзительные (строки)
- пустой (звук)
Метафоры:
- строфы коснулись моего сердца
- строки ведут, и каждый глагол – сквозь сердце, и наконец, как выдох
- гром, готовый упасть
Оценочная лексика:
- относительная тишина
- вдруг
- безыскусные, с горчинкой, и всё-так очень светлые строфы
- не дойдут разве что до человека, для которого не только поэзия, но и родина – пустой звук
Ряды однородных членов:
- безыскусные, с горчинкой, и всё-таки очень светлые строфы
- там о ней, о малой родине, но уже и шире, и глубже
- ивы, река, соловьи
- как точно, с каким удивительным чувством меры повторилось…
- виден не только талантливый поэт, но и мастер
- простые, пронзительные строки
- с каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь
Вопросительное предложение:
- Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы людей – даже те, кто до тех пор смотрел на поэзию, особенно современную, свысока?
Цитирование:
1)
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…
2)
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
3)
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Односоставные предложения:
- Серый октябрьский день.
- В просторной аудитории Литинститута имени Горького относительная тишина.
- Хочу передать сборник дальше…
- В горнице моей светло.
- Это от ночной звезды.
- Переворачиваю страницу – и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже.
- Тихая моя родина!
- Ивы, река, соловьи…
- С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь.
4. Выпишите из четверостиший Рубцова примеры, когда рифмуются слова разных частей речи.
- светло (каково?) краткое прилагательное) – ведро (что?) существительное)
- звезды (чего?) существительное) – воды (чего?) существительное)
- тучею (чем?) существительное) – жгучую (какую?) прилагательное)
- упасть (что сделать?) глагол) – связь (что?) существительное)
Ответ: примеры, когда рифмуются слова разных частей речи: светло – ведро; тучею – жгучую; упасть – связь.
5. Укажите средства связи между предложениями первого абзаца.
Для справки: однотематическая лексика, синонимы (книжка, сборник), союз, порядок слов.
Средства связи между предложениями первого абзаца:
- однотематическая лексика (аудитория, Литинститута)
- синонимы (книжка, сборник)
- союз (но)
- порядок слов (первые два предложения назывные, подлежащее находится в конце предложений; в следующих двух предложениях в начале предложения стоит сказуемое)
6. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении?
[Простые, пронзительные эти строки не дойдут разве что до человека]1, (для которого не только поэзия, но и родина – пустой звук)2.
В данном предложении 2 грамматические основы.
7. Какие слова не являются грамматической основой предложения?
а) кто смотрел
б) повторялось слово
в) хочу передать сборник
г) что-то заставляет
а) кто смотрел (есть кто?) кто; кто (что делал?) смотрел; является грамматической основой)
б) повторялось слово (есть что?) слово; слово (что делало?) повторялось; является грамматической основой)
в) хочу передать сборник (что делаю?) хочу передать; хочу передать (что?) сборник; не является грамматической основой)
г) что-то заставляет (есть что?) что-то; что-то (что делает?) заставляет; является грамматической основой)
Ответ: слова в) хочу передать сборник не являются грамматической основой.
8. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?
а) смотрел свысока
б) вдруг попадает
в) очень светлые
г) миллионы людей
а) смотрел свысока; смотрел (как?) свысока; примыкание
б) вдруг попадает; попадает (как?) вдруг; примыкание
в) очень светлые; светлые (насколько?) очень; примыкание
г) миллионы людей; миллионы (кого?) людей; управление
Ответ: в словосочетании г) миллионы людей связь иная, чем примыкание. В данном словосочетании связь управление.
9. Выучите цитируемые строки наизусть, запишите по памяти.
1)
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…
2)
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
3)
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
10. Какими примерами из текста можно подтвердить правила обособления определений?
Правила обособления определений можно подтвердить следующими примерами:
1) Переворачиваю страницу – и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже. (обособленное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется)
2) Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы людей – даже те, кто до тех пор смотрел на поэзию, особенно современную, свысока. (уточняющие определения стоят после определяемого слова и обособляются запятыми).
11. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Чем I привлекает поэзия Рубцова», «Тема родины в русской поэзии», «Роль цитирования в тексте».
Изложение
В тексте описывается момент, когда автор находит сборник стихов Николая Рубцова. Сначала он хочет передать книгу дальше, но решает прочитать её сам. Стихи Рубцова трогают его своей простотой и глубиной. Особенно автора впечатляют строки о родине, которые выражают глубокую связь поэта с родной землёй.
Автор размышляет о том, знал ли Рубцов, что его стих найдут отклик у миллионов людей, даже у тех, кто раньше относился к поэзии свысока. Этот момент показывает, насколько важны и значимы могут быть произведения искусства, способные объединить людей и вызвать глубокие эмоции.
Сочинение
Чем привлекает поэзия Рубцова
Поэзия Николая Рубцова привлекает своей искренностью, глубиной чувств и образов, а также связью с русской природой и народной культурой. Рубцов в своих стихах выражает любовь к Родине, её истории и культуре, а также к простым людям и их жизни.
Одной из главных особенностей поэзии Рубцова является её простота и доступность. Его стихи легко читаются и запоминаются, но при этом они содержат глубокий философский смысл. Рубцов говорит о вечных ценностях, таких как любовь, дружба, верность, используя при этом простые и понятные образы.
Ещё одной привлекательной чертой поэзии Рубцова является её музыкальность. Многие его стихи положены на музыку и стали известными песнями. Это делает его поэзию ещё более близкой и понятной для читателей и слушателей.
Кроме того, поэзия Рубцова привлекает своей эмоциональностью и выразительностью. Он умеет передать самые разные чувства и настроения, от радости и любви до грусти и одиночества. Его стихи заставляют читателя задуматься о жизни, о себе и о мире вокруг.
В целом, поэзия Николая Рубцова является одним из ярких явлений русской литературы ХХ века. Она продолжает привлекать внимание читателей своей глубиной, искренностью и красотой.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением