Упр.41 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 41 1.  Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы сложных предложений.Лексика — наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
41 1. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы сложных предложений.
Лексика — наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности — в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нём параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно всё», о чём он сказал в своём творчестве.
Дело в том, что язык по своей природе консервативен. Это хорошо видно по сохраняющимся в языке названиям. Например, мы продолжаем называть пером то, что совсем не похоже на гусиные перья, которыми писали наши предки; нож называем перочинным, хотя никакие перья им давно не чинят...
И подобных примеров множество.
(Энциклопедический словарь юного филолога)
Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.
Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности – в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нём параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно всё», о чём он сказал в своём творчестве.
Дело в том, что язык по своей природе консервативен. Это хорошо видно по сохраняющимся в языке названиям. Например, мы продолжаем называть пером то, что совсем не похоже на гусиные перья, которыми писали наши предки; нож называем перочинным, хотя никакие перья им давно не чинят…
И подобных примеров множество.
Составьте схемы сложных предложений.
[Но значит ли это]1, (что словарь текуч, неустойчив)2, (что темп изменений в нём параллелен темпу общественных перемен)3?
[= -]1, (что - =, =)2, (что - =)3?
(Если бы это было так)1, [то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова и даже Горького]2.
(Если = -)1, [то - =]2.
[Тем не менее «нам внятно всё»]1, (о чём он сказал в своём творчестве)2.
[= -]1, (о чём - =)2.
[Дело в том]1, (что язык по своей природе консервативен)2.
[- =]1, (что - =)2.
[Например, мы продолжаем называть пером то]1, (что совсем не похоже на гусиные перья)2, (которыми писали наши предки)3; [нож называем перочинным]4, (хотя никакие перья им давно не чинят)5…
[- =]1, (что =)2, (которыми = -)3; [=]4, (хотя =)5…
2. В каком значении употребляется слово консервативный?
Консервативный – отстаивающий старое, противящийся нововведениям, изменениям.
3. Докажите, что это текст научно-популярного стиля.
Главная функция данного текста – сообщить какие-либо научные факты. Задача текста – предельно объективно и логично передать информацию. В тексте говорится о лексике как о наиболее подвижной, изменчивой части языка. Данный текст является научной статьёй.
В тексте используются термины: лексика, параллелен, консервативен, факты. Также в тексте присутствуют такие отвлечённые понятия, как изменения, отношения, названия. Их использование характерно для текстов научно-популярного стиля.
Текст носит обобщённый и отвлечённый характер.
Данный текст монологичен, авторские Я сведено к минимуму.
В тексте присутствуют сложные предложения. Информация в предложения подана максимально полно и понятно.
4. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Связь между предложениями в данном тексте осуществляется при помощи:
- местоименной замены (лексика – она)
- союзов (но, если бы, а, и)
- указательного местоимения (это)
- вводных слов (например)
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Орфографические правила:
1) Правописание неизменяемых приставок; подвижная; неизменяемая приставка по-
2) правописание тся/ться; откликается; она (что делает?) откликается.
3) Правописание мягкого знака на конце слова; текуч; на конце кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.
4) Правописание частицы не с краткими прилагательными; неустойчив; можно заменить синонимом: изменчив.
5) Удвоенная согласная в корне слова; параллелен; словарное слово.
6) Правописание н/нн в суффиксах прилагательных;
- общественных; в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн
- гусиные; в суффиксе -ин- пишется одна н
7) Правописание частицы не с глаголами; не понимали; частица не с глаголами пишется раздельно
8) Оглушение согласных на конце слова; назад; проверочное слово: сзади.
9) Правописание непроверяемых безударных гласных; природе; словарное слово
10) Правописание проверяемых безударных гласных; пером; проверочное слово: перья.
11) Правописание частицы ни с отрицательными местоимениями; никакими; частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: никакими.
Пунктуационные правила:
12) Между главными членами предложения, выраженными именами существительными в именительном падеже, ставится тире:
Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка.
13) Между однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов, ставятся запятые:
Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности – в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми.
14) Между частями сложного предложения ставятся запятые:
[Но значит ли это], (что словарь текуч, неустойчив), (что темп изменений в нём параллелен темпу общественных перемен)?
15) Вводные слова выделяется запятыми:
Например, мы продолжаем называть пером то…
6. Используя материал текста, составьте словарный диктант. Включите в него заимствованные слова.
Словарный диктант:
- лексика
- часть языка
- откликается
- во внешней, неязыковой действительности
- в материальной и культурной жизни общества
- в социальном укладе
- текуч
- параллелен
- темп общественных перемен
- более полутора столетий назад
- творчество
- консервативен
- гусиные перья
- перочинный нож
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением