Параграфы 16-17 ГДЗ Мединский Чубарьян 7 класс (История)

Изображение § 16–17. Культура эпохи ВозрожденияКаковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?Главной отличительной чертой эпохи Возрождения был...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 7 класс, Просвещение:
§ 16–17. Культура эпохи Возрождения
Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?
Главной отличительной чертой эпохи Возрождения был гуманизм. Это направление мысли, которое в центр всего ставило человека, его личность, разум и возможности.
Художники и скульпторы стали изображать людей реалистично, с их индивидуальными чертами лица, эмоциями и даже недостатками. Персонажи на картинах, даже библейские, выглядели как живые люди.
Художников вдохновляло искусство Древней Греции и Рима. Они начали изображать обнаженное тело, изучать анатомию, использовать гармоничные пропорции и классические сюжеты.
Появилась перспектива (техника, создающая иллюзию глубины пространства), что сделало картины более объемными и реалистичными.
Помимо религиозных сюжетов, стали популярными светские темы: портреты, мифологические сцены, изображение природы.
Что на этом портрете свидетельствует о том, что он написан во времена возрождения интереса к Античности?
На портрете юноши работы Доменико Каприоло мы видим несколько характерных признаков эпохи Возрождения.
Лавровый венок – это прямой символ, пришедший из Древней Греции и Рима. В античности лавровым венком награждали поэтов, героев и победителей. Его изображение говорит о стремлении к славе, поэтическому вдохновению и мудрости — типичным идеалам гуманизма.
Одеяние юноши, хотя и современное художнику, своим кроем и драпировкой отсылает к тогам или плащам древних римлян.
Сама поза юноши, его задумчивое и уверенное выражение лица напоминают идеал гармоничного и совершенного человека, к которому стремились в античную эпоху.
Используя дополнительные источники, выясните, почему именно античное наследие, а не средневековая живопись и архитектура стали столь популярны в XV—XVI вв.
Искусство и философия Древней Греции и Рима воспевали красоту человеческого тела, силу разума и стремление к земной славе. Это идеально совпало с идеями гуманистов, которые хотели освободить человека от строгих ограничений средневековой религии. Античность давала примеры богатой культуры, не сосредоточенной только на религии: философия, наука, театр, политика, спорт. Гуманисты эпохи Возрождения считали период, отделявший их от Античности, временем упадка культуры и "варварства". Они стремились "возродить" великую культуру прошлого, отсюда и название эпохи — Ренессанс (с фр. — "возрождение").
Как вы полагаете, что заставляло Микеланджело и дальше сотрудничать с папой?
Папа Римский был одним из самых могущественных и богатых покровителей искусства. Отказать ему значило лишиться крупного заказа, денег и покровительства, что могло бы разрушить карьеру художника.
Микеланджело "боялся гнева папы". Неподчинение могло привести к серьезным последствиям, вплоть до обвинений в ереси.
Отчего он отказывался оформить капеллу богаче?
Микеланджело был не просто ремесленником, а художником-интеллектуалом. Он считал, что истинная красота — в гармонии форм, выразительности поз и жестов, а не в внешней роскоши.
говорит сам Микеланджело, библейские персонажи (святые и пророки) были простыми людьми, которые "презирали богатство". Добавление золота противоречило бы этому образу и выглядело бы фальшиво. Он хотел показать их духовную силу, а не материальное богатство.
Сформулируйте основные характерные черты итальянского Возрождения.
Архитектура эпохи Возрождения, как и живопись, была пропитана подражанием античным образцам. В своих мечтах властители и архитекторы стремились создать идеальный город с регулярной планировкой и величественными зданиями, но в полной мере ни один из этих проектов по разным причинам так и не реализовался. Теоретики архитектуры находились в поисках универсального рецепта гармонии. В эпоху Возрождения многие художники искали свой путь в живописи, что приводило к созданию произведений, плохо укладывавшихся в каноны. Простота и гармоничность форм античных скульптур, величественность зданий императорского Рима оказали большое влияние на деятелей эпохи Возрождения, превратились в образец для подражания.
Найдите в Интернете эту картину и составьте описание её фрагментов.
На картине мы видим такую сцену: деревня, полная людей, которые заняты самыми странными делами. Кто-то бьется головой о стену, другой "вооружается до зубов", третий "вешает колокольчик на кота".
Выясните, почему она получила такое название.
Картина получила такое название потому, что она является визуальной энциклопедией нидерландских пословиц и поговорок. Брейгель буквально изобразил более ста народных выражений, часто в их прямом, буквальном смысле, что выглядит очень комично.
Какие пословицы зашифрованы в картине.
• "Биться головой о стену" — пытаться сделать невозможное.
• "Вооружаться до зубов" — быть хорошо подготовленным.
• "Вести друг друга за нос" — обманывать.
• "Вешать колокольчик на кота" — совершать опасный и безрассудный поступок.
• "Большая рыба ест маленькую" — сильный всегда побеждает слабого.
Как вы думаете, интересно ли было современнику Брейгеля Старшего рассматривать подобные работы?
Для современника Брейгеля эта картина была как увлекательная головоломка или комикс. Они с удовольствием разглядывали ее, узнавая знакомые поговорки и подмечая юмор в их буквальном изображении. Это было весело, познавательно и отражало народную мудрость.
А вам? Свой ответ поясните.
Сначала картина может показаться просто странной и перегруженной. Но как только вы начинаете разгадывать пословицы, она становится невероятно интересной! Это похоже на квест — поиск скрытых смыслов. Она заставляет задуматься о том, как язык и культура связаны с искусством, и многие ее сюжеты остаются актуальными и сегодня.
Как проявлялись идеи Ренессанса в творчестве деятелей Северного Возрождения?
Северное Возрождение испытывало и большое влияние Реформации. Так, в Германии на первый план выходили этическая, религиозная, политическая, историческая проблематика, большую роль играло книгопечатание.
В германских землях Северное Возрождение связывается с именем художника, гравёра и теоретика искусства Альбрехта Дюрера (1471—1528). Античное наследие он изучал в ходе своих путешествий в Венецию. Всю жизнь Дюрер оставался непревзойдённым портретистом, находился в поиске идеальных пропорций человеческого тела. Современником Дюрера был другой известный немецкий художник — Лукас Кранах Старший, автор работ на религиозные и античные сюжеты. Сблизившись с Лютером, он создал немало его портретов и картин на евангельские сюжеты, которые послужили пропаганде идей Реформации. В эти же годы жил и Ганс Гольбейн Младший, иллюстрировавший «Похвалу глупости» и ряд других произведений. В середине XVI в. в Нидерландах творил Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569). Многие пейзажи и жанровые сценки художника посвящены изображению простых людей, жизни крестьян и горожан, из-за чего впоследствии он получил прозвище Мужицкий. Мастер аллегорий и иносказаний, он смотрит на жизнь людей словно с высоты птичьего полёта; его полотна представляют собой удивительное сочетание широкого охвата пейзажей и чрезвычайного внимания к мелким деталям.
Как вы думаете, почему Мор и Бэкон «отстают от своей эпохи»?
Автор книги считает, что Томас Мор (автор «Утопии») и Фрэнсис Бэкон (автор «Новой Атлантиды») «отстают от своей эпохи» не потому, что они были глупы, а потому, что они были критиками и мечтателями. В то время как в эпоху Возрождения главной ценностью становилась отдельная личность (индивидуализм), а в экономике начинали править деньги и частная собственность (капитализм), утописты предлагали совсем другое общество.
Они видели проблемы нового времени: жадность, неравенство, социальную несправедливость. Поэтому в ответ они придумали идеальные миры, где нет частной собственности и денег, а все живут в строгом коллективе, подчиняясь общим правилам. Они не «отставали», а, наоборот, заглядывали в будущее, пытаясь найти решение тех негативных сторон, которые они видели в развивающемся мире. Их идеи были не возвратом в прошлое, а смелой попыткой предложить альтернативу.
Почему, с вашей точки зрения, утопии в это время стали столь популярны?
Разрыв между вновь открытым идеальным миром Античности и окружающей реальностью в эпоху Возрождения вылился в создание многочисленных литературных утопий (от греч. «место, которого нет»). Название этому жанру дала книга Томаса Мора «Утопия» (1515).
Как вы думаете, на чьей стороне автор — Карнавала или Поста?
Судя по описанию картины, Питер Брейгель Старший, скорее всего, не занимает чью-то одну сторону. Он был мастером показывать жизнь во всей ее полноте, с ее противоречиями. Он изображает Карнавала — толстого, веселого и обжорливого, и Поста — худого, строгого и аскетичного, с одинаковой долей юмора и внимания к деталям.
Скорее всего, Брейгель хотел показать вечный круговорот жизни, где есть место и веселью, и воздержанию, и излишествам, и строгости. Он не осуждает ни того, ни другого, а просто наблюдает за этим красочным и немного абсурдным действом, предлагая зрителю самому задуматься над этим противоречием. Его позиция — это позиция мудрого и остроумного наблюдателя народной жизни.
Обсудите в классе, почему фарс и комедия дель арте получили такое распространение именно в эпоху Возрождения.
Фарс и комедия дель арте получили широкое распространение в эпоху Возрождения, потому что это была эпоха гуманизма, когда внимание переключилось с божественного на человеческое. Эти театральные жанры были народными и понятными всем. Они показывали живых, настоящих людей с их смешными и грешными сторонами: хитрыми слугами, жадными купцами, глупыми мужьями. Вместо сложных религиозных сюжетов зрители видели на сцене самих себя — это было весело и отражало новый интерес к человеческой личности. Кроме того, комедия дель арте была очень динамичной и импровизационной, актеры напрямую общались с залом, что создавало ощущение всеобщего праздника и свободы, характерное для духа Возрождения.
1. Изучите иллюстрацию в начале параграфа. Используя дополнительные источники, назовите не менее пяти персонажей, изображённых на этой картине.
• Платон (в центре, в красном плаще, указывает пальцем на небо).
• Аристотель (рядом с Платоном, в синем плаще, рука направлена к земле).
• Пифагор (сидит в левой части на ступенях, с книгой).
• Сократ (стоит в группе слева, одет в зелёное, ведёт дискуссию).
• Диоген (полулежит на ступенях в центре, в одиночестве).
• Евклид (или Архимед, в правой части, склонился над чертёжной доской).
• Птолемей (справа, держит в руках небесную сферу).
• Гераклит (сидит в центре на ступенях, опершись на камень, похож на Микеланджело)
По каким признакам можно определить, что художник относит действие к Античности?
Картина изображает величественное здание с колоннами, арками и куполами, типичными для древнеримской архитектуры (например, похоже на проект собора Святого Петра). Все персонажи одеты в тоги и плащи, как древние греки и римляне. Свитки, книги, глобусы, чертёжные инструменты — всё это символы античной науки и философии.
Пользуясь дополнительными источниками информации, определите, что означают жесты двух главных персонажей.
Платон указывает пальцем вверх, на небо. Это символизирует его философию: он считал, что истина находится в мире идей, который вечен и совершенен.
Аристотель простирает руку над землёй, ладонью вниз. Это отражает его учение: истину нужно искать в нашем реальном, земном мире, через наблюдение и опыт.
2. Найдите картины художников этой эпохи в других параграфах и объясните, какие черты культуры Возрождения в них появились.
Картина Питера Брейгеля Старшего «Битва Карнавала и Поста» — прекрасный пример того, как идеи Возрождения проникли в Северную Европу (Нидерланды).
В Средневековье искусство чаще всего посвящалось библейским сюжетам и знати. Брейгель же изображает обычных горожан и крестьян, их праздники, заботы и развлечения. Художник видит в них личность, достойную внимания.
Картина не идеализирует действительность. Брейгель тщательно выписывает каждую фигуру, каждое лицо, передаёт характер и эмоции людей. Мы видим не абстрактные символы, а живых, настоящих людей с их смешными и грустными сторонами.
Хотя тема картины связана с религиозным постом, главным героем здесь является не Бог, а народная жизнь. Это бытовая сцена, полная суеты и юмора.
Несмотря на весёлый и шумный сюжет, картина — это аллегория. Она заставляет зрителя задуматься о вечном противостоянии излишества и воздержания, радости жизни и религиозного долга. Такая сложность мысли характерна для эпохи Возрождения.
3. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей эпохи Возрождения.
Альбрехт Дюрер был знаменитым немецким художником, гравёром и учёным. Его называют главным мастером Северного Возрождения.
Дюрер прославился своими гравюрами на дереве и на меди. Это такие картины, которые вырезались на доске или металле, а потом с них можно было сделать много отпечатков. Его гравюры, такие как «Рыцарь, смерть и дьявол» или «Адам и Ева», поражали современников детализацией и сложным философским смыслом. Благодаря гравюрам его искусство стало известно по всей Европе.
Дюрер был настоящим гуманистом. Он страстно желал постичь законы красоты и гармонии. Для этого он изучал математику, геометрию и теорию перспективы, чтобы создавать идеальные пропорции в своих работах, как это делали мастера в Италии. Он даже написал несколько научных трактатов.
Одна из его самых известных картин — «Автопортрет в возрасте 28 лет». На нём Дюрер изобразил себя как уверенного, красивого и благородного человека, что было смелым шагом, показывающим возросшую ценность человеческой личности.
Дюрер дважды ездил в Италию, чтобы учиться у итальянских мастеров. Он стал «мостом», который соединил художественные открытия итальянского Возрождения с традициями Северной Европы.
4. Выявите общие черты и различия в творчестве деятелей итальянского и Северного Возрождения.
Общие черты:
• И там, и там в центре искусства стоял человек. Художники стали изучать анатомию, изображать реальные эмоции и показывать ценность человеческой жизни
• Интерес к реальному миру
• Светские сюжеты
• Художники и там, и там активно изучали и использовали перспективу, чтобы делать свои работы объёмными и реалистичными
5. Используя ресурсы Интернета, подготовьте презентацию о влиянии Палладио на архитектуру последующих веков. Найдите здания, которые напоминают Ла Ротонду.
(Ссылка на презентацию ниже.)
Расположите в правильном хронологическом порядке следующие события: а) начало строительства собора Святого Петра; б) написание Т. Мором «Утопии»; в) создание Э. Роттердамским «Похвалы глупости»; г) начало росписи Микеланджело Сикстинской капеллы.
Ответ:
А) Начало строительства собора Святого Петра (1506 г.)
Г) Начало росписи Микеланджело Сикстинской капеллы (1508 г.)
В) Создание Э. Роттердамским «Похвалы глупости» (1509 г.)
Б) Написание Т. Мором «Утопии» (1516 г.)
Прочитайте отрывок из книги Э. Роттердамского «Похвала глупости». Ответьте на вопросы.
Прежде всего, кому не известно, что первые годы — самый приятный и весёлый возраст в жизни человека? Детей любят, целуют, ласкают, даже враг-чужеземец готов прийти к ним на помощь. Чем объяснить это, если не тем, что мудрая природа окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые. За детством следует юность. Кому она не мила, кто к ней не благоволит, кто не стремится помочь ей, кто не протягивает ей дружелюбную руку? Но в чём, спрошу я, источник очарования юности, если не во мне? Чем меньше умничает мальчик по моей милости, тем приятнее он всем и каждому.
Как вы понимаете смысл этого текста?
Эразм Роттердамский использует иронию. Он не всерьёз утверждает, что быть глупым — это хорошо. Наоборот, он «ставит эксперимент»: смотрит на мир глазами Глупости. Он показывает, что именно простота, непосредственность и даже некоторая глупость (а не высокомерие и ложная мудрость) делают детей и юношей такими милыми и привлекательными для всех. Мудрец, который постоянно умничает, часто бывает одинок и неприятен в общении.
Для чего, как вы думаете, Э. Роттердамский хвалит глупость?
Цель Эразма — критика общества. Показывая, как все восхищаются «глупостью» в детях, он намекает на то, что взрослые, особенно те, у кого есть власть и богатство (священники, правители, учёные), ведут себя гораздо более глупо, но при этом лицемерно притворяются мудрецами. Он высмеивает человеческие пороки, притворство и глупость, скрытые под маской важности и серьёзности.
Раскройте содержание понятия «гуманизм».
Гуманизм — это главная идея эпохи Возрождения. В центре внимания гуманистов находится ЧЕЛОВЕК, его личность, разум, творческие способности и земная жизнь. Если в Средневековье главной была мысль о Боге и греховности человека, то гуманисты провозгласили, что человек — это уникальное и прекрасное создание, достойное любви и изучения.
Докажите, что он оказал влияние на живопись и скульптуру эпохи Возрождения.
Художники стали изображать людей реалистично, с их индивидуальными чертами. Например, на картинах Леонардо да Винчи («Джоконда») или Ян ван Эйка («Портрет четы Арнольфини») мы видим не абстрактных святых, а живых людей с их характером и эмоциями.
Гуманистический интерес к человеку заставил художников, как Микеланджело, глубоко изучать анатомию. Его скульптура «Давид» — это гимн красоте и совершенству человеческого тела, а не просто библейский персонаж.
Появился пейзаж как самостоятельный жанр. Художники начали ценить и изображать красоту природы, что тоже было проявлением любви к земному миру.
Помимо религиозных картин, стали писать портреты знатных горожан, мифологические сцены, прославляющие человеческие страсти и силу разума.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Главной отличительной чертой эпохи Возрождения был гуманизм. Это направление мысли, которое в центр всего ставило человека, его личность, разум и возможности.
Художники и скульпторы стали изображать людей реалистично, с их индивидуальными чертами лица, эмоциями и даже недостатками. Персонажи на картинах, даже библейские, выглядели как живые люди.
Художников вдохновляло искусство Древней Греции и Рима. Они начали изображать обнаженное тело, изучать анатомию, использовать гармоничные пропорции и классические сюжеты.
Появилась перспектива (техника, создающая иллюзию глубины пространства), что сделало картины более объемными и реалистичными.
Помимо религиозных сюжетов, стали популярными светские темы: портреты, мифологические сцены, изображение природы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением