Параграф 16 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)

Изображение §16. Социализация личности и отклоняющееся поведениеЧто такое социальные нормы? Социальные нормы - признанные правила, образцы поведения или действий индивидов,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
§16. Социализация личности и отклоняющееся поведение
Что такое социальные нормы?
Социальные нормы - признанные правила, образцы поведения или действий индивидов, социальных групп.
Как они регулируют общественные отношения?
Нормы предстают перед человеком в виде социальных предписаний, запретов или разрешений что-либо делать в самых различных областях. Особое значение в обществе имеют нормы морали и права. Нормы права исходят от государства, им поддерживаются и охраняются. Выполнение моральных норм, вырабатываемых в ходе исторического развития человечества, обеспечивается внутренними установками и убеждениями человека, а также силой общественного мнения.
На основе норм, как вы уже знаете, формируются привычки, традиции, обычаи.
Как осуществляется социальный контроль?
Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они способствуют его сплочению, обеспечивают стабильность, дают возможность осуществлять социальный контроль (это система средств, препятствующих значительному отклонению индивидуального поведения человека от предписанного).
Какую роль в нём играют санкции?
Для поддержания одобряемого и пресечения негативного отклоняющегося поведения вводятся так называемые санкции.
Некоторые санкции применяют друг к другу сами люди (например, похвала, осуждение, избегание, нежелание вступать в контакт), эти санкции носят неформальный характер. Для реализации других санкций создаются специальные организации (суды, наградные комиссии и др.), а сами санкции регламентируются особыми документами (законами, инструкциями, распоряжениями). Такие санкции называют формальными.
Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существующих норм?
Я думаю, существуют такие ситуации, в которых приходится отступать от существующих норм. Это могут быть крайние, чрезвычайные ситуации, которые связаны с угрозой жизни человека.
Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?
Такими вредными привычками являются курение, алкоголизм и наркомания.
Разделяете ли вы эту позицию? Свой ответ обоснуйте.
Я разделяю эту позицию, потому что медиа имеют большое влияние на поведение людей в современности. Необходимо транслировать правильные мысли, чтобы не насаждать людям отрицательные ценности.
Попытайтесь выделить случаи, которые влекут за собой правовую ответственность, из приведённых выше примеров.
Например, если подростку надоест курить, и он станет принимать и распространять наркотики. Также примером может служить ситуация, в которой пьющие родители ударят ребенка.
1. Какова связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение»?
В обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, призванная регулировать поведение людей в соответствии с этими нормами. Вместе с тем нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами. Такое поведение называется отклоняющимся.
2. Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи?
Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток стал заядлым курильщиком), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях), на уровне государства (за предоставление необходимого документа чиновник вымогает взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность.
Самые серьёзные из них - преступления.
Но главное, что чаще всего используют для различения форм и проявлений отклоняющегося поведения — это последствия, к которым оно ведёт.
3. Что понимают под термином «социализация личности»?
Процесс усвоения человеком социальных норм, культурных ценностей называется социализацией. Свои первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Затем помощниками в овладении правилами общественной жизни становятся наряду с родственниками другие взрослые (учителя, спортивные тренеры, соседи), а также сверстники (одноклассники, товарищи по творческому коллективу, кружку и т. п.).
4. Какие механизмы существуют в обществе для поддержания или пресечения негативного поведения личности?
Для поддержания одобряемого и пресечения негативного отклоняющегося поведения вводятся так называемые санкции.
Некоторые санкции применяют друг к другу сами люди (например, похвала, осуждение, избегание, нежелание вступать в контакт), эти санкции носят неформальный характер. Для реализации других санкций создаются специальные организации (суды, наградные комиссии и др.), а сами санкции регламентируются особыми документами (законами, инструкциями, распоряжениями). Такие санкции называют формальными.
5. Какой ущерб наносит личности и обществу неумеренное употребление спиртного и приём наркотических веществ?
Алкоголизм разрушающим образом действует на личность пьющего. Прежде всего алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга, изменяет психику (утрачивается способность к анализу, нарушается речь, возникают провалы в памяти). После длительной хронической алкогольной интоксикации человек приходит к абсолютной бездеятельности. У людей, попавших в стойкую алкогольную зависимость, под влиянием спиртного снимаются многие моральные запреты, высвобождаются низшие инстинкты, появляется ощущение вседозволенности, многие превращаются для своих близких в деспотов. Всё, что раньше считалось важным, уходит на второй план. Неудивительно, что все нормальные социальные связи в этих случаях рвутся.
Приём наркотиков, так же как и злоупотребление спиртным, вызывает привыкание, порождает психическую зависимость. Вслед за психической приходит и физическая зависимость: в случае прекращения приёма препарата человек начинает испытывать страшные физические страдания (ломку). При этом особенно быстро разрушается здоровье подростков, поскольку в молодом организме все процессы - обмен веществ, кровосток - протекают гораздо интенсивнее, чем у взрослого человека.
Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные (при этом часто уже с самого рождения неполноценные) дети.
6. Каковы основные причины распространения алкоголизма и наркомании?
Во-первых, в юности человек, говоря словами американского психолога Д. Карнеги, «живёт в отсеке сегодняшнего дня» - не думая о собственном будущем. Состояние беззаботности, лёгкости, которое приносят ему первые дозы алкоголя и наркотиков, оказывается более существенным, чем предостережения о колоссальной разрушительной силе этих веществ, которая неизбежно проявится спустя некоторое время. Во-вторых, подростки склонны переоценивать свою силу воли. В-третьих, молодёжь вообще склонна к так называемым рискованным моделям поведения.
Психологи выделяют, в частности, такой мотив, как нежелание отставать от других, стремление войти в привлекательную в глазах подростка группу.
Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплочённость и взаимная привязанность (скандалы, склоки были частым явлением), либо проявлялась чрезмерная суровость родителей.
Ещё одним объяснением отклоняющегося поведения может служить, по мнению социологов, возникающий в обществе разрыв между провозглашаемыми целями и доступными способами их осуществления.
7. Что, по вашему мнению, может остановить распространение алкоголизма и наркомании в нашей стране?
Я думаю, остановить распространение алкоголизма и наркомании в нашей стране может ограничение продажи алкоголя и наркотиков, а также выпуск специальных фильмов, статей.
1*. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же, как и её основа - социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи.
Можете ли вы привести примеры обществ, не знавших проявлений отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведённого тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно?
Аргументируйте свой ответ.
Я не знаю обществ, в которых не было бы проявлений отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность. Такое общество утопично и невозможно. Из приведенного тезиса не следует, бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно. Бороться с отклоняющимся поведением можно и нужно, его можно стремиться сводить к минимуму.
2. «Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом», - писал Л. Н. Толстой. Попытайтесь конкретизировать слова великого писателя. Что и как изменилось бы к лучшему, если бы исчезли эти пагубные пристрастия?
Писатель считал, что отсутствие вредных привычек приведет к улучшению жизни в обществе. Люди станут более здоровыми, будут больше заниматься спортом, люди перестанут тратить деньги на ненужные вещи, смогут купить что-то важное и полезное.
3. В XIX и XX вв. благодаря успехам химии и фармакологии были созданы многие наркотические вещества: героин, морфий и др. Можно ли обвинять науку в распространении в обществе наркомании? Обоснуйте свой вывод.
Науку нельзя обвинять в распространении в обществе наркомании, потому что наука создавала эти вещества в благих целях, для медицинского применения и для облегчения человека.
4. Представьте, что среди ваших друзей появилась «мода» на употребление так называемых лёгких наркотиков. При этом приобщившиеся уверенно заявляют, что это даёт незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. Спрогнозируйте свою линию поведения в этой ситуации.
Что для вас имело бы в данном случае решающее значение: 1) желание не выпасть из группы друзей;
2) демонстрация своей солидарности с ними;
3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков;
4) опасение того, что об этом узнают родители?
В этой ситуации я бы перестала общаться с такой компанией, потому что это очень вредное и опасное занятие. Решающее значение для меня имело бы убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением