Практикум Глава 3 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
Практикум
1. Сравнивая на уроке социальную структуру советского общества 60-70-х гг. ХХ в. и современного российского общества, ученики обратили внимание на сокращение численности рабочего класса и крестьянства. Выскажите своё мнение: связано ли это с развитием постиндустриального общества в нашей стране? Обоснуйте свой ответ.
Я думаю, это связано с развитием постиндустриального общества в нашей стране. Компьютеризации стала играть более масштабную роль, некоторые профессии претерпели изменение. Кроме того, механизация производства позволила нанимать меньше рабочих, что также отразилось на сокращении численности рабочего класса и крестьянства.
2. В традиционном обществе подавляющее большинство трудоспособного населения было связано с сельским хозяйством. Сегодня в индустриально развитых странах только 25% людей занято в этой сфере. Что в данном случае стало основным источником изменений в государстве? Найдите и выпишите из текста учебника предложение, которое помогает ответить на этот вопрос.
Основным источником изменений является автоматизация производства, научно-технический прогресс. Именно тесная связь науки и производства, влияние науки на производство позволяет автоматизировать процесс и сокращать численность рабочих.
3. Важным компонентом социальной структуры является профессиональный состав общества. Работая в группах, подготовьте социальный проект «Изменения профессиональной структуры в нашем регионе». Опираясь на статистические данные о численности различных профессиональных групп (строительные рабочие, торговый персонал, рабочие промышленных предприятий, работники жилищно-коммунального хозяйства, преподаватели высшей и средней школы, врачи и др.) в 1990-х гг. и в наши дни, сделайте выводы об основных направлениях изменения социально-профессиональной структуры в вашем регионе. Выскажите и обоснуйте причины этих перемен.
Сделайте прогноз на ближайшее будущее. Подготовьте компьютерную презентацию проекта.
https://disk.yandex.ru/i/ycyZOOvn-UD7MA
4. Учёные выделяют два подхода к определению понятия «нация» и соответственно различают нацию-государство и нацию-этнос. Какие из перечисленных ниже понятий в большей мере характеризуют каждый из этих подходов?
Правовой статус личности, национальность, культурные традиции, гражданство, общие предки.
Внесите (в тетради) эти понятия в соответствующую графу таблицы.
Нация-государство Нация-этнос
Правовой статус личности, гражданство национальность, культурные традиции, общие предки
5. Вдумайтесь в характеристику патриотизма и национализма, которую дал академик Д. С. Лихачёв: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей…
Национализм - это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру…
Несмотря на все уроки ХХ в., мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.
Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели.
Национализм же - самое тяжёлое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живёт во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».
Что имел в виду Д. С. Лихачёв, говоря: «Зло маскируется под добро»? Почему и как это происходит? Как отличить подлинный патриотизм от национализма? Приведите примеры проявления того и другого в современном обществе.
Лихачев, говоря это, имел в виду, что национализм пытаются прикрывать патриотизмом, называя это так. Так происходит, потому что оба этих понятия исходят из любви к своему народу. Подлинный патриотизм отличается от национализма тем, что он не принижает достоинства других наций, а также уважает их. Примером проявления патриотизма в современном обществе может быть участие в Дне России или Дне Победы. Примером проявления национализма может служить разжигание национальной розни в Интернете, комментарии, которые принижают разные нации.
6. Проведите небольшое социологическое исследование на тему: «Вредные привычки и борьба с ними». Подготовьте анкету, в которой будут следующие пункты:
1) Имею ли я вредные привычки? Если да, то какие именно?
2) Что я думаю о причинах их появления?
3) Знаю ли я о ближайших и отдалённых последствиях этих пристрастий?
4) Предпринимаю ли я усилия по преодолению своих вредных привычек?
5) Как я отношусь к вредным привычкам окружающих?
Опросите одноклассников, учеников параллельных классов. Обобщите полученные результаты и сделайте выводы. Подготовьте сообщение по итогам исследования.
1) Большинство одноклассников имеют вредные привычки. К вредным привычкам они относят: зависимость от Интернета и телефона, привычка грызть ногти
2) Большинство не понимают причины появления вредных привычек, они думают, что привычки возникают из-за нервов или приобщения к чему-то приятному
3) Многие понимают последствия своих вредных привычек. Они знают, что это может навредить здоровью, но не стремятся отказываться, так как это будет не скоро
4) Многие не стараются преодолевать эти вредные привычки. Лишь некоторые стараются делать что-то, сокращать “вредные” действия.
5) Я негативно отношусь к вредным привычкам окружающих, но понимаю, что от них бывает тяжело избавиться.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением