Параграф 15 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)

Изображение §15. Нации и межнациональные отношенияПочему в Конституции нашей страны говорится о многонациональном народе России?В Конституции РФ говорится о многонациональном...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
§15. Нации и межнациональные отношения
Почему в Конституции нашей страны говорится о многонациональном народе России?
В Конституции РФ говорится о многонациональном народе, потому что в нашей стране проживает огромное количество разных национальностей.
Как определяется национальность человека?
Важнейшим признаком такой общности является осознание общей культурной идентичности, использование её членами общего языка, приверженность общим традициям. Национальность может определяться по языку, на котором человек говорит, по национальности родителей, по самосознанию.
Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»?
Нация и национальность не являются синонимами. Нация - это принадлежность человека к той или иной этнической общности. Слово «нация» тоже нередко используется для обозначения этноса (в этом случае можно употреблять термин «этнонация»). Однако правильнее словом «нация» (гражданская нация) обозначать всех граждан определённой страны, независимо от их этнических различий.
Почему возникают межнациональные конфликты?
Одна из главных причин - территориальные споры. Причиной конфликта бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - всё это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.
Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряжёнными.
Как их предотвратить?
Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.
А каков ваш ответ на этот вопрос?
Я считаю, что национальность супруга/супруги не важна, потому что самое главное - это личность человека, а также выстроенные отношения.
1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?
Слово «нация» тоже нередко используется для обозначения этноса (в этом случае можно употреблять термин «этнонация»). Однако правильнее словом «нация» (гражданская нация) обозначать всех граждан определённой страны, независимо от их этнических различий. Во многих странах проживают люди, принадлежащие к различным этническим группам. Но всех граждан, например, США, говорящих не только на английском языке, но и на испанском или на языках индейцев, а также на других языках, принято считать американской гражданской нацией.
2. Каковы различные понятия национальной гордости?
Людям любого народа присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё - хорошо, всё чужое (свойственное другой нации) - плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать всё, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить всё, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведёт к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.
3. Какое значение имеют национальные традиции?
Национальные традиции зачастую определяют поведение людей. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Но бывают и другие традиции, например, возникшая в далёком прошлом кровная месть.
4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?
Все народы заинтересованы в сотрудничестве, потому что это выгодно для всех: все получают гарантии безопасности, помощи трудных ситуаций и хороших условий для своих граждан.
5. В чём опасность межнациональных конфликтов?
Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.
6. Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?
Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.
7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?
В Конституции РФ записано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26). Национальное самоопределение означает, что сам человек может определить свою национальную принадлежность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным; по традициям и обычаям, которые он соблюдает; по культуре, которая ему наиболее близка.
Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Люди, причисляющие себя к одной национальности и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов.
Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Уголовное наказание влечёт за собой также всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
1. Найдите в учебнике истории характеристику процесса формирования народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, вам известны? Назовите нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
Различия в развитии человечества повлияли и на формирование отдельных больших групп людей, говоривших на своих особых языках, имевших свои особые обычаи и даже внешние отличия.
Во всех группах племен Евразии шел бурный рост населения. Им становилось тесно на прежних территориях, а Земля была велика, обильна и прекрасна. Люди поняли это очень давно. Они продолжали перемещаться с места на место в поисках лучшей доли. А это значит, что уже в те времена начинается не только обособление больших групп населения Земли, но и их смешение.
Данному процессу способствовали начавшийся обмен продуктами питания, орудиями труда, оружием, ознакомление с производственным опытом друг друга. Война и мир продолжали идти рядом по нашей планете.
В Древнем мире и средние века существовали такие народности: мордва, хорваты, великорусская народность (позже - русские, украинцы, белорусы), булгары, тюрки, монголы, гунны, иберийцы, индейцы, англо-саксы, вандалы, варвары, египтяне, греки, шумеры и другие.
Сейчас в разных странах живут русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, татары, марийцы, башкиры, буряты, китайцы, греки, итальянцы, испанцы, французы, американцы, немцы и другие.
2. Приведите примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
- Великая отечественная война - угнетение немцами славянских народов и евреев
- геноцид курдов во время Ирано-Иракской войны 1980-х годов
- геноцид индейцев на территории Америки со стороны колонизаторов
3. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки.
Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.
Подумайте, о чём говорит эта притча. Объясните, как можно оценить ответ человека волшебнику.
Эта притча говорит о том, что люди готовы действовать себе во вред, только бы у их врага что-то плохое случилось. Ответ человека волшебнику можно оценить негативно, так как вместо того, чтобы наладить мирные отношения и получить выгоду для себя, он решил еще сильнее обострить конфликт и сделать всем хуже.
4. Проиллюстрируйте на материале из газет и Интернета тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.
- Эрдоган отказал в поддержке членства Швеции в НАТО после инцидента с Кораном
- Российского посла попросили покинуть Латвию до 24 февраля
- Россия понижает уровень отношений с Эстонией
- Министр Индонезии призвал США немедленно прекратить мешать экономическому росту страны
- Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против Ирана, в черный список попал КСИР
- Власти Сербии: Спецназ Косово обстрелял сербскую машину, ранен один человек
5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласны ли вы с писателем? Покажите на примерах, что величие народа не зависит от его численности.
Я согласна с писателем. Величина народа измеряется его традициями и культурой, силой духа. Примером могут служить ханты, манси, ненцы, эскимосы. Эти народы не многочисленны, но у них своя культура, которая сохранилась и по сей день.
6. В нашей стране немало семей, где отец принадлежит одной национальности, а мать - другой. Объясните, о чём свидетельствует этот факт. Предположите, как бы определили национальную принадлежность дети в этих семьях.
Я думаю, в таких семьях ребёнок определяет свою национальность исходя из языка, на котором он говорит или исходя из национального самосознания.
7*. Создайте в классе группу для выполнения проекта, нацеленного на определение правил, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.
- Не употреблять грубых и унизительных слов
- Не говорить о превосходстве или низком положении какой-либо нации
- Не оскорблять религии
- Не задевать и не трогать людей, так как это может быть запрещено религией
- Улыбаться, быть вежливым и доброжелательным
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением