Готовимся к экзамену Глава 4 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)

Изображение Готовимся к экзаменуЭкономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
Готовимся к экзамену
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Различаем факты и мнения
1. В §22 «Предпринимательская деятельность» есть две рубрики. Одна называется «Мнения», другая - «Факты». Проанализируйте содержащуюся в них информацию. Можно ли поспорить с приведёнными суждениями, привести другие точки зрения по рассматриваемому вопросу? С учётом вашего ответа сформулируйте, в чём состоит основное различие между фактом и мнением.
Другую точку зрения можно привести лишь на мнение россиян, так как это его мнение. Оспорить факт нельзя, так как это зафиксировано, было проведено исследование. Таким образом, ключевое отличие факта от мнения заключается в том, что факт оспорить нельзя, а мнение - можно.
2. Изучите информацию рубрик «Факты» в §24 «Инфляция и семейная экономика». Подумайте, какие мнения могут быть высказаны в связи с названными фактами.
- в 1999 году правительство начало проводить политику по сокращению уровня инфляции
- в настоящее время уровень инфляции гораздо ниже, чем был в 1990-е годы
- в 1990-е людям жилось тяжело, была бедность
- россияне осведомлены о пользе сбережений
- россияне стремятся сохранить и приумножить свои деньги
3. Какие из указанных ниже положений следует отнести к фактам, а какие - к мнениям?
1) Государство активно участвует в регулировании экономики большинства стран.
2) Рациональное использование и распределение благ - важное условие роста благосостояния общества.
3) Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности.
4) Постоянный рост потребностей и ограниченность ресурсов порождают проблему экономического выбора.
Ответ:
факты - 3, 4
мнения - 1, 2
4. Прочитайте текст, каждое предложение которого отмечено буквой:
(А) Производство - основной источник экономических благ. (Б) Фирмы производят товары и услуги, удовлетворяя потребности общества и увеличивая тем самым свою прибыль. (В) Государство в целом заинтересовано поддерживать благоприятные условия для деятельности фирм любых организационно-правовых форм.
Определите, какое(ие) положение(я) текста:
1) отражает(ют) факты
2) выражает(ют) мнения
Укажите в таблице цифру, обозначающую характер каждого из положений.
Ответ:
А - 1
Б - 1
В - 2
Анализируем и оцениваем суждения
1. Перечитайте раздел «Потребности и ресурсы» §18. Сформулируйте на его основе определение понятия «ограниченность ресурсов».
Составьте собственные суждения (предложения): а) о потребностях людей; б) о роли экономики в удовлетворении потребностей; в) о проблеме ограниченности ресурсов в экономике.
Ограниченность ресурсов - недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.
Суждения:
а) У людей есть как биологические, так и социальные потребности, которые они стремятся удовлетворить.
б) Экономика способствует удовлетворению потребностей людей путем производства экономических благ.
в) Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.
2. Перечитайте высказывание, представленное в рубрике «Говорят мудрые» в §23 «Роль государства в экономике». Какие идеи учебного текста иллюстрирует данное суждение?
Данное суждение иллюстрирует то, что государство должно поддерживать предпринимательскую инициативу населения, создавать благоприятные для этого условия.
3. Выберите верные суждения.
1) Государство в рыночной экономике играет первостепенную роль в распределении ограниченных ресурсов.
2) Ресурсов в экономике недостаточно, чтобы удовлетворить полностью даже минимальные потребности всех людей.
3) Совершать экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов вынуждены все участники экономики.
4) Проблема ограниченных ресурсов существует только для бедных стран.
5) Проблему ограниченности ресурсов можно решить в будущем, сократив потребности.
Ответ: 3, 5
4. Используя содержание раздела «Рынок и условия его функционирования» §20, проанализируйте высказывание Л. Эрхарда «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция». Какую идею высказывает автор? В чём можно с ним согласиться, а в чём нет?
Автор высказывает идею о том, что конкуренция - двигатель рынка. Я считаю, можно согласиться с тем, что конкуренция в рыночной экономике способствует развитию рыночных отношений, стимулирует компании развиваться. Можно не согласиться с тем, что конкуренция - это именно самое эффективное средство, так как существуют и другие способы стимулирования.
5. Перечитайте раздел «Роль предпринимательства в экономике» в §22. Ознакомьтесь с представленными ниже суждениями. Выделите те, которые, на ваш взгляд, являются верными.
1) Предпринимательство предполагает экономическую самостоятельность участников.
2) Предпринимательскую деятельность характеризует приспособление к окружающей среде.
3) Для предпринимателя характерно стремление создать новое или улучшить существующее.
4) Развитие предпринимательства позволяет удовлетворить личные интересы предпринимателей, но противоречит общественным.
Ответ: 1, 3
6. Верны ли следующие суждения о разделении труда?
A. Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей.
Б. Конкуренция производителей способствует устранению разделения труда.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
7. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
A. Действие рыночного механизма в экономике позволяет людям сотрудничать на взаимовыгодной основе.
Б. Экономическая свобода в условиях рыночной экономики стимулирует повышение эффективности производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
Делаем правильный выбор из предложенных позиций
1. Открывающийся салон сотовой связи, объявляет условия конкурса на вакантное место главного менеджера. Это пример функционирования рынка
1) товаров и услуг
2) капитала
3) труда
4) информации
Ответ: 3
2. Конкуренция производителей в рыночной экономике
1) приводит к снижению производительности труда
2) уравновешивает спрос и предложение
3) усиливает вмешательство государства в экономику
4) стимулирует увеличение затрат производства
Ответ: 2
3. Российское правительство оказывает денежную помощь людям, находящимся в тяжёлом экономическом положении (безработным, нетрудоспособным), выплачивая им социальные пособия. Это вид экономической деятельности в сфере
1) обмена
2) потребления
3) производства
4) распределения
Ответ: 4
4. Дефицит государственного бюджета означает
1) уменьшение налогообложения
2) увеличение расходов на социальные программы
3) превышение расходов над доходами
4) увеличение государственного долга
Ответ: 3
5. Регулируя объёмы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономическая система страны является командно-административной?
1) разрабатывается антимонопольное законодательство
2) государство регулирует денежное обращение
3) ценообразование осуществляется централизованно
4) внедряются ресурсосберегающие технологии
Ответ: 2, 3
6. Что является условием повышения производительности труда работника?
1) высокая квалификация
2) степень государственного регулирования производства
3) внедрение достижений науки и техники
4) разделение труда
5) неограниченное использование природных ресурсов
6) монотонный характер трудовой деятельности
Ответ: 1, 3, 4
7. Какие экономические проблемы требуют вмешательства государства в условиях рыночной экономики?
1) регулирование доходов граждан и предприятий с помощью налогов
2) установление необходимых объёмов производства
3) поддержка стабильного развития экономики
4) учёт затрат производства
5) обеспечение равенства доходов собственников факторов производства
6) регулирование ценообразования
Ответ: 1, 3, 5
Проводим сравнение и классификацию
1. На основе текста §19 «Главные вопросы экономики» заполните в тетради таблицу (запишите номера, под которыми указаны характеристики, в соответствующий столбец).
Общее Различия
Рыночная экономическая система Командная
экономическая
система
1, 5, 7 2, 4 3, 6
Характеристики: 1) используется разделение труда; 2) свободное ценообразование; 3) государственная собственность на средства производства; 4) экономическая свобода производителей; 5) выпуск товаров массового спроса; 6) централизованное планирование производства; 7) правовое регулирование экономических отношений.
2. В нижеприведённом списке указаны черты сходства и различия в регулировании государством деятельности производителей в условиях рыночной и командной экономических систем. Выберите порядковые номера черт сходства и черт различия.
1) регулирует налогообложение предприятий
2) устанавливает необходимые объёмы производства
3) стимулирует использование ресурсосберегающих технологий
4) обеспечивает экономическую свободу производителей
Ответ:
черты сходства - 1, 3
черты различия - 2, 4
3. Прочитайте содержащиеся в §21 «Производство - основа экономики» характеристики каждого из четырёх факторов производства. Продолжите перечни.
К основным группам ресурсов, используемых в производстве, относятся:
- труд;
- земля
- капитал
- предпринимательские способности
Земля как фактор производства - это:
- полезные ископаемые;
- собственно земля
- леса
- вода
- растительный и животный мир
4. Перечитайте текст раздела «Спрос и предложение на рынке» §20, характеризующий факторы спроса и предложения. Продолжите перечни.
Факторами, влияющими на предложение являются:
- затраты на выпуск продукции;
- цены
- использование более эффективной технологии
Факторами, влияющими на спрос являются:
- качество товара или услуги;
- мнение потребителей о качестве товара
- цена
5. Установите соответствие между основными статьями государственного бюджета и их содержанием: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Содержание статей
A) внешнеторговые операции
Б) государственное управление
B) национальная оборона
Г) налоги
Д) государственный долг
Статьи государственного бюджета
1) статья доходов
2) статья расходов
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:
А - 1
Б - 2
В - 2
Г - 1
Д - 2
6. В §23 «Роль государства в экономике» называются два вида налогов. Проиллюстрируйте каждый из них своими примерами.
Пример прямого налога: гражданин Н. работает в компании по ремонту бытовой техники. Его зарплата – 30 000 рублей. Работодатель платит налог за его доход.
Пример косвенного налога: при формировании цены на иностранный товар компания добавляет таможенные пошлины к цене.
7. Установите соответствие между объектами и формами собственности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Объекты собственности
A) пограничная застава
Б) швейный кооператив
B) районная библиотека
Г) национальный заповедник
Д) кафе-ресторан
Формы собственности
1) государственная
2) частная
3) муниципальная
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:
А - 1
Б - 2
В - 3
Г - 1
Д - 2
Конкретизируем положения примерами
1. В §23 «Роль государства в экономике» называются два вида налогов: прямые и косвенные. Проиллюстрируйте каждый из них своими примерами.
Пример прямого налога: гражданин Н. работает в компании по ремонту бытовой техники. Его зарплата – 30 000 рублей. Работодатель платит налог за его доход.
Пример косвенного налога: при формировании цены на иностранный товар компания добавляет таможенные пошлины к цене.
2. Выберите из нижеприведённого перечня примеры, иллюстрирующие факторы производства:
1) квалификация главного инженера
2) способы распределения прибыли
3) линия конвейера
4) методы управления предприятием
5) подсобные помещения и склады
Ответ: 1, 3, 5
3. В §25 «Банковские услуги» называются различные формы дистанционного банковского обслуживания. Проиллюстрируйте каждую примером.
Использование банкомата: гражданину Б. необходимо снять деньги для оплаты за ЖКХ. Он приехал к ближайшему банкомату, чтобы снять деньги.
Мобильный банкинг: текст «Телеком (код оператора) 1234567 300» означает, что вы хотите пополнить счёт мобильного телефона оператора Телеком с номером 8 (код оператора) 123-45-67 на 300 руб. банк выполнит платёж и пришлёт вам sms о том, что операция выполнена.
Онлайн-банкинг: гражданке М. необходимо оплатить доставку продуктов на дом. Для этого она зашла в приложение банка и совершила платеж.
4. Подберите свои примеры, которыми можно проиллюстрировать важные положения §26 «Страховые услуги»: а) цели и условия страхования (обратитесь к материалам раздела «Зачем нужно страховаться?»); виды страховых услуг (раздел «Как предоставляют страховые услуги»); кого можно считать финансово грамотным человеком (раздел «Финансовая грамотность»).
Цели и условия страхования (обратитесь к материалам раздела «Зачем нужно страховаться?»): гражданин П. один работает в семье, в связи с чем он решил застраховать здоровье с целью того, чтобы не оставить семье без денег в случае чего.
Виды страховых услуг (раздел «Как предоставляют страховые услуги»): гражданин П. один работает в семье, в связи с чем он решил застраховать здоровье. Страхование здоровья – один из видов страховых услуг.
Кого можно считать финансово грамотным человеком (раздел «Финансовая грамотность»): Матвей не сообщает никому код от своей банковской карты, он финансово грамотный человек.
5. Назовите любые три задачи Российского правительства по развитию рыночных отношений в современной экономике и проиллюстрируйте каждую примером.
• Правовое регулирование отношений в экономике (например, установление МРОТ)
• Развитие предпринимательской активности граждан (например, введение упрощенного налогообложения для самозанятых)
• Защита прав потребителей (например, закон о защите прав потребителей)
6. Что из перечисленного служит примером экономической самостоятельности производителя?
1) соблюдение технологической дисциплины
2) улучшение качества выпускаемой продукции
3) принятие решения о том, что и как производить
4) совершенствование профессиональных навыков
Ответ: 3
Анализируем статистический материал
1. В §22 «Предпринимательская деятельность» в рубрике «Факты» приведены данные об изменении с годами численности предприятий государственной и частной форм собственности. Составьте в тетради диаграммы, отражающие эти изменения. Используя обществоведческие и экономические знания, укажите те факторы, которые оказали наибольшее влияние на изменение этих показателей.
2. Выберите из перечисленных ниже выводов те, которые можно сделать на основе диаграмм, составленных по заданию 1.
1) В последние пять лет наблюдается замедление темпов роста числа частных предприятий.
2) С 2011 г. численность государственных предприятий снизилась вдвое.
3) Темпы роста частных предприятий в XX в. были ниже, чем в XXI в.
4) Самые высокие темпы роста частных предприятий наблюдались в период с 1996 по 2011 г.
Ответ: 1, 2
3. Анализируя и обобщая данные об изменениях численности предприятий разных форм собственности, группа журналистов сделала ряд предположений. Какие из них непосредственно вытекают из приведённых в учебнике фактов?
1) В настоящее время наблюдается дальнейший рост новых рабочих мест в негосударственном секторе экономики.
2) Для рыночных отношений в экономике характерна высокая предпринимательская активность населения.
3) Рост числа частных предприятий привёл к снижению производительности труда в основных отраслях экономики.
4) Свобода предпринимательской деятельности усилила негативное воздействие производства на окружающую среду.
Ответ: 1, 2
Составляем план текста
1. Восьмиклассники получили задание составить развёрнутый план раздела «Потребности и ресурсы» §18 «Экономика и её роль в жизни общества». Нужно было выделить не менее трёх пунктов и два из них конкретизировать в подпунктах. Планы у учащихся получились разные. Рассмотрите их. Перечитайте указанный раздел параграфа и ответьте, какой из вариантов плана более полно и логично отражает его содержание. Поясните свой ответ.
Вариант 1
Многообразие потребностей людей:
- какие потребности наиболее значимы для людей;
- что оказывает влияние на наши потребности.
Безграничность потребностей.
Ресурсы и потребности:
- зачем нужны ресурсы;
- почему необходимо бережно относиться к ресурсам.
Проблема ограниченности ресурсов.
Вариант 2
Роль экономики в удовлетворении потребностей людей:
- виды потребностей;
- постоянный рост потребностей.
Ресурсы в экономике.
- что такое невосполнимые ресурсы;
- ресурсы и хозяйственная деятельность.
Примеры ограниченности ресурсов.
Я считаю, что вариант 2 более полно и логично отражает его содержание. Этот вариант содержит более точные формулировки, которые раскрывают содержание параграфа. Например, формулировка «виды потребностей» лучше отражает суть параграфа, чем «- какие потребности наиболее значимы для людей».
2. Прочитайте §27 «Рынок труда и безработица» и составьте его план. Он должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Рынок труда
2. Безработица
a. Занятые граждане
b. Безработные
c. Как считается безработица
3. Причины безработицы
4. Последствия безработицы
a. Социальные последствия
b. Экономические последствия
5. Роль государства в обеспечении занятости
3. Составьте план документа, входящего в §20 «Рыночная экономика». Сформулируйте название плана, его пункты и возможные подпункты. Задание выполните в тетради, используя в качестве образца приведённую ниже форму.
Название плана: Как рынок регулирует предложения производителей
1) Затраты и результаты оказываются примерно пропорциональными
2) Если результаты обгоняют затраты
• в эту сферу деятельности устремляются другие
• рост предложения
• падение цен
• установление стандартного соотношения между затратами и результатами
3) Если затраты обгоняют результаты
• производитель разоряется
4. Прочитайте раздел «Главный источник экономических благ» §21. Заполните пропуски в плане. Задание выполните в тетради, используя в качестве образца приведённую ниже форму.
1) Производство - процесс создания экономических благ:
a) показатели производственной деятельности
б) способы координации экономического выбора производителей
в) предприятие как основная производственная ячейка
2) Современные отрасли экономики.
3) Развитие видов деятельности экономики
a) Новые сферы деятельности человека.
б) Технический прогресс и новые возможности производства.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением