Параграф 14 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)

Изображение §14. Семья как малая группаО каких малых группах вы знаете из курса обществознания? - компания друзей- школьный класс- бригада- студенческая группа-...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
§14. Семья как малая группа
О каких малых группах вы знаете из курса обществознания?
- компания друзей
- школьный класс
- бригада
- студенческая группа
- спортивная команда
Что связывает людей в семье?
В семье людей связывают родственные связи, ведение общего быта, воспитание детей, общая досуговая деятельность.
Чем семьи отличаются друг от друга?
Семьи отличаются друг от друга численностью, разными ценностями и составом (могут быть семьи, состоящие из супругов, из детей и родителей, из бабушек, дедушек).
Что необходимо учитывать при выборе спутника своей жизни?
При выборе спутника своей жизни необходимо учитывать ценности и идеалы, которым придерживается человек, как он ведет себя в быту, а также каким он видит свое будущее.
Подумайте, какие правила есть в вашей семье и в семьях ваших знакомых. Чем они различаются? Каковы причины этих различий?
В моей семье необходимо ложиться спать не позже 10 вечера, нужно спрашивать у родителей разрешение куда-то пойти, нельзя грубо разговаривать и ругаться. В семьях моих друзей похожие правиле, однако есть и некоторые различия. Например, кто-то должен обращаться к старшим родственникам на “вы”. Причины различий заключается в различных семейных ценностях и воспитании.
Опираясь на собственный опыт, приведите свои примеры реализации семьёй досуговой функции.
Таким примером можно считать проведение выходных в загородном доме. Семья готовила шашлыки, рыбачила, играла в разные игры.
Какой из вариантов вам кажется наиболее привлекательным? Почему?
Я думаю, что женщина и мужчина должны выполнять традиционные роли в семье: мужчина выполняет физически тяжелые работы, а женщина - не тяжелые, потому что женщина издревле считается хранительницей очага. Мужчина же имеет другие функции.
Что, по вашему мнению, влияет на то, каковы ценности той или иной семьи?
Семья, в которой есть бабушки и дедушки, по своим ценностям отличается от семьи, состоящей только из родителей и их несовершеннолетних детей. Содержание ценностей определяется и состоянием здоровья членов семьи. На состав и характер семейных ценностей влияет также образование и род занятий взрослых членов семьи, их индивидуальные увлечения, вкусы, способности, стремления.
Какие из названных Екатериной Великой качеств жены, по вашему мнению, важны и сегодня?
- быть тихой
- быть скромной
- быть почтительной к свекрови и свекру
- обходиться с мужем любовно
- приучать детей к любви к ближнему
- быть бережливой в расходах
1. На основании каких признаков семью считают малой группой?
Во-первых, семья, как и другие малые группы немногочисленна по составу. Встречаются семьи, в которых всего два человека (например, муж и жена или родитель и ребёнок). Членов малой группы связывают близкие, эмоциональные отношения. В семье эмоции проявляются ярко и принимаются близко к сердцу. Будь то проявления теплоты, согласия, любви, заботы или несогласия, протеста, отторжения.
Члены семьи находятся в непосредственном личном общении друг с другом. Это ещё один признак малой группы. В семье существуют свои нормы поведения, как и в любой малой группе. Участников малой группы объединяет общая деятельность. Рассматривая семью как малую группу, ученые особенно подчеркивают роль психологических связей.
2. Конкретизируйте с помощью примеров указанные в тексте признаки семьи как малой группы.
Семья, как и другие малые группы немногочисленна по составу. Встречаются семьи, в которых всего два человека (например, муж и жена или родитель и ребёнок). Чаще встречаются семьи из трёх-четырёх человек, реже - семьи более многочисленные. Но даже большая семья всё равно по своей сути является малой группой.
Членов малой группы связывают близкие, эмоциональные отношения. В семье эмоции проявляются ярко и принимаются близко к сердцу. Будь то проявления теплоты, согласия, любви, заботы или несогласия, протеста, отторжения.
Члены семьи находятся в непосредственном личном общении друг с другом. Ежедневно в семье родители общаются с детьми, дети и родители также общаются между собой. Это могут быть разговоры о работе, школе и других темах.
В семье существуют свои нормы поведения, как и в любой малой группе. В семье нельзя грубить старшим, нужно слушаться родителей, выполнять домашние обязанности, вовремя ложиться спать, прибирать за собой.
Участников малой группы объединяет общая деятельность. В семье это может быть деятельность по ведению общего хозяйства, а также деятельность во время отдыха (досуговая).
Рассматривая семью как малую группу, ученые особенно подчеркивают роль психологических связей. В семье все любят друг друга и переживают друг за друга.
3. Почему семью называют школой человеческих отношений?
Семью называют школой человеческих отношений, потому что в семье ребенок учится, как общаться с другими людьми, как люди должны относиться друг к другу. В семье детям прививается уважение, любовь как постулаты взаимоотношений.
4. Какие функции выполняет семья?
- репродуктивная
- воспитательно-образовательная
- хозяйственно-экономическая
- рекреативная
- духовно нравственная
- первичного социального контроля
- эмоционально-психическая
5. Приведите примеры ситуаций, иллюстрирующих выполнение семьёй своих функций.
- репродуктивная. Пример: у семьи Б. родился второй ребенок.
- воспитательно-образовательная. Пример: маленький Олег накричал на младшего брата, за что его отругали родители. Они объяснили, как нужно общаться с малышами.
- хозяйственно-экономическая. Пример: в семье Петровых папа ответственный за вынос мусора, мама - за приготовление еды, а дети - за мытье посуды.
- рекреативная. Пример: на выходных семья Ивановых отправилась на лыжную прогулку.
- духовно-нравственная. Пример: по вечерам в семье Смирновых родители проводят беседы с детьми на различные темы, рассказывают им о своей жизни. Дети усваивают различные ценности.
- первичного социального контроля. Пример: в семье Борисовых установлены определенные правила поведения, среди которых необходимость спрашивать разрешения у родителей перед тем, как пойти куда-то или сделать что-то ответственное.
- эмоционально-психическая. Пример: в семье Горьковых все чувствуют себя комфортно и защищено
6. Существуют ли единые для всех представления о семейных ролях?
С той или иной ролью связано поведение, которое ожидается от человека. Определяется ролевое поведение конкретными обязанностями человека в семье. Эти обязанности есть и у взрослых, и у детей. Традиционно роли мужчины и женщины в семье различались в разных культурах, странах, у разных народов. Но, как правило, мужчина был главой семьи и её кормильцем, а женщина экономически зависела от него и занималась домом, обеспечением нужд мужа и детей.
7. Какие роли в семье может играть подросток?
В семье, где отношения строятся на сотрудничестве, это могут быть роли помощника, равноправного участника беседы, советчика. Названные роли формируют три важнейших чувства: общности с родными, личной ответственности и гордости за своё участие в жизни семьи.
8. Что учёные называют семейными ценностями? Порассуждайте о том, какими они бывают, приведите примеры.
У каждой семьи свой характер и своя система ценностей, то есть то, что в семье уважается, ценится. При этом речь идёт не о материальных ценностях (дом, машина, украшения и др.), а о ценностях духовных - основах отношений, представлений, стремлений.
Прежде всего, в каждой семье своё отношение человека к человеку. Любовь и доверие, поддержка и забота, честность и искренность, взаимоуважение и взаимопонимание. А может быть, свобода и независимость каждого члена семьи, неприкосновенность личного внутреннего мира, карьера.
Представления о том, как зарабатывать, как относиться к труду и к выбору источников дохода, во многих семьях образуют ценности уважения к труду, к человеку труда, к обязанностям и долгу.
В каждой семье свои представления о том, что семья должна дать детям. Например, во многих семьях ценностью является образование детей.
1. Заполните в тетради таблицу «Обязанности в семье». В каждой строке «галочкой» отметьте ту графу, которая отражает ситуацию в вашей семье. В свободные строки допишите те свои обязанности, которые не отражены в таблице.
2. Выскажите своё отношение к суждению А. И. Герцена: «Без равенства нет брака. Жена, исключённая из всех интересов, занимающих её мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова».
Я согласна с суждением Герцена. Жена должна быть эмоционально быть связана с мужем, оказывать ему поддержку и быть в курсе его дел. Однако это достигается только путем разговоров с женой о его делах, переживаниях. Если женщина только исполняет свои обязанности по поддержанию быта и воспитанию детей, такой брак превращается в сосуществование.
3. Расспросите своих родных, как проводили досуг в семьях их дедушек и бабушек, их родителей. Сравните их рассказы с тем, как проводит досуг современная семья. Какие можно выявить различия?
В более давние времена люди предпочитали проводить досуг в парках, на прогулках. Часто семьи вместе занимались спортом. Например, ходили кататься на коньках, лыжах, велосипедах. В настоящее время семьи предпочитают проводить время в торговых центрах, но также и гуляют. Большое влияние оказывает компьютеризация.
С чем эти различия могут быть связаны?
Различия в разном способе проведении досуга могут быть связаны с изменением условий и качества жизни, а также влиянием новых технологий, увеличении степени информатизации и компьютеризации.
Как на возможностях досуга отражаются ценности и условия жизни семьи?
Ценности и условия жизни семьи определяют их приоритетные занятия, в том числе и в свободное время, а значит определяют форму и вид досуга. Семьи занимаются тем, что в наибольшей степени согласуется с их ценностями.
Какие преимущества есть у семьи, живущей в сельской местности?
- доступность активного отдыха
- возможность проведения досуга наедине с природой
- возможность проведения досуга путем занятия другими активностями, отличными от городских
4. По материалам семейного архива и воспоминаниям взрослых членов вашей семьи подготовьте презентацию «Досуг в семье: прошлое и современность».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением