Параграф 14 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)

Изображение § 14. Идеология и культура в 1964—1985 гг. Каковы были особенности социально-экономического развития СССР в 1964—1985 гг.?Культура и спорт занимали заметное место в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:
§ 14. Идеология и культура в 1964—1985 гг.
Каковы были особенности социально-экономического развития СССР в 1964—1985 гг.?
Культура и спорт занимали заметное место в жизни советских людей. Несмотря на цензурные ограничения, период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. стал эпохой расцвета искусства в СССР. Страна переживала за своих спортсменов и искренне гордилась ими. Советский спорт по праву вышел на лидирующие позиции в мире.
В чём состояли основные положения концепции «развитого социализма»? Все ли положения данной концепции были реализованы в СССР к концу 1960-х гг.? Свой ответ аргументируйте.
Концепция «развитого социализма» включала положения о полной, хотя и относительной, однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо существенных противоречий. На этой основе делался вывод о возможности его дальнейшего бесконфликтного развития. Подобная оценка стала для руководства КПСС поводом для довольно благодушного восприятия действительности. Перспектива построения коммунизма в СССР переводилась из конкретной исторической перспективы (к 1980 г., как говорилось в Программе КПСС) в теоретическую, отодвигая её реализацию на неопределённо отдалённые времена.
С помощью дополнительных источников информации выясните основные идеологические взгляды М. Суслова. Оформите их в виде тезисов.
- Строгое следование марксизму-ленинизму
- Идеологическая борьба с Западом
- Контроль над культурой и наукой
- Поддержка внутренней дисциплины и стабильности
- Сохранение и развитие социалистической системы
Как, по вашему мнению, эти взгляды отражались на развитии советского общества?
Эти идеологические взгляды М. Суслова способствовали сохранению политической стабильности и единства, но одновременно ограничивали инновации и развитие альтернативных мнений. Поддержка жесткого контроля и борьба с инакомыслием препятствовали экономическим реформам и способствовали стагнации, что в конечном итоге стало одной из причин замедления темпов роста и упадка советской системы в поздние годы.
1. Кто такие диссиденты? Почему они появились в советском обществе?
Повышение уровня жизни и образования, рост общественных притязаний в среде интеллигенции повлёк за собой серьёзные изменения в общественной жизни. К середине 1960-х гг. в стране возникло диссидентское движение.
Диссидентское движение — самодеятельное движение в 1960— 1980-х гг., преимущественно в среде советской интеллигенции. Диссидентами называли людей, критикующих советскую власть и политику СССР с самых разных идейных позиций.
2. Какие цели ставили перед собой диссиденты?
Отдельные представители гуманитарной и научно-технической интеллигенции всё чаще открыто выступали под правозащитными лозунгами, а также с призывами к национальному или религиозному «возрождению». В то же время они не стремились к захвату власти или прямому участию в политической жизни: напротив, они вдохновлялись идеей необходимости защиты индивидуальных прав и свобод от вмешательства государства. При этом их деятельность активно освещалась и поддерживалась за рубежом.
3. Какие средства власть использовала в борьбе с диссидентами?
Власть в борьбе с диссидентами использовала чаще всего насильственные методы, которые включали в себя аресты и осуждения, разгоны демонстраций.
Какой жанр объединяет кинофильмы, афиши которых представлены выше? Как вы думаете, почему фильмы данного жанра были особенно популярны у советского зрителя?
Комедии позволяли зрителям увидеть знакомые жизненные ситуации, часто с элементами сатиры на бюрократию, взаимоотношения в обществе и бытовые трудности. Это помогало людям воспринимать реальные проблемы с юмором и легче переносить их.
В условиях ограниченного доступа к развлекательному контенту комедийные фильмы давали зрителям возможность отдохнуть и расслабиться после трудовых будней.
В дополнительных источниках информации выясните, что становилось предметом сатиры и критики в выступлениях А. Райкина.
Райкин высмеивал чиновников, их оторванность от реальных нужд людей и чрезмерное внимание к формальностям. Райкин часто акцентировал внимание на лицемерии людей, которые произносят правильные слова, но ведут себя иначе. В своих выступлениях он затрагивал проблему дефицита товаров и некомпетентности работников торговли, что было болезненной темой для советских граждан.
Выясните, какой репертуар исполняли эти вокально-инструментальные ансамбли.
ВИА «Песняры»:
- Репертуар включал обработки белорусских народных песен, произведения на стихи известных поэтов, а также авторские композиции
- Популярные песни: «Александрина», «Белоруссия», «Вологда»
ВИА «Самоцветы»:
- Исполняли популярные эстрадные песни, которые были близки по звучанию к современным западным хитам, но с советским колоритом
- Популярные песни: «Мой адрес – Советский Союз», «Не повторяется такое никогда», «Синие крылья»
Что такое «интеллектуальное (авторское) кино»?
«Интеллектуальное (авторское) кино» — это направление в кинематографе, которое отличается от массового или коммерческого кино своей ориентацией на художественное самовыражение.
Кто из советских режиссёров работал в данном жанре?
Фильмы А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа выходили с цензурными купюрами и не попадали в широкий прокат, но у них была своя преданная аудитория.
1. Благодаря чему в СССР стали возможны высшие спортивные достижения?
Высокие достижения советских спортсменов стали возможными благодаря развитию массового спорта в СССР. В начале 1980-х гг. в стране уже насчитывались тысячи стадионов и сотни тысяч спортивных залов, плавательных бассейнов, футбольных полей, волейбольных, баскетбольных и теннисных площадок.
2. Подумайте, как достижения советского спорта влияли на международный авторитет СССР.
Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении ХХII летних Олимпийских игр 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду, она прошла на высочайшем уровне и принесла нашим спортсменам 80 золотых медалей.
3. Можно ли утверждать, что противостояние СССР и США на спортивных аренах было элементом глобального противостояния этих стран?
Спортивные победы использовались обеими странами как способ продемонстрировать превосходство своей социальной и политической системы. СССР стремился показать силу и эффективность социалистической системы, в то время как США использовали спортивные достижения для демонстрации возможностей капитализма.
1. Какие идеологические перемены произошли в СССР после отстранения от власти Н. Хрущёва?
После ухода Н. Хрущёва в 1964 году власть в СССР приняла курс на более консервативную политику, связанную с периодом «застоя». Руководство, возглавляемое Л. Брежневым, стремилось к стабильности и отказалось от резких реформ.
Отменились многие радикальные идеи Хрущёва, восстановились бюрократические методы управления, особое внимание уделялось соблюдению порядка и партийной дисциплины.
Политическая власть стала более коллективной, а сама партийная элита укрепилась, что ограничивало резкие изменения в стране.
2. Как вы думаете, почему была выдвинута концепция «развитого социализма»?
Концепция «развитого социализма» была введена как попытка объяснить, почему обещание построения коммунизма к 1980 году не было реализовано. Это позволило руководству избежать критики и сосредоточиться на укреплении уже достигнутого уровня развития.
Можно ли утверждать, что она подменила собой тезис о построении коммунизма в СССР к 1980 г., провозглашённый на XXII съезде КПСС?
Да, можно утверждать, что концепция «развитого социализма» фактически подменила собой цель построения коммунизма к 1980 году. Она акцентировала внимание на существующей системе как на законченной стадии развития, которая обеспечивала экономическую стабильность и социальные гарантии.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Основные черты культуры этого периода
a. Укрепление цензуры и идеологического контроля
b. Появление официальной и неофициальной культуры
2. Литература и искусство
a. Основные писатели и поэты (А. Солженицын, В. Рас-путин)
b. Изменение роли писательских союзов
3. Кино и театр
a. Популярные фильмы (режиссеры: Л. Гайдай, Э. Рязанов)
b. Театральные постановки и их значении
4. Музыка и вокально-инструментальные ансамбли
a. Появление ВИА («Песняры», «Самоцветы»)
b. Тематика песен и популярные композиторы
5. Культурные контакты и эмиграция
a. Известные эмигранты (Б. Окуджава, М. Ростропович)
b. Причины эмиграции
4. Какие деятели советской культуры оказались в эмиграции в середине 1960-х — середине 1980-х гг.?
Известные имена: Михаил Барышников, Иосиф Бродский, Александр Солженицын.
Каковы были причины того, что эти люди оказались за границей?
Ограничение свободы самовыражения, цензура, давление со стороны государства, желание большего творческого и личного простора.
5. Напишите в тетради короткую рецензию на один из художественных фильмов, упомянутых в параграфе.
Фильм «Бриллиантовая рука» режиссёра Леонида Гайдая — это культовая комедия, вышедшая в 1969 году. Он стал примером остросюжетного и комедийного фильма с элементами сатиры. Сюжет о незадачливом советском гражданине, случайно оказавшемся в центре контрабандной схемы, высмеивает бюрократизм, неэффективность системы и абсурдность ряда жизненных ситуаций.
6*. В дополнительных источниках информации выясните, какие театральные постановки были наиболее популярны в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Создайте (в электронном виде или нарисуйте от руки) афишу одного из наиболее популярных спектаклей данного периода (на афише обязательно укажите название театра, в котором шла постановка, а также имена актёров, принимавших в ней участие).
7. Подготовьте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) на тему «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!», в которой расскажите о достижениях одного из советских спортсменов, упомянутых в параграфе. В презентации покажите, как его достижения повлияли на дальнейшее развитие данного вида спорта.
(Ссылка на презентацию ниже.)
8*. Напишите сценарий коротких познавательных видеороликов «Баскетбольный финал на Олимпийских играх 1972 г.», «Хоккейная суперсерия СССР — Канада 1972 г.» (по выбору).
1972 год, Мюнхен. Баскетбольный финал Олимпийских игр. Матч, который навсегда вошёл в историю спорта как одно из самых драматичных спортивных событий.
Сборная СССР против сборной США. Американская команда не проигрывала ни одного матча на Олимпийских играх с момента их включения в программу в 1936 году. Советская команда мечтала прервать эту серию и впервые завоевать золото.
Игра шла напряжённо. На последних секундах американцы вышли вперёд, но советская команда получила право на дополнительное время. Это стало возможным благодаря спорному решению судей и вмешательству секретаря турнира.
И вот, три секунды до конца... Александр Белов забрасывает решающий мяч, и СССР становится чемпионом Олимпийских игр! Это событие стало одной из самых обсуждаемых игр в истории баскетбола, оставив след в отношениях между странами и в развитии спорта.
Игра 1972 года показала: спорт — это больше, чем соревнование, это часть глобальной истории.
9. Найдите наиболее популярные советские песни 1970-х — середины 1980-х гг. Кто был их исполнителем? Какова их тематика?
- «Песня про тревожную молодость» (исполнители: Лев Лещенко, Юрий Богатиков) — тема патриотизма и молодости
- «Миллион алых роз» (исполнитель: Алла Пугачёва) — романтическая тема
- «Надежда» (исполнитель: Анна Герман) — песня о надежде и вере в лучшее
- «Арлекино» (исполнитель: Алла Пугачёва) — о жизни артиста и его двойственной натуре
- «Птица счастья» (исполнитель: София Ротару) — символ надежды и мечты
Раскройте смысл понятия «диссиденты».
Диссидентское движение — самодеятельное движение в 1960— 1980-х гг., преимущественно в среде советской интеллигенции. Диссидентами называли людей, критикующих советскую власть и политику СССР с самых разных идейных позиций.
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие. Приведённый факт не должен содержаться в данном вами определении понятия.
Отдельные представители гуманитарной и научно-технической интеллигенции всё чаще открыто выступали под правозащитными лозунгами, а также с призывами к национальному или религиозному «возрождению». В то же время они не стремились к захвату власти или прямому участию в политической жизни: напротив, они вдохновлялись идеей необходимости защиты индивидуальных прав и свобод от вмешательства государства. При этом их деятельность активно освещалась и поддерживалась за рубежом.
Прочитайте отрывок из записки в ЦК КПСС председателя КГБ СССР Ю. Андропова и Генерального прокурора СССР Р. Руденко (11 октября 1972 г.). Выполните задание и ответьте на вопрос.
1. Объясните причины появления диссидентского движения в СССР.
Диссидентское движение возникло как реакция на ограничения личных свобод, жесткую цензуру и подавление инакомыслия. Многие граждане не поддерживали официальную линию партии, особенно после разочарования, связанного с реальными результатами послесталинских реформ.
2. Объясните географию распространения этого движения.
Движение охватило практически все регионы Советского Союза, включая крупные города, такие как Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Свердловск (Екатеринбург), Киев, Минск и республики Прибалтики.
3. Почему считалось, что участники диссидентских групп могут «встать на путь совершения особо опасных преступлений»?
Советские власти рассматривали диссидентов как угрозу стабильности социалистической системы. Критика официальной идеологии или правящей партии воспринималась как подрывная деятельность, способная подорвать доверие к государству.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.
Культура и спорт занимали заметное место в жизни советских людей. Несмотря на цензурные ограничения, период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. стал эпохой расцвета искусства в СССР. Страна переживала за своих спортсменов и искренне гордилась ими. Советский спорт по праву вышел на лидирующие позиции в мире.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением