Параграф 9 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)

Изображение § 9. Перемены в повседневной жизни в 1953—1964 гг. Какие перемены произошли в повседневной жизни советского человека в середине 1950-х — первой половине 1960-х...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:
§ 9. Перемены в повседневной жизни в 1953—1964 гг.
Какие перемены произошли в повседневной жизни советского человека в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.?
Период 1953—1964 гг. в СССР стал временем «революции благосостояния», повышения стандартов жизни, изменения социально-бытового уклада населения, перемен в общественном сознании.
Численность какого социального слоя выросла, а какого — сократилась? Проследите взаимозависимость этих процессов.
Увеличилась доля рабочих, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства. Новым явлением стали города-новостройки (моногорода), создаваемые вокруг градообразующих предприятий. Именно это способствовало увеличению доли городских жителей и рабочих и сокращало число сельских жителей, так как люди из села переезжали в город.
Как изменились условия труда?
С середины 1950-х гг. для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день. В сентябре 1956 г. был законодательно установлен минимум заработной платы, оплачиваемый отпуск по беременности и родам увеличился с 70 до 112 дней. К концу 1960 х гг. все рабочие и служащие перешли на 6-7—часовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели соста-вила около 40 часов. В 1956 г. был отменён закон, запрещающий переход работников на другие производства по собственному желанию.
Была введена единая система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала.
К 1961 г. с учётом выплат и льгот из общественных фондов потребления зарплата рабочих возросла в 1,35 раза по сравнению с 1950 г.
Почему стали возможны такие изменения?
Я думаю, такие изменения стали возможны благодаря восстановлению экономики и новой политике государства.
1. Из курса всеобщей истории вспомните, где впервые была введена пенсионная система. Когда это произошло?
Впервые пенсионная система была введена в Германии в 1889 году по инициативе канцлера Отто фон Бисмарка. Эта реформа стала частью социальной политики Германии, направленной на улучшение условий труда и жизни рабочих, а также на предотвращение социальной напряженности и усиление государства.
2. В виде схемы (или инфографики) отразите основные положения пенсионной системы СССР в 1950— 1960-х гг.
- Увеличение пенсий почти в 2 раза
- Введение пенсий для колхозников
- Пенсионный возраст в колхозах на 5 лет больше, чем в городе
- Размер пенсии — 12-15 рублей
Как массовое жилищное строительство середины 1950-х — первой половины 1960-х гг. изменило дизайн мебели?
Советская мебель стала более практичной, простой и ориентированной на экономию пространства, соответствуя реалиям нового массового жилья.
За счёт чего удалось увеличить темпы жилищного строительства в СССР?
Рост производства строительных материалов и переход к технологии панельного домостроительства обеспечил возможность нарастить темпы возведения жилья.
Кто предложил проведение «нового курса» в сельском хозяйстве? Каковы были его основные мероприятия?
Менялась жизнь на селе. Были снижены сельхозналоги, повышены закупочные цены: за сданное государству мясо платили в 5,5 раза больше, за молоко и масло — в 2 раза. Это стало следствием «нового курса» Г. Маленкова. Ставка на расширение самостоятельности колхозов способствовала росту продуктивности сельского хозяйства.
Как вы думаете, почему советские кинотеатры в начале 1960 х гг. получали такое название?
Кинотеатры в СССР в начале 1960-х годов получили название «Космос» в честь успехов Советского Союза в освоении космоса, которые стали важной частью национальной гордости и мирового признания. В 1961 году Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, что стало огромным достижением для советской науки и символом технологического и идеологического превосходства СССР.
Выясните, какие спектакли находятся сегодня в репертуаре этого театра.
- Арт
- Враги. История Любви
- Случайные встречи
- Время женщин
- Двое на качелях
Как изменился досуг советского человека в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.? С чем были связаны эти изменения?
У обладателей телевизоров часто собирались целые ватаги ребят из менее обеспеченных семей.
Свободное время в больших городах люди проводили в кинотеатрах, на аттракционах в парках культуры и отдыха, на танцплощадках. При среднем размере зарплаты рабочих и служащих в 90 руб. (1964) посещение кинотеатра обходилось в 25 коп., театра — от 80 коп. до 1 руб.
Популярными у молодёжи стали литературные вечера в Политехническом музее. Столичная интеллигенция посещала Большой зал Московской консерватории, музыкальные вечера в Концертном зале им. П. Чайковского.
Значительно выросла посещаемость музеев, в том числе новых по истории Великой Отечественной войны.
Международные успехи советских спортсменов способствовали развитию массового спорта.
Как вы думаете, почему VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов стал таким значимым событием в общественной жизни?
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году стал значимым событием для общественной жизни СССР, так как он открыл новые возможности для международного общения, культурного обмена и показал советским гражданам жизнь за пределами «железного занавеса». Впервые после долгих лет изоляции в страну приехали десятки тысяч молодых людей со всего мира, что символизировало открытость и обновление в духе эпохи «оттепели».
Составьте в тетради диаграмму потребления основных продуктов питания на душу населения в СССР в 1960 г. На основе данной диаграммы опишите рацион среднестатисти-ческого советского человека конца 1950-х — начала 1960-х гг.
Рацион среднестатистического советского человека состоял из молочных продуктов хлебных продуктов и картофеля. Мясо употребляли мало.
С помощью дополнительных источников информации выясните, что можно было купить в 1960-х гг. на 1 рубль.
1 литр молока — около 20 копеек.
1 батон хлеба — 20–25 копеек.
1 кг картофеля — около 10 копеек.
Поездка на трамвае или автобусе стоила около 5 копеек, что позволяло проехать 20 раз на 1 рубль.
В столовой можно было поесть на рубль, например, полноценный обед с супом, гарниром и напитком стоил около 80 копеек.
Какие товары можно было приобрести в ГУМе?
- Одежда и обувь
- Деликатесы
- Ткани и текстиль
- Парфюмерия
Создайте рекламный буклет одного из магазинов, упомянутых в данном пункте параграфа. Отразите в буклете специфику данного магазина.
Добро пожаловать в ЦУМ!
Главный магазин страны приглашает за подарками!
Отделы:
Одежда и обувь — стильные костюмы, пальто и многое другое.
Ткани и текстиль — разнообразные ткани, постельное белье, полотенца.
Косметика и парфюмерия — парфюмы и средства ухода.
Игрушки для детей — куклы, машинки, краски и многое другое.
Посуда и утварь — сервизы, кухонные аксессуары для уюта.
Продукты и деликатесы — конфеты, колбасы и все для праздничного стола.
Только к празднику — елочные украшения и декор!
Адрес: Москва, ул. Петровка, 2
Часы работы: с 10:00 до 20:00
Назовите год, когда была выпущена газета с этим сообщением.
Ответ: 1957 г
1. Почему СССР часто называли самой читающей страной в мире?
Людей, читающих книги, журналы, можно было встретить повсеместно: в транспорте, парках, домах культуры. Регулярно выходило более 3 тыс. журналов и других периодических изданий. Годовой тираж 9544 газет, выходивших на 165 языках народов СССР, превышал 15 млрд экземпляров. Каждая семья, как правило, выписывала
несколько газет и журналов
2. Подумайте, как массовое жилищное строительство повлияло на тиражность книг в СССР.
С началом широкомасштабного жилищного строительства стало модным иметь семейную библиотеку в собственных квартирах.
Какую воспитательную роль играли совместные туристические походы?
Туристические походы способствовали сплочению группы. Участники учились работать в команде, поддерживать друг друга и принимать совместные решения, что формировало навыки коллективной работы и ответственности.
1. Подумайте, какие факторы влияли на развитие внутреннего туризма в СССР.
- Доступность
- Холодная война и условие железного занавеса
- Интерес к своей стране
2. Разработайте экскурсионный (туристический) маршрут по достопримечательностям вашего региона. Создайте реклам-ный проспект данного маршрута, которым можно было бы заинтересовать советского туриста 1950—1960-х гг.
Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Уралу!
Отправляйтесь в захватывающее путешествие по одному из самых живописных и загадочных регионов СССР — Уралу! Здесь вас ждут великолепные природные пейзажи, уникальные памятники истории и культуры, а также дружелюбие и радушие местных жителей.
- Посещение Свердловска
- Посещение Невьянска
- Кунгурская пещера
- Пермь
Кто такие стиляги? Почему в СССР боролись с ними?
На улицах Москвы и ряда других крупных городов появились молодые люди, одетые в яркую одежду. В общении между собой они использовали много англицизмов, увлекались популярным тогда в Европе и США рок-н-роллом. Несмотря на негативную реакцию со стороны консервативно настроенного общества, в среде молодёжи стиляги (так их стали называть) вызывали определённый интерес.
Вспомните, когда было заявлено о построении в СССР общественного строя, которому посвящён плакат. К какому сроку должен был быть сформирован этот общественный строй?
Заявление о построении коммунистического общественного строя в СССР было сделано на XXII съезде КПСС, который состоялся в октябре 1961 года. В своей программе партия объявила, что к 1980 году в СССР должен быть сформирован коммунистический строй.
1. Какие социальные реалии жизни советского общества отражены в данном стихотворении?
Упоминается возвращение с работы, что подчеркивает важность трудовой этики и рутинной жизни советского человека.
Важность человеческих отношений и дружбы является значимой ценностью в советском обществе.
Говорится о любви к детям и внукам, что подчеркивает ценность семьи и семейных ценностей в обществе.
2. О каких жизненных ценностях говорится в нём?
- Любовь
- Семья
- Доброта и дружба
- Память
3. Как в данном стихотворении проявился социальный оптимизм советского человека?
Повторение фразы «Я люблю тебя, Жизнь» демонстрирует благодарность и позитивное отношение к жизненным трудностям.
Упоминание о том, что жизнь будет продолжаться через детей и внуков, показывает оптимистичный взгляд на будущее.
Восклицание «Жизнь, ты помнишь солдат!» и призыв к весеннему гимну олицетворяют надежду на мирное и лучшее будущее.
1. Какой массовый процесс, происходивший в СССР, отражает первая иллюстрация к параграфу (см. с. 106)?
Данная иллюстрация отражает процесс строительства массового жилья для людей. Такой тип жилья назывался хрущевками. Он был доступным и бесплатным.
2. Перечислите категории населения, положение которых улучшилось в 1950 — 1960-х гг. Приведите примеры улучшения положения данных категорий населения. Что, по вашему мнению, позволило улучшить жизнь этих людей?
Рабочие: увеличение зарплат, улучшение условий труда, строительство новых жилых комплексов.
Сельские жители: коллективизация привела к развитию сельского хозяйства и созданию новых рабочих мест, улучшению сельской инфраструктуры.
Интеллигенция: увеличение возможностей для образования и культурного развития, доступ к учебным заведениям, музеям и театрам.
Молодежь: развитие образовательной системы и доступ к высшему образованию, а также возможности для участия в общественной жизни и культурных мероприятиях.
3. Составьте опросный лист о повседневной жизни советского человека в 1950—1960-х гг. На его основе проведите исследование, опросив своих родственников или знакомых старшего возраста об их повседневной жизни в данный период. Результаты опроса оформите в виде электронной презентации (сопроводите её фотографиями из семейного архива).
Опросный лист:
В каком городе вы жили в 1950—1960-х годах?
Как вы добирались до работы или учебы?
Какое жилье у вас было (тип, количество комнат)?
Какие товары были доступны в магазинах?
Как вы проводили свободное время? Какие мероприятия посещали?
Какие трудности вы испытывали в повседневной жизни?
Как изменились ваши жизненные условия в этот период?
Что вы считали самым позитивным в жизни в то время?
Как вы относились к изменениям, происходившим в стране?
4. Используя архив (в бумажном или электронном виде) одной из советских газет, расскажите, о чём писали советские СМИ в 1950—1960-х гг. Какие актуальные проблемы жизни общества были в центре внимания прессы? Свой ответ аргументируйте.
- Достижения в промышленности и сельском хозяйстве: статьи о новых заводах, успешных колхозах и достижениях в производительности труда
- Культурные события: фестивали, выставки, театральные представления
- Социальные вопросы: проблемы здравоохранения, образования, жилищного строительства
- Дефицит товаров, нехватка жилья, трудности в жизни населения
- Освещение достижения и недостатков в выполнении пятилетних планов
5. С помощью дополнительных источников информации (в том числе данных переписи населения СССР 1959 г.) выясните, как изменилась численность населения в вашем регионе в 1953—1964 гг.
В период с 1953 по 1964 год численность населения Урала значительно увеличилась. По данным переписи населения 1959 года, в Урале проживало около 13 миллионов человек, что свидетельствует о росте по сравнению с предыдущими периодами. Этот рост был обусловлен как естественным приростом, так и миграцией.
Как изменился состав его населения (возрастной, социально-классовый, по уровню образования и т. д.)?
Увеличилось количество молодежи. Привлечение молодых людей на новые заводы и в учебные заведения способствовало омоложению населения.
В то же время наблюдалось старение населения, так как увеличивалась доля пенсионеров.
Увеличилось количество рабочих, особенно в связи с развитием тяжелой промышленности.
Какие факторы привели к таким изменениям?
- Индустриализация
- Миграция
- Социальные реформы
6*. Напишите (в тетради) эссе об одном дне из жизни советского человека в 1950—1960-х гг. При написании эссе обязательно укажите, представитель какого слоя советского общества является его героем.
Герой моего эссе — Иван Петрович, 35-летний рабочий на заводе «Уралмаш». Он живет в Свердловске (ныне Екатеринбург) и каждое утро начинает свой день с будильника, который звенит в 6:00.
Ваня встает, одевается и идет на кухню, где его ждет простая, но сытная завтрак: каша и черный хлеб с чаем. Жена, Наташа, тоже готовит себя к работе, она работает в больнице медсестрой. Их двое детей — Сергей и Катя — еще спят.
На работу Ваня добирается на автобусе, который полон таких же рабочих, как и он. Они обсуждают новости завода, делятся новыми анекдотами и ждут выхода на работу, чтобы встретиться с друзьями и коллегами. На заводе он работает с 8:00 до 17:00, выполняя обязанности на конвейере. За трудовые будни он часто задумывается о своем вкладе в общее дело — строительстве коммунизма.
Во время обеденного перерыва Ваня и его друзья часто собираются на лавочке в парке, где обсуждают последние события в стране, разговоры о спорте и культуре. Вечером после работы Ваня возвращается домой, где его встречает жена и дети. Они проводят время вместе, играя в настольные игры или смотря телевизор.
На ужин — картошка с мясом и свежие овощи. После ужина Ваня помогает детям с уроками, а затем сам читает книгу, приобретенную в магазине. Он мечтает о путешествиях, и однажды надеется посетить Черное море.
Ночь настаёт, и Ваня ложится спать с чувством удовлетворения — он чувствует, что его труд важен для страны. Ему нравится жизнь, хотя не все идеально. Он знает, что его семья счастлива, а жизнь улучшается. Впереди новые надежды, новая работа и новый день.
Таким образом, жизнь Ивана Петровича — это пример жизни рабочего человека в СССР 1950—1960-х годов, насыщенной трудом, семейными ценностями и надеждой на светлое будущее.
7*. Посмотрите советский фильм «За витриной универмага» (режиссёр С. Самсонов). Какие недостатки повседневной жизни советского общества отражены в фильме? Сохранились ли они в наше время?
- Дефицит товаров, проблемы с качеством.
- Однообразие жизни, отсутствие выбора.
Эти недостатки отсутствуют в современности.
Какие положительные стороны жизни советского общества середины 1950-х гг. вы могли бы выделить?
- Солидарность и единство людей
- Доступ к образованию и культурным мероприятиям
Как вам кажется, может ли данный фильм быть наглядной иллюстрацией повседневной жизни советского общества середины 1950-х гг.?
Фильм иллюстрирует как положительные, так и отрицательные аспекты жизни советского общества, что делает его важным источником для понимания повседневной жизни того времени.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) проведение в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов - 1957 г
2) проведение денежной реформы — 1961 г
3) проведение первой после окончания Великой Отечественной войны переписи населения СССР — 1959 г
4) открытие театра «Современник» — 1957 г
5) введение пенсий для колхозников — 1964 г
Ответ: 4, 1, 3, 2, 5
Прочитайте отрывок из доклада Центрального статистического управления СССР о предварительных итогах Всесоюзной переписи населения на 15 января 1959 г. Ответьте на вопросы и выполните задание.
1. Какова была общая численность населения СССР по данным предыдущей переписи населения? Сколько лет прошло между переписями населения?
Общая численность населения СССР по данным переписи 1939 года составляла 190,7 миллиона человек. Между переписями прошло 20 лет (1939-1959 гг.).
2. На сколько миллионов человек возросла численность населения СССР к 1959 г. по сравнению с предыдущей переписью?
Численность населения СССР возросла на 18,1 миллиона человек (208,8 миллиона в 1959 году минус 190,7 миллиона в 1939 году).
3. В каком из районов СССР произошёл наибольший процентный рост численности населения?
Наибольший процентный рост численности населения произошёл на Дальнем Востоке, где он увеличился на 70%.
4. В каких союзных республиках численность населения снизилась?
Численность населения снизилась в Белорусской ССР и Литовской ССР.
5. Составьте в тетради диаграмму полового состава численности населения СССР по переписи 1959 г. в процентах.
Чем вы можете объяснить такое соотношение мужчин и женщин в СССР?
Такое соотношение мужчин и женщин в СССР объясняется последствиями Второй мировой войны, в ходе которой погибло значительное количество мужчин, что привело к увеличению числа женщин в населении. Также женская жизнь в послевоенное время в значительной степени характеризовалась увеличением продолжи-тельности жизни женщин по сравнению с мужчинами, что также способствовало данному дисбалансу.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.
Период 1953—1964 гг. в СССР стал временем «революции благосостояния», повышения стандартов жизни, изменения социально-бытового уклада населения, перемен в общественном сознании.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением