Параграф 19 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)

Изображение § 19. Социально-экономическое развитие СССР в 1985 — 1991 гг. К каким результатам привели экономические реформы, начатые в 1985 г.?Ни одна из реформ, начатых за годы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:
§ 19. Социально-экономическое развитие СССР в 1985 — 1991 гг.
К каким результатам привели экономические реформы, начатые в 1985 г.?
Ни одна из реформ, начатых за годы перестройки, не дала положительных результатов. Непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему распределения и на практике обернулась экономической катастрофой. Экономический кризис превратился в определяющий фактор политической жизни страны.
Какой автомобильный завод расположен в городе, в котором Горбачёв встречался с его жителями?
В городе Тольятти расположен автомобильный завод Волжский автомобильный завод (ВАЗ), который производил автомобили под маркой «Лада».
Почему именно автомобилестроение было выбрано одним из приоритетных направлений социально-экономического развития?
Автомобилестроение играло важную роль в развитии экономики СССР, поскольку оно способствовало не только обеспечению внутреннего спроса на легковые автомобили, но и развитию смежных отраслей, таких как металлургия, химическая промышленность и машиностроение. Производство автомобилей помогало модернизировать промышленную базу, создавая новые рабочие места и стимулируя развитие инфраструктуры.
Каковы были основные цели пятилетнего плана, которому посвящён данный плакат?
- Переход к интенсивному развитию
- Повышение качества продукции
- Научно-технический прогресс
- Экономическая модернизация
Каковы были последствия чернобыльской катастрофы?
- Радиоактивное загрязнение значительных территорий
- Острая лучевая болезнь у ликвидаторов аварии и работников станции
- Повышение уровня заболеваемости раком
- Снижение доверия к советскому руководству
- Усиление международного внимания к вопросам безопасности
Выясните, в чём была уникальность космического корабля, изображённого на фотографии.
«Буран» стал единственным космическим кораблём в истории, который совершил свой первый и единственный полёт в полностью автоматическом режиме, включая приземление. Управление осуществлялось при помощи бортового компьютера без участия пилотов, что было выдающимся достижением для того времени.
1. Сформулируйте суть политики ускорения, провозглашённой М. Горбачёвым.
В качестве главного приоритета было названо развитие машиностроения, куда предполагалось направить львиную долю инвестиций. Предполагалось, что машиностроение станет базой технологического обновления экономики, выведет её на передовые мировые рубежи.
2. Какие последствия имела антиалкогольная кампания в СССР?
Антиалкогольная кампания имела противоречивые результаты. Она способствовала некоторому подъёму производства и, главное, сокращению смертности и повышению рождаемости. Одновременно произошёл рост спекуляции спиртным (перепродажи на теневом рынке), взрывной массовый характер приняло самогоноварение, государственный бюджет недополучил значительные средства.
3. В каких отраслях были приняты целевые программы научно-технического прогресса?
- информатика и компьютерная наука
- робототехника
- генная инженерия
В чём была важность этих отраслей?
Важность этих отраслей заключалась в стремлении модернизировать экономику, сделать её более конкурентоспособной на мировой арене и улучшить внутреннее экономическое состояние.
4. Что такое госприёмка? Улучшило ли её появление качество производимых товаров?
В 1986 г. по примеру предприятий ВПК была введена государственная приёмка продукции на гражданских предприятиях (госприёмка). Качество изделий должны были контролировать службы, независимые от дирекции предприятий.
Проанализировав изображение, определите, что предполагалось широко внедрять в экономику и промышленность для достижения научно-технического прогресса.
На основе анализа изображения и контекста, предполагалось широкое внедрение передовых технологий и научных достижений в экономику и промышленность. Особое внимание уделялось информатизации, вычислительной технике, робототехнике, а также разработке и внедрению энергосберегающих технологий и автоматизированных систем управления производством. Цель состояла в том, чтобы повысить производительность труда, улучшить управление экономическими процессами и модернизировать производство, что соответствовало решениям XXVII съезда КПСС о переходе к интенсивному пути развития, направленному на преодоление технологического отставания СССР.
В чём автор плаката видит главную цель кооперативов? Подумайте, в каких сферах прежде всего появлялись кооперативы. С чем это было связано?
Автор плаката видит главную цель кооперативов в расширении ассортимента товаров и услуг, стимулировании экономической активности и восполнении дефицитов в советской экономике. Прежде всего кооперативы появлялись в таких сферах, как торговля, общественное питание, ремонтные услуги, производство товаров народного потребления и мелкое производство. Это было связано с острой нехваткой товаров и услуг, которая существовала в плановой экономике СССР, а также с потребностью в более гибких и оперативных структурах, способных быстро реагировать на запросы рынка.
1. Можно ли утверждать, что М. Горбачёв кардинально отошёл в экономических вопросах от идей, декларируемых его предшественниками?
В январе 1987 г. на очередном Пленуме ЦК Горбачёв выдвинул лозунг «демократизации», под которым подразумевалось изменение (перестройка) всей общественно-политической системы. Вина за неспособность советской экономики к немедленному «ускорению» возлагалась на управленческий аппарат, который стал объектом тотальной критики.
2. Почему М. Горбачёв сменил значительное число высших партийных руководителей? Перечислите имена высших партийных руководителей, отправленных в отставку. Кто пришёл им на смену?
Вина за неспособность советской экономики к немедленному «ускорению» возлагалась на управленческий аппарат, который стал объектом тотальной критики. Под предлогом борьбы с бюрократизмом за короткое время был обновлён верхний эшелон власти. Были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Н. Рыжков сменил Н. Тихонова на посту главы правительства, Н. Талызин вместо Н. Байбакова занял пост председателя Госплана СССР.
3. Когда был принят закон о государственном предприятии? В чём была суть данного закона?
Закон о государственном предприятии был принят в 1987 году. Суть закона заключалась в предоставлении большей экономической самостоятельности государственным предприятиям. Он предусмат-ривал переход предприятий с жесткой централизованной системы управления к самоуправлению и самофинансированию.
4. Можно ли утверждать, что появление кооперативов в СССР стало событием, после которого возврат к прежней экономической системе был невозможен? Свой ответ аргументируйте.
Кооперативы позволяли гражданам заниматься легальной предпринимательской деятельностью и развивать малый бизнес. Это способствовало формированию новой экономической культуры, основанной на рыночных отношениях и конкуренции.
1. Дайте определение понятия «конверсия». Перечислите положительные и отрицательные стороны этого явления в советской оборонной промышленности.
Я конверсия оборонных предприятий — переориентация предприятий, выпускавших продукцию военного назначения, на производство гражданской продукции. Доля государственного заказа (а соответственно и бюджетного финансирования) на ряде крупнейших оборонных предприятий упала на 95 %.
2. Сформулируйте последствия денежной реформы 1991 г. в СССР.
В 1991 г. прошла конфискационная денежная реформа, повышены розничные цены на товары, введён налог с продаж. В целом ряде регионов для обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимости была введена карточная система.
3. Докажите, что реформы М. Горбачёва в сельском хозяйстве носили бессистемный характер.
Уровень жизни населения падал, простые люди всё меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. невиданное для СССР явление — первые массовые забастовки рабочих, которые вскоре стали повседневным явлением. Страна всё глубже погружалась в пучину системного экономического кризиса.
Назовите даты, когда планировалось реализовать программу «500 дней».
Первый этап (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий и акционирование крупных предприятий. Второй этап (150 дней) — либерализацию цен. Третий этап (150 дней) — стабилизацию рынка. Четвёртый этап (100 дней) — начало подъёма.
Составьте сравнительную схему программ рыночного перехода, отразив цели и задачи каждой из них.
1. Систематизируйте информацию об основных направлениях и мероприятиях в экономике СССР в 1985—1991 гг. в форме таблицы. Название столбцов таблицы определите самостоятельно.
2. Выделите этапы экономических преобразований М. Горбачёва. Какие основные события произошли в ходе каждого из этапов? Чем объясняется переход от одного этапа к другому?
Первый этап (1985–1987): фокус на ускорении научно-технического прогресса, улучшении производительности. Принятие закона о государственном предприятии. Объясняется необходимостью улучшения качества управления.
Второй этап (1987–1989): расширение рыночных элементов, принятие закона о кооперативах. Переход объясняется необходимостью усиления экономической самостоятельности.
Третий этап (1989–1991): попытки радикальных рыночных реформ. Открытие экономики, усиление дефицита. Переход объясняется неэффективностью предыдущих мер.
3. Дайте определение понятия «индивидуальная трудовая деятельность».
Индивидуальная трудовая деятельность – экономическая деятельность, проводимая гражданами на основе личного труда, в основном в сфере услуг и малого производства.
Когда был принят разрешающий её закон?
Закон, разрешающий её, был принят в 1986 году.
В каких сферах она была возможна?
Деятельность была возможна в сфере торговли, ремонта, мелкого производства и обслуживания.
Предположите, почему государство разрешило её именно в этих сферах.
Разрешение на неё было связано с необходимостью повысить эффективность мелких услуг и снизить дефицит товаров.
4. Как правительство обосновывало необходимость экономических реформ, способствовавших расширению рыночных элементов?
Правительство утверждало, что существующая экономическая система устарела и тормозила развитие. Реформы были направлены на повышение производительности, внедрение современных технологий и смягчение проблем дефицита.
5. Сравните экономические преобразования М. Горбачёва с реформами: а) времён нэпа; б) А. Косыгина. Выделите черты сходства и черты различия. Сопоставьте их результаты. Сделайте выводы.
а) времён НЭПа
- Сходство: легализация частного бизнеса, рыночные элементы.
- Различие: НЭП был более контролируемым, не привёл к столь резкому кризису.
б) реформы Косыгина
- Сходство: попытка повысить автономность предприятий.
- Различие: реформы Косыгина не включали рыночные элементы в широком масштабе.
Вывод: экономические преобразования Горбачёва имели более масштабный и рискованный характер, что привело к непредсказуемым последствиям.
6. Какое из двух изображений, размещённых в начале параграфа, по вашему мнению, в наибольшей степени иллюстрирует итоги экономических преобразований в СССР в 1985—1991 гг.? Свой ответ аргументируйте.
Изображение очереди у продовольственного магазина в 1990 году более точно иллюстрирует результаты преобразований, так как отражает ухудшение экономической ситуации и дефицит товаров, возникшие вследствие реформ.
7. С помощью дополнительных источников информации создайте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) на тему «Экономическое развитие нашего края в 1985—1991 гг.». В презентации обязательно используйте отрывки воспоминаний современников. Сделайте вывод, как изменилось экономическое положение основных категорий населения в данный период.
(Ссылка на презентацию ниже.)
8*. Проведите в классе дискуссию на тему «Советская экономика рубежа 1980—1990-х гг.: проблемы и перспективы». При проведении дискуссии обязательно используйте статистические данные.
Советская экономика к рубежу 1980—1990-х годов оказалась в состоянии глубочайшего кризиса, который повлиял не только на внутреннюю ситуацию в стране, но и на её международное положение. На протяжении десятилетий плановая экономика демонстрировала как свои сильные стороны, так и ограничения, которые стали особенно заметны к началу 1980-х годов.
Проблемы экономики
1. Замедление роста и застой. Конец 1970-х и начало 1980-х годов ознаменовались периодом экономического застоя, когда темпы роста промышленного производства и ВВП начали замедляться. Причины этого явления были связаны с исчерпанием возможностей экстенсивного пути развития, основанного на расширении производственных мощностей без существенного обновления технологий.
2. Технологическое отставание. СССР значительно отставал в развитии таких ключевых отраслей, как микроэлектроника, вычислительная техника и робототехника. Это сказывалось на производительности труда и конкурентоспособности продукции на международных рынках.
3. Дефицит и низкая эффективность производства. Плановая система управления экономикой часто приводила к нехватке потребительских товаров и услуг, что выражалось в хронических дефицитах. Ориентация на тяжёлую промышленность при недостаточном внимании к лёгкой промышленности и сельскому хозяйству усугубляла ситуацию.
4. Государственная монополия. Централизованное управление экономикой ограничивало инициативу и гибкость в управлении на уровне предприятий. Вся экономическая активность регла-ментировалась планами, что лишало предприятия возможности быстро реагировать на меняющиеся потребности рынка.
Попытки реформ и их последствия
В период правления Михаила Горбачёва были предприняты масштабные попытки изменить ситуацию. Программа "ускорение", предложенная в середине 1980-х, предполагала активное внедрение достижений научно-технического прогресса, автоматизацию производства и развитие новых технологий. Однако недостаточная подготовленность инфраструктуры и устойчивое сопротивление бюрократических структур сделали этот план малоэффективным.
С началом политики *перестройки* и гласности начались реформы, направленные на децентрализацию экономики и введение элементов рыночных отношений. Были приняты законы о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности, что дало импульс развитию мелкого бизнеса. Однако эти меры сопровождались снижением контроля над государственным сектором и ростом инфляции, что ещё больше обострило кризис.
Перспективы и их ограниченность
На рубеже 1990-х годов надежды на переход к смешанной экономике и успешную интеграцию рыночных механизмов оставались высокими. Появление кооперативов и постепенная либерализация хозяйственной деятельности открывали новые возможности для инициативных граждан. Тем не менее, отсутствие чёткой стратегии, системного подхода к реформам и политическая нестабильность свели к минимуму перспективы быстрого и успешного перехода.
В итоге, экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х годов стали переломным моментом, после которого возврат к прежней экономической модели был невозможен. Несмотря на определённые позитивные сдвиги, вызванные реформами, отсутствие последовательности и глубинные структурные проблемы привели к дезорганизации экономики и социальным потрясениям.
Советская экономика этого периода — пример сложного взаимодействия между устаревшей системой и попытками её реформирования. Перспективы развития требовали глубоких преобразований, которые предполагали бы не только экономические, но и политические изменения.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) начало антиалкогольной кампании в СССР – 1985 г
2) денежная реформа – 1991 г
3) авария на Чернобыльской АЭС – 1986 г
4) принятие закона «О кооперации в СССР» – 1987 г
Ответ: 1, 3, 4, 2
Раскройте смысл понятия «кооператив».
Кооператив — это форма коллективного хозяйствования и предпринимательства, при которой группа людей объединяет свои ресурсы и усилия для совместного ведения производственной или иной деятельности.
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие.
К началу 1987 г. были приняты решения о развитии кооперации.
Прочитайте отрывок из воспоминаний М. Горбачёва. Выполните задания и ответьте на вопросы.
1. Обсудите с одноклассниками плюсы и минусы каждого варианта экономических реформ.
Какой из них, по вашему мнению, был наиболее оптимальным?
Третий вариант представляется наиболее оптимальным, так как позволял постепенно развивать рыночные механизмы при сохранении социальной стабильности.
2. Назовите причины, по которым был осуществлён наиболее «радикальный» вариант экономических реформ.
- Экономическая ситуация в СССР в конце 1980-х гг. была критической: дефицит товаров, инфляция, недоверие к плановой экономике
- Давление со стороны радикально настроенной части политического и экономического руководства
- Влияние западных экономических теорий и консультации с зарубежными экономистами
3. Почему ранее предпринятые правительством экономические преобразования «остались, по сути дела, на бумаге»?
- Недостаточная поддержка и сопротивление со стороны партийной и бюрократической элиты, которая не желала терять контроль и привилегии
- Отсутствие решительных и последовательных шагов по внедрению реформ
- Неполное понимание необходимости системного подхода и недостаток опыта проведения столь масштабных преобразований
- Перегруженность задачами и нехватка ресурсов для выполнения всех поставленных целей
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.
Ни одна из реформ, начатых за годы перестройки, не дала положительных результатов. Непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему распределения и на практике обернулась экономической катастрофой. Экономический кризис превратился в определяющий фактор политической жизни страны.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением