Параграф 12 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)

Изображение § 12. Социально-экономическое развитие СССР в 1964 — 1985 гг. Каковы были особенности социально-экономического развития СССР в 1964—1985 гг.?-	косыгинская...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:
§ 12. Социально-экономическое развитие СССР в 1964 — 1985 гг.
Каковы были особенности социально-экономического развития СССР в 1964—1985 гг.?
- косыгинская реформа
- приоритет сырьевого сектора
- социальные реформы
- масштабное строительство
Перечислите основные меры, которые проводились в целях дальнейшего развития сельского хозяйства. Оцените их с точки зрения последствий для дальнейшего развития страны.
Повышались закупочные цены, на 10 лет устанавливался твёрдый план государственных закупок, вводилась надбавка в 50 % к основной цене за сверхплановую продажу продуктов. Были сняты некоторые ограничения на личное подсобное хозяйство. Значительно увеличились государственные инвестиции.
Задачей становилось такое изменение условий жизни в деревне, которое должно было сблизить их с городскими. Этого предполагалось достичь путём укрупнения сельских поселений за счёт ликвидации малых деревень, объявленных «неперспективными». Результаты этой программы и отношение людей были противоречивыми. С одной стороны, многие деревенские жители негативно отнеслись к перемене образа жизни. С другой — вытесняемое из «неперспективных» деревень население, особенно молодёжь, предпочитало переезжать в города. В целом миграция из деревни ещё больше усилилась, а среди сельского населения всё больше увеличилась доля пожилых людей.
С помощью дополнительных источников информации выясните, какие должности занимал человек, именем которого названа реформа промышленности 1965 г. Какой опыт руководства он имел? Как данный опыт мог сказаться на проведении реформы?
Алексей Николаевич Косыгин, чьим именем названа промышленная реформа 1965 года, занимал должность председателя Совета Министров СССР, что делало его ключевой фигурой в экономической политике.
Его управленческий опыт и знание нужд советской промышленности дали ему возможность предлагать реформы, направленные на повышение эффективности и самостоятельности предприятий.
К какому событию был выпущен данный автомобиль? Когда оно произошло?
Выпуск полумиллионного автомобиля «Жигули» на Волжском автомобильном заводе был связан с 50-летием СССР. Это событие произошло в 1972 году.
Какие долгосрочные последствия для советской экономики (и экономики современной России) несла ориентация на расширение сырьевого сектора?
Советская экономика, как и российская, стала сильно зависеть от экспорта нефти и газа. Колебания мировых цен на эти ресурсы существенно влияли на бюджет страны, приводя к экономическим кризисам при падении цен.
Почему реформа промышленности получила название косыгинской?
Реформа, проведённая по инициативе и под руководством Председателя Совета министров СССР А. Косыгина, не противоречила принципам плановой экономики, поэтому она получила название косыгинской.
Каковы были её основные положения?
Главными её положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Число плановых показателей было сокращено до минимума. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции вводились и новые индикаторы, призванные обеспечить её качество. Среди них ключевыми были показатели экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. Разрешалось оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.
В виде тезисов сформулируйте основные итоги данной реформы.
Поначалу реформа дала существенный экономический эффект. За годы VIII пятилетки (1966—1970) объём производства вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже в 1970-х гг. темпы промышленного роста замедлились. Реформа и сама по себе порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов приводило к их монопольному положению в отрасли, что в конечном счёте вело к низкому качеству продукции при отсутствии выбора у потребителя
Как вы думаете, почему советская промышленность не успевала удовлетворять растущий спрос населения на бытовую технику?
Экономическая стратегия СССР была сосредоточена на развитии тяжелой промышленности, военной продукции и производства средств производства. Бытовая техника и товары народного потребления находились на втором плане, что ограничивало ресурсы, выделяемые на их производство.
Приведите примеры улучшений в жизни населения СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.
Доля людей, живущих в коммуналках, постоянно сокращалась. Значительно выросли зарплаты у низко- и среднеоплачиваемых работников. В повседневную жизнь вошли холодильники, телевизоры, стиральные машины. Развивалась сфера бытового обслуживания и система детских садов, что заметно облегчало домашний труд женщин. У большинства крупных предприятий появились собственные детсады, санатории и базы отдыха, летние и зимние детские лагеря, путёвки в которые дотировались через профсоюзные организации и стоили очень дёшево.
1. На каких теоретических представлениях о развитии экономики строилась косыгинская реформа?
Косыгинская реформа основывалась на идеях совершенствования плановой экономики с элементами хозяйственного расчёта. Теоретической базой реформы было стремление повысить эффективность предприятий за счёт их большей самостоятельности в принятии решений и привязке их экономических интересов к конечным результатам производства.
В чём скрывалась противоречивость стимулов развития предприятий, к которой привела реализация реформы?
Реформа привела к тому, что предприятия стали стремиться к выполнению планов минимальными усилиями. Руководители могли искусственно завышать цены, снижать качество или выбирать простейшие пути для получения прибыли, что снижало общую эффективность производства.
2. Почему косыгинская реформа была свёрнута? Возможно ли было её продолжение? Если да, то при каких условиях?
Косыгинская реформа была свёрнута из-за сопротивления партийного аппарата, который опасался ослабления контроля над экономикой и усиления самостоятельности предприятий. Продол-жение реформы было бы возможно при условии большей политической воли к изменениям и интеграции рыночных элементов в плановую экономику, а также при сохранении контроля за эффективностью предприятий.
3. Какие отрасли промышленности имели приоритетное развитие в СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.? Приведите примеры (не менее трёх) создания новых предприятий в данных отраслях промышленности.
- Военно-промышленный комплекс: строительство новых заводов по производству вооружений
- Тяжёлая промышленность: развитие металлургических комбинатов, например, строительство Карагандинского металлургического комбината
- Энергетика: создание мощных электростанций, таких как Саяно-Шушенская ГЭС
4. Какие промышленные предприятия были построены в вашем регионе в описываемый период? Какое значение имели данные предприятия для развития вашего региона?
- Уральский автомобильный завод (УралАЗ) в Миассе, специализирующийся на производстве грузовых автомобилей, был значительно модернизирован и расширен
- Челябинский трубопрокатный завод и его новые мощности стали важной частью промышленного развития региона, обеспечивая трубы для нефтегазовой и других отраслей
- Уральский электрохимический комбинат в Новоуральске продолжал развиваться, обеспечивая поставки продукции для ядерной энергетики
- Серовский завод ферросплавов, важный для металлурги-ческой промышленности, обеспечивал металлургические комбинаты сплавами
5. Подумайте, как мировой энергетический кризис 1973—1975 гг. отразился на советской экономике.
Мировой энергетический кризис способствовал росту цен на нефть, что в краткосрочной перспективе укрепило экономику СССР благодаря увеличению экспортных доходов. Однако это привело к усилению зависимости экономики от нефтедолларов, что в долгосрочной перспективе негативно сказалось на диверсификации экономики и подготовке к кризисам.
6*. Главному идеологу экономических реформ в Китае Дэн Сяопину приписывают такие слова: «Если бы косыгинские реформы удались, Китай, возможно, снова бы учился у СССР». Сравните косыгинскую реформу в СССР и хозяйственные реформы Дэн Сяопина в Китае. Выделите черты сходства и различия. Подтвердите или опровергните цитату, приписываемую Дэн Сяопину.
Сходства:
- Оба реформатора стремились повысить экономическую эффективность и стимулировать предприятия к росту
- Оба пытались внедрить элементы рыночной экономики
Различия:
- В СССР Косыгинская реформа оставалась в рамках централизованного планирования с минимальными рыночными элементами
- В Китае реформы Дэн Сяопина предусматривали гораздо более глубокие преобразования, включая частное предпринимательство, открытие экономики для иностранных инвестиций и децентрализацию управления
С учётом более успешных результатов китайских реформ, можно предположить, что успешное завершение косыгинской реформы могло бы сделать СССР примером для Китая в области управления экономикой.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) мировой энергетический кризис – 1973-75 гг
2) начало косыгинской реформы в промышленности – 1965 г
3) начало VIII пятилетки – 1966 г
4) начало реформ Дэн Сяопина в Китае – 1978 г
Ответ: 2, 3, 1, 4
Раскройте смысл понятия «хозрасчёт».
Хозрасчёт — плановое ведение хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, без помощи средств государственного бюджета.
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие.
В 1966 году в рамках косыгинской реформы был принят указ, который позволял предприятиям работать по хозрасчету, сохраняя часть прибыли для собственных нужд, модернизации и стимулирования работников.
Прочитайте фрагмент постановления «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (8 июля 1974 г.). Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. С какой целью было принято данное постановление?
Цель принятия постановления – дальнейшее развитие производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока, улучшение транспортной инфраструктуры для освоения природных ресурсов и укрепления связей между регионами СССР.
2. В каком году планировалось завершить строительство железнодорожной магистрали, о которой говорится в постановлении? Выясните, была ли введена данная магистраль в срок.
Планировавшийся год завершения строительства – 1983 год. Строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) было частично завершено к этому сроку, но полная сдача и окончательная эксплуатация заняли больше времени. Официальное завершение строительства было объявлено в 1984 году, но некоторые работы продолжались до конца 1980-х годов.
3. Как строительство данной железнодорожной магистрали повлияло на развитие среднего профессионального образования в СССР?
Строительство БАМ стимулировало подготовку квалифицированных рабочих. Это требовало значительного расширения программ профессионально-технического образования и увеличения численности выпускников, готовых работать на крупных инфраструктурных проектах. В ответ на эти потребности создавались специализированные программы и учебные заведения.
4. Вспомните, что такое ударная комсомольская стройка. Почему строительство данной железнодорожной магистрали было объявлено ударной комсомольской стройкой?
Ударная комсомольская стройка – крупный инфраструктурный проект, объявленный важным для страны и поддерживаемый усилиями молодежных комсомольских организаций. Строительство БАМ было объявлено ударной комсомольской стройкой, чтобы привлечь молодежь и создать атмосферу энтузиазма, коллективного труда и патриотизма, характерных для подобных всесоюзных строек.
5. На контурную карту нанесите железнодорожную магистраль, которой посвящено данное постановление; обозначьте географические объекты, которые упоминаются в тексте документа.
- маршрут БАМ от г. Усть-Кута (ст. Лена) до г. Комсомольска-на-Амуре
- города и станции, упомянутые в документе: Нижнеангарск, Чара, Тында, Ургал
- географические объекты: Жигулёвские горы и р. Волга
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.
- косыгинская реформа
- приоритет сырьевого сектора
- социальные реформы
- масштабное строительство
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением