Упр.322 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Списывая каждое предложение, составляйте его схему и объясняйте постановку знаков препинания. Затем выразительно прочитайте предложения.
1) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов) 2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым. (3. Казакевич) 3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К. Федин) 4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой) 5) Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький) 6) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский)
1) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; (БСП) слепой всё сидел на берегу, (ССП) и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов)
2) Хотя он и знал дорогу, (ССП) но в прошлый раз ездил к танкистам днём; (БСП) ночью же всё казалось другим, (уточнение) незнакомым. (Э. Казакевич)
3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост, (ССП) и Арсений Романович начал читать наставление о том, (СПП) почему нельзя класть палец щуке в рот, (СПП) даже если она сонная. (К. Федин)
4) Шумит лес, (БСП) лицу жарко, (ССП) а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой)
5) Во всём, (СПП) что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, (уточнение) какое-то сухое тление, (БСП) все вещи источают тот странный запах, (СПП) который дают цветы, (причастный оборот) высушенные временем до того, (СПП) что, когда коснёшься их, (БСП) они рассыпаются серой пылью. (М. Горький)
6) Я понимал, (СПП) что выручить нас может только случайность: (БСП) или вода внезапно перестанет прибывать, (ССП) или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский)
2. Докажите, что в состав третьего и четвёртого предложений входит безличное.
Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная.
Почему нельзя (кат. сост.) класть (инф.) палец щуке в рот.
Односоставное предложение со сказуемым, которое обозначает действие без действующего лица.
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.
Лицу жарко (кат. сост.).
Односоставное предложение со сказуемым, которое обозначает состояние без действующего лица.
3. Объясните правописание выделенных слов.
Танкистам (танк); наставление (неизменяемая; наставник); пробирается (неизменяемая; суффикс А; І спр. что делает?); источают (точат, І спр.); высушенные (причастие с приставкой); временем (конём); коснешься (нет А; глагол 2-го лица; ед. числа); рассыпаются (что делают? І спр.); внезапно (запомнить); перестанет (неизменяемая; І спр.); прибывать (приближение); брошенную (от глагола сов. вида); лодку (лодочка).
4. Найдите в упражнении слова, транскрипция которых. Прочитайте слова вслух правильно.
Сравните в них звуковой и буквенный состав.
Чувствуется – 10 звуков, 11 букв.
Рассыпаются – 9 звуков, 11 букв.
5. Выполните морфологический анализ двух-трёх подчинительных союзов.
6. Найдите слова с нулевым окончанием. Что оно обозначает в каждом конкретном случае? Укажите также слова самостоятельной части речи, не имеющие окончаний. О чём свидетельствует отсутствие окончания в слове?
Слова с нулевым окончанием.
Мелькал (глагол, м. р.); парус (сущ. м. р.); волн (сущ. мн. ч. Р. п.); сидел (глагол, м. р.); знал (глагол, м. р.); раз (сущ. м. р. В. п.); ездил (глагол, м. р.); хвост (сущ. м. р. В. п.); Арсений Романович (сущ. м. р. И. п.); начал (глагол, м. р.); палец (сущ. м. р. В. п.); в рот (сущ. м. р. В. п.); лес (сущ. м. р. И. п.); холод (сущ. м. р. И. п.); случайность (сущ. ж. р. 3-е скл.).
Слова, не имеющие окончания (отсутствие окончания в слове свидетельствует о том, что оно является неизменяемым).
Долго (наречие); днем (наречие); ночью (наречие); нельзя (категория состояние); жарко (категория состояние); давно (наречие); внезапно (наречие); нечто (неопределенное местоимение).
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Что (бы) (не) заблуди(т, ть)ся в лесах надо знать приметы. Находить пр..меты или создавать их очень увлекательное занятие. Пр..меты связа(н, нн)ы (со) всем с цветом неба с росой и туманом с криком птиц и яркостью звёздного света. В пр..метах заключе(н, нн)о много точ(?)-ного знания и поэзии. Есть пр..меты простые и сложные. Самая простая примета это дым костра.
То он подыма..(т, ть)ся столбом к небу свободно струи(т, ть)ся (в) верх, выше самых высоких ив, то стел..(т, ть)ся туманом по траве то меч..(т, ть)ся вокруг огня. И вот к прел..сти ночного костра и горькому запаху дыма треску сучьев перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоед..ня..(т, ть)ся ещё и знание завтрашней погоды. Глядя на дым можно точ(?)но сказать будет ли завтра дождь ветер или снова как сегодня солнце подымет, ть)ся в глубокой тиш..не, в синих прохладных туманах. (К. Паустовский)
2. Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи относится текст. Ответ обоснуйте.
3. Определите тип речи текста.
4. Озаглавьте текст. Что отражено в вашем заголовке: тема или основная мысль высказывания?
5. Проведите лексический разбор выделенного дважды в тексте слова. Какой словарь поможет провести такой разбор и объяснить необычное написание и употребление этого слова в тексте? Чем отличаются выделенные формы этого слова?
6. Проведите анализ слова прохладных по плану:
а) фонетический разбор;
б) морфемный разбор;
в) лексический разбор;
г) морфологический разбор.
7. Укажите слова в переносном значении (эпитеты, метафоры, олицетворения).
8. Назовите наречия. Укажите, как они образованы.
9. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Составьте схему предложения, а затем придумайте предложение, соответствующее этой схеме.
10. Разберите по членам предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире.
11. Установите, есть ли в тексте сложные предложения с разными видами связи. Если есть, выпишите их. Составьте схемы.
12 Сгруппируйте по видам орфограмм слова с пропущенными буквами и скобками. Объясните написание.
13. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Перескажите эти правила, подтверждая их примерами из текста.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением