Упр.325 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.
Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца. Тайга вспыхнула одновременно в разных местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам. В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал. Зерно зрело щуплым и мелким.
Прошло несколько лет, и на месте пожарищ стали появляться пасеки. Их становилось всё больше. Медосборы рекордные: по три бочки с гектара. Взглянуть на сибирское чудо приезжали даже из Америки. И всем этим медовым благоденствием люди были обязаны одному растению.
На сибирских гарях сплошной стеной стоял иван-чай. Его ещё называют кипреем. Стебли один к одному, прямые, как хлыст, в рост человека, узкие ивоподобные листья. На макушке, точно пика на новогодней ёлке, малиновый султан цветков. В каждом — нектар, простым глазом видно. Осенью со стеблей летит блестящий белый пух, несёт семена на другие вырубки, другие гари.
Если протиснуться в гущу иван-чая и стать на колени, чаща покажется густым ельником. Мрачно. Сыро. Душно. На земле только опавшие листья да мелкие грибки. Семена деревьев тут отлично прорастают, но без света гибнут. Между тем лучшие леса берут начало именно в зарослях иван-чая. Чуть поднимутся сосенки, иван-чай начнёт хиреть, чахнуть.
Пчеловоды с болью душевной наблюдают такую картину. И те, что похитрее, втихомолку пускают новый пожар по старому пожарищу, не желая терять свои три бочки мёда с гектара. Они думают, что огонь вернёт почве её былое богатство: азотные соли, нитраты. Но на этот раз на гари меньше древесного хлама, чем было его в первый раз.
Иван-чай расцветает снова, но цветёт он не так роскошно, не так обильно, как в первый раз. Заросли его всё реже, стебли всё ниже, жизнь короче.
В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю: там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего. Уходить с такого пастбища не желают. Если олени заметили вдали малиновые султаны, соблазнить их чем-нибудь другим — дело безнадёжное. Даже зимой, когда глубокие снега, олени чутьём определяют, где он рос, и добывают из-под снега сухие листья.
Это не прихоть копытных. Нужда. Кальциевый голод. В лишайниках на Севере кальция почти нет. Доли процента. В пушице, которую олени тоже едят зимой, немногим больше. И жира больше. Как в коровьем молоке. Белка тоже больше. Как в мясе. (По А. Смирнову)
2. Спишите 5-й и 6-й абзацы текста, составляя схемы каждого сложного предложения. Докажите, что в этом фрагменте текста представлены все виды сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, сложноподчинённое с двумя придаточными, сложное предложение с разными видами связи. Определите вид каждой придаточной части сложного предложения.
3. На основе текста напишите сжатое изложение. Чтобы справиться с этой задачей, проделайте следующую работу:
а) прослушивая (читая) текст в первый раз, записывайте ключевые слова;
б) при втором прослушивании (чтении) составьте план текста, отразив в нём основную информацию;
в) обдумайте, какую информацию можно считать второстепенной и почему;
г) опираясь на ключевые слова и план текста, напишите сжатое изложение, передавая в нём только главную информацию.
В 1915 году в Сибири бушевали страшные пожары: гибли в огне охотники и звери, дым мешал ходить поездам, урожай запаздывал.
Прошло несколько лет, и на месте пожарищ стали появляться пасеки. Медосборы рекордные: по три бочки с гектара. И этим люди были обязаны одному растению.
На сибирских гарях сплошной стеной стоял иван-чай. Стебли один к одному, в рост человека, на макушке малиновый султан цветков. В каждом – нектар. Осенью со стеблей летит пух, несёт семена на другие вырубки.
Если протиснуться в гущу иван-чая и стать на колени, чаща покажется густым ельником. Семена деревьев тут отлично прорастают, но без света гибнут. Но лучшие леса берут начало именно в зарослях иван-чая. Чуть поднимутся сосенки, иван-чай начнёт чахнуть.
Пчеловоды с болью душевной наблюдают такую картину. И самые хитрые пускают новый пожар по старому пожарищу, надеясь, что огонь вернёт почве её былое богатство: азотные соли, нитраты. Иван-чай расцветает снова, но цветёт не так обильно, как в первый раз.
В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю: там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего. Даже зимой олени чутьём определяют, где он рос, и добывают из-под снега сухие листья. Это не прихоть копытных, а кальциевый голод.
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.
В б..ру была та особе(н, нн)ая др..мучая тиш..на полная холодн..й свеж..сти тумана когда яс(?)но слыш..лось как с дли(н, нн)ых зелёных щетин..к сосен капа..т роса.
Я ст..ял на п..ляне среди бурых хв..инок розовых зав..тушек и чешу..к коры среди пожухлых ра..щеп-лё(н, нн)ых шиш..к и наел..ждался поко..м.
Почудился смутн..й еле уловим..й ш..рох как (будто) под землёй встр..п..нулись мыши. Посм..трел (во) круг — (не, ни) кого. Опять поч..дился т..инстве(н, нн)ый ш..рох и я увид..л как возле к..рзины бурые с..сновые хв..инки пр..подн..лись круглой баш..нкой раздвинул..сь башенка лопнула и сквозь трещ..ну выглянула блестящая
ч..рная головка крепкого гриба. Тонкие (тонкие) р..синки мгн..ве(н, нн)о покрыли её мат..вым налёт..м словно ягоды в..нограда.
Сел я на к..рзину и стал см..треть как р..стёт самый ценный в наших лесах гри.. . Но он больш.. (не, ни) под-н..мался и с..сновые хв..инки на кр..ях взорв..(н, нн)ой баш..нки то (же) (не, ни) ш..велились. За (то) под л..ло-вым кустом вереска я увидел сразу трёх грибов-бога-тырей! Один другого толще! (Не, ни) грибы а ку..шины выточ..(н, нн)ые из морё(н, нн)ого дуба и п..крытые корич(?)н..выми крышк..ми-колпач(?)ками с (бледно) голубыми замш..выми подкла..ками. Я с..дел на к..рзине и см..трел-см..трел на чудо-ку..шины наполне(н, нн)ые хмяльным ар..матом с..снового бора. (ПоП. Сигунову)
2. Составьте схемы сложных предложений и проведите их синтаксический разбор.
3. Объясните употребление дефиса и тире в данном тексте. Сделайте выводы.
4 Как вы думаете, о каких грибах рассказывает текст? Письменно обоснуйте свою точку зрения.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением