Упр.25 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 25. Работа в группе. Проведите мини-викторину по морфемике и словообразованию и расскажите, помогает ли вам знание законов построения и образования слов понимать...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
25. Работа в группе. Проведите мини-викторину по морфемике и словообразованию и расскажите, помогает ли вам знание законов построения и образования слов понимать значение незнакомых слов.
1) Верно ли утверждение, что все эти слова образованы одним способом словообразования?
серебряный, железный, бронзовый, золотой, алюминиевый, медный
Нет, слово золотой образовано бессуффиксным способом, а все остальные слова – суффиксальным.
2) Какое слово в этом списке непроизводное?
визг, угол, плеск, даль, сушь, глушь, угон, мена, удар, синь, бег
Угол.
3) В каких словах рас- является приставкой?
растяжение, расистский, перерасчёт, растение, расцвет, расплата, распечатка
Растяжение, перерасчёт, расцвет, расплата, распечатка.
4) Приведите примеры слов, в которых -а, -о, -у являются окончаниями; слов, где а-, о-, у- — это приставочные морфемы.
Собака, озеро, книгу; асоциальный, осветить, уехать.
5) В каких словах есть суффикс с тем же значением, что и в слове горка?
внучка, искорка, сиротка, сторожка, недоучка, блёстка, загородка, тёрка
Искорка, сиротка.
6) Можно ли считать синонимичными словообразовательные суффиксы в этих словах?
синева, желтизна, краснота, синь, чернь
В словах синева, желтизна и краснота суффиксы можно считать синонимичными, т. к. они образуют существительные со значением отвлечённого признака. В словах синь и чернь суффиксов нет, они образованы бессуффиксным способом.
7) В каком месте словообразовательной цепочки пропущено одно слово?
итог —> итожить —> подытожить —> подытоживание
Итог > итожить > подытожить > подытоживать > подытоживание.
8) При составлении каких словообразовательных пар допущены ошибки?
генерал —> генеральша; болт —> болтун; злой —> обозлить; воодушевлять —> воодушевление; созерцать —> созерцательность; великий —> величина; сильный —» сила; валять —> валюта
Болт > болтун – слова с разным лексическим значением, правильно: болтать > болтун;
злой > обозлить – пропущено слово в цепочке: злой > злить > обозлить;
воодушевлять > воодушевление – правильно: воодушевить > воодушевление
созерцать > созерцательность – пропущено слово в цепочке: созерцать > созерцательный > созерцательность;
сильный > сила – правильно наоборот: сила > сильный;
валять > валюта – слова с разным лексическим значением и разным корнем.
9) Почему в языке нет названий профессий женщин, образованных от этих слов суффиксальным способом по модели артист —> артистка?
кочегар, водовоз, штукатур, электрик, матрос, пилот
Слова кочегарка, водовозка, штукатурка, электрика, матроска, пилотка есть, но обозначают они не профессии, а имеют другие лексические значения. В русском языке действует семантический закон присвоения словам мужского рода «общего» значения: кочегар, водовоз, штукатур, электрик, матрос, пилот – это и о мужчинах, и о женщинах.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением