Упр.20 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 20. 1) Распределите слова по группам в зависимости от орфографического правила, в соответствии с которым в них пишется пропущенная буква. Укажите группу, в словах...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
20. 1) Распределите слова по группам в зависимости от орфографического правила, в соответствии с которым в них пишется пропущенная буква. Укажите группу, в словах которой пропущены проверяемые безударные гласные корня.
сплочённый, доск...нально, покл...нение, оч...ровать, преподаватель, выг...реть, г...ристый, честолюбие, землетрясение, подытожить1, пред...стория, сверх...нтересный, орб...тальный, подтвердить, ут...пический, блистательный, над...едливый, изобразить, поз...-быть, обманчевый, ситц...вый, бре...шься, прикле...вший, упорядоченный, пристро...шь, атаку...мый, пр...берегать, пр...обладать, пр...неприятный, сев...рный, изд...лека, увл...кая, обм...кнуть
Проверяемые безударные гласные в корне слова: сплочённый, очаровать, преподаватель, гористый, честолюбие, землетрясение, орбитальный, утопический, издалека, увлекая.
Непроверяемые гласные в корне слова: досконально, подтвердить, надоедливый, изобразить, позабыть, северный.
Чередующиеся гласные в корне: поклонение, выгореть, блистательный, обмакнуть.
Буквы ы и и после приставок: подытожить1, предыстория, сверхинтересный.
Суффиксы прилагательных -ев-/-ов-/-ёв- и -ив-/-лив-/-чив-: обманчивый, ситцевый.
Личные окончания глаголов: бреешься, пристроишь.
Гласные в суффиксах причастий: приклеивший, упорядоченный, атакуемый.
Гласные в приставках пре- и при-: приберегать, преобладать, пренеприятный.

2) Как вы думаете, каких написаний в русском языке больше — основанных на соответствии буквы звуку в сильной позиции, когда написание ясно или его можно проверить, или же написаний, которые необходимо запоминать? Для ответа на этот вопрос можете прочитать рубрику «Лингвистическая кладовая»».
Лингвистическая кладовая
Орфография определяет правила написания слов, и таких правил в русском языке много. Они касаются написания букв в словах, слитного, дефисного или раздельного написания слов, употребления прописных букв. К орфографии относят и правила переноса слов.
Современная русская орфография, по мнению многих лингвистов, основана на нескольких основных принципах. И ведущим принципом, охватывающим большую часть слов, является принцип одинакового написания морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний) независимо от их произношения. Этот принцип некоторые лингвисты называют морфологическим, другое его распространённое название — фонематический. Он основывается на том, что написание буквы определяется проверочным словом, в котором гласный или согласный звук в той же морфеме находится в сильной позиции, где все звуки чётко различаются. При этом возможна проверка написания буквы в корне: спешить (спешка); приставке: отбить (отрезать); суффиксе: берёзовый (дубовый); окончании: об интеллигенте (об отце).
В соответствии с фонетическим принципом слова или их части пишутся так, как они произносятся. Этот принцип, например, лежит в основе правописания большинства согласных в приставках, оканчивающихся на -з/-с: беззлобный — бессердечный, изгнать — исправить, разгладить — расправить. Таких случаев в русском языке значительно меньше.
Русское письмо имеет тысячелетнюю историю, и в языке есть слова, написание которых нельзя объяснить современными фонетическими законами или подбором проверочных слов: калач, кавычки, карман, паром, лапша, морковь, колорит и тому подобные. Правописание таких слов определяется существующей письменной традицией, то есть тем, в какой форме слова чаще всего встречались в летописях, научных или художественных текстах, в словарях и учебниках, в официальноделовых документах. Принцип их написания называют традиционным или историческим.
Я думаю, что в русском языке больше написаний, основанных на соответствии буквы звуку в сильной позиции, когда написание ясно или его можно проверить, нежели написаний, которые необходимо запоминать.

Подытожить1 [падытожыт] 4 слога
п – [п] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
о – [а] – гласный, безударный
д – [д] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
ы – [ы] – гласный, безударный
т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
о – [о] – гласный, ударный
ж – [ж] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, непарный
и – [ы] – гласный, безударный
т – [т] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
ь – [–] – не образует звука
10 б., 9 зв.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением