Упр.99 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте текст из книги Виктора Петровича Астафьева «Затеси». Определите тему текста. Сформулируйте основную мысль произведения. Какие проблемы поднимает писатель?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст из книги Виктора Петровича Астафьева «Затеси». Определите тему текста. Сформулируйте основную мысль произведения. Какие проблемы поднимает писатель? Перечислите их.
Тема текста из книги Виктора Петровича Астафьева «Затеси» — о полуострове Овсянский, который раньше был островом, и о людях, приезжающих сюда отдыхать.
Основная мысль – люди загрязняют, уничтожают природу, даже не задумываясь об этом.
Писатель поднимает в тексте проблемы экологической безграмотности людей, равнодушного отношения к окружающей нас природе, жестокого отношения к животным, воспитания подрастающего поколения равнодушным и бездушным к окружающему нас миру.
Хвостик
Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...
В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.
Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.
Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...
Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»
Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
— Что же ты смеёшься, мальчик?!
— Хво... хво... хвостик!
Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
2. Докажите, что данный текст относится: а) к рассуждению; б) к публицистическому стилю речи.
Данный текст относится к рассуждению. Тезис – «Смеётся, заливается, хохочет мальчик…». Аргументы, доказывающие, что скорее надо плакать, а не смеяться: когда- то Овсянский остров был прекрасен в любое время года; с постройкой гидростанции остров стал потихоньку умирать; валом валят на остров дачники и отдыхающие; под бравую песню «То ли ещё будет..» отдыхающие загрязняют и уничтожают природу, даже не задумываясь об этом; варварски убитый суслик. Вывод –жуткая сцена смеющегося мальчика над хвостиком и скрюченными лапками несчастного, загубленного суслика, чьей кровью написано слово «отклик» на развороте газеты с надписью «В защиту природы…».
Текст написан публицистическим стилем. В нём поднимаются актуальные, общественно значимые проблемы: проблема охраны природы, проблема экологического воспитания подрастающего поколения. Использованы стандартные обороты речи (в любое время года, победно возносил, под бравую песню, в защиту природы), вопросительные предложения, обращения (Что же ты смеёшься, мальчик?), эмоционально-оценочная лексика (чубатую, плешь, метелила, боязливое, зарегулировала, захудала, усохли, валом валят, холить, прилипают, выделяют из себя, расползаются, оглохла, потешное, торчит, скрюченные, красуется, шатающиеся, жалкий).
3. Какие языковые средства, использованные писателем, усиливают эмоциональное воздействие на читателя?
Эмоциональное воздействие на читателя усиливают языковые средства, использованные писателем: эпитеты (чубатую голову, серо-свалявшейся отавой, багряно-мерцающих тальников, вспененного черёмушника, рыхлый цвет, боязливое темечко, пухлой шапкой, хозяйственные дачники, жизнерадостный народ, под бравую песню, по затоптанному клочку земли, изуродованное, пораненное, битое, обожжённое, что-то потешное; шатающиеся, промоклые буквы; скрюченные лапки; жалкий, редкостный хвостик), метафоры (бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника; пухлой шапкой сена; алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы; расползаются по затоптанному клочку земли; с высшим существом), сравнения (остров напоминал голову; хвостик напоминает ржаной колосок), олицетворения (оробело останавливалась прибрежная гуща; остров победно возносил мачту; оглохла земля).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением