Проверяем себя Параграф 6 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте схему и, опираясь на неё, расскажите о классияикации стилей речи. Охарактеризуйте стили: сфета употребления; цели и задачи; стилистические и синтаксические особенности; языковые средства, жанры.
Стили речи
Разговорная речь Книжные
научный официально-деловой публицистический язык художественной литературы
разговор аннотация, законы, указы, заметка, очерк, стихотворение, поэма,
(непосредственный, рецензия, письмо, репортаж, пьеса, рассказ,
телефонный), беседа, отзыв, заявление, фельетон, повесть, роман, эпопея
рассказ, письмо, СМС план, тезисы, доверенность, интервью,
конспект, расписка, статья (в газету,
реферат, резюме, журнал)
доклад инструкция
Стили речи делятся на разговорный и книжные: научный, официально-деловой, публицистический, язык художественной литературы.
Разговорная речь
Сфера употребления - непринуждённая, неофициальная обстановка, дружеское общение; преобладает устная форма.
Цель – общение, сообщение информации, воздействие.
Задачи – поделиться мыслями, чувствами, рассказать об этом ярко, живо, эмоционально.
Стилистические особенности – непринуждённость, непосредственность и неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция; конкретность содержания.
Синтаксические особенности – преобладают простые предложения; неполные предложения, вопросительные и восклицательные предложения, инверсия, монолог и диалог.
Языковые средства – употребление разговорных, просторечных и жаргонных слов, фразеологических оборотов.
Жанры – рассказ, беседа, разговор, спор, письмо, СМС.
Научный
Сфера употребления – научная деятельность.
Цель – сообщение и разъяснение научной информации.
Задачи – довести до адресата информацию, назвать научные факты, объяснить их, доказать научную точку зрения; пропаганда научных сведений и достижений.
Стилистические особенности – строгая логичность изложения, смысловая точность, отвлечённость, высокая степень обобщённости, объективность.
Синтаксические особенности – употребление вводных слов, сложных синтаксических конструкций, чёткое построение абзацев.
Языковые средства – термины, книжная и специальная лексика, абстрактная лексика, употребление слов в прямом значении, употребление причастий и деепричастий.
Жанры – аннотация, рецензия, отзыв, план, тезисы, конспект, реферат, доклад, сообщение, лекция, диссертация, монография, научная статья, учебник, учебная литература, научно-популярная литература.
Официально-деловой
Сфера употребления – оформление документов: приказов, законов, заявлений, справок и т. д.
Цель – точная передача информации.
Задачи – отразить точные данные, дать однозначные определения.
Стилистические особенности – точность и сжатость изложения, нормативность в употреблении языковых средств.
Синтаксические особенности – прямой порядок слов, простые и сложные предложения с обособленными членами, сложноподчинённые предложения.
Языковые средства – лексические повторы, штампы, специальная деловая лексика, употребление слов в прямом значении.
Жанры – закон, указ, служебное письмо, заявление, доверенность, расписка, резюме, инструкция, объявление, объяснительная записка, приказ, распоряжение.
Публицистический
Сфера употребления – общественно-политическая: в газетах, журналах, на радио и телевидении, на митингах.
Цель – передача информации, эмоциональное воздействие на людей, формирование общественного мнения.
Задачи – информирование, передача общественно-значимой информации, воздействие на читателя, слушателя.
Стилистические особенности – актуальность, своевременность, оперативность, логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность, чётко выраженное авторское отношение к проблеме.
Синтаксические особенности – вводные слова, риторические вопросы, риторические восклицания, обращения, простые (полные и неполные) и сложные предложения.
Языковые средства – общественно-политическая лексика и фразеология, эпитеты, метафоры, сравнения.
Жанры – заметка, очерк, репортаж, фельетон, статья, ораторская речь, судебная речь, доклад, интервью, выступление.
Язык художественной литературы
Сфера употребления – искусство, литература.
Цель – создание художественных поэтических образов.
Задачи – эмоциональное и эстетическое воздействие на читателей и слушателей.
Стилистические особенности – образность, эмоциональность, эстетичность.
Синтаксические особенности – преобладают сложные предложения, используются ряды однородных членов, фигуры речи (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие, лексический повтор, синтаксический параллелизм и др.).
Языковые средства – средства художественной выразительности (тропы: метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.), историзмы, архаизмы, неологизмы, поэтическая лексика, используются ресурсы всех языковых стилей.
Жанры – рассказ, повесть, роман, пьеса, стихотворение, отдельные зарисовки.
2. Подготовьте сообщение об официально-деловом стиле речи по плану:
- Для чего людям нужна деловая речь? Как она помогает в жизни?
- Назовите отличительные признаки текстов официально-делового стиля.
- Какова цель текста официально-делового стиля речи?
- Какие языковые средства используются в официально-деловом стиле?
Деловая речь нужна людям в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии. Она помогает регламентировать отноше¬ния между обществом и государством, между государствами, между граждана¬ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право¬вых отношений; информативная функция.
Отличительные признаки официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ¬ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики.
Цель официально-делового стиля – точная передача информации.
Для официально-делового стиля характерны следующие языковые средства: на¬личие речевых клише, штампов, общепринятой формы изложения, стандартного изложе¬ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи¬менований, специальная деловая лексика, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов, лексические повторы, употребление слов в прямом значении.
3. Подготовьте сообщение о научном стиле речи по плану:
- Какова цель текстов научного стиля?
- Какие лексические и грамматические особенности проявляются в текстах научного стиля?
- Какие деловые документы вам известны? Для чего они предназначены и каковы особенности их составления?
Цель научного стиля – сообщение и разъяснение научной информации.
В текстах научного стиля проявляются следующие лексические и грамматические особенности: употребление книжной и специальной лексики, научных терминов; преобладание именных частей речи, слов категории состояния, глагольных форм множественного числа, деепричастий, причастий; прямой порядок слов; простые предложения, осложнённые обособленными и однородными членами; вводные слова.
Научными документами являются аннотация, рецензия, сообщение, доклад на научную тему, лекция, монография.
Аннотация – это краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Задача автора – в нескольких предложениях дать такую информацию, например, о книге, чтобы читателю захотелось её прочитать. Аннотация включает следующие компоненты: автор книги, название книги, выходные сведения, краткая характеристика содержания, рекомендация (кому предназначена).
Рецензия – критический разбор и оценка какого-либо произведения. Задача рецензента – раскрыть сильные и слабые стороны. Рецензия состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступительной части сообщается об авторе, появлении нового произведения (название, время, место публикации), определяются тема, основные проблемы, раскрываемые автором. В основной части – анализ работы: кратко излагается сюжет, даётся комментарий, раскрывающий позицию автора и мнение рецензента; отмечаются художественные особенности в построении и языковом оформлении. В заключении делаются обобщения, формулируется вывод, подтверждающий главную мысль рецензии. Рецензия должна быть объективной, поэтому каждый вывод, критические замечания, положительную оценку надо обосновать.
4. Расскажите об особенностях разговорного языка по плану:
- Какие языковые средства используются в разговорном языке?
- Где в письменной речи могут встречаться элементы разговорного языка?
- Какие жанры разговорного языка вам известны?
В разговорном языке употребляются разговорные, просторечные и жаргонные слова, фразеологические обороты преобладают простые предложения; неполные предложения, вопросительные и восклицательные предложения, инверсия, монолог и диалог.
Элементы разговорной речи могут встречаться в произведениях художественной литературы для создания художественного образа.
Жанры разговорного языка – рассказ (монолог одного из участников речевого общения при согласии собеседника выслушать его), беседа (обмен мнениями между собеседниками на определённую тему или бесцельный обмен анекдотами, шутками, придающими лёгкость общению), разговор (отличается от беседы наличием темы общения), спор (диалог, при котором происходит обмен мыслями ради выяснения истины), письмо (письменное общение между близкими людьми или неофициальное обращение в разные организации для решения личных вопросов.), СМС (служба коротких сообщений; технология приёма и передачи коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона).
5. Прочитайте ещё раз теоретический материал о публицистическом стиле. Составьте его план, сформулируйте тезисы. Подготовьте доклад-сообщение в форме рассуждения о публицистическом стиле речи.
План
1. Сфера использования публицистического стиля.
2. Стилистические особенности публицистического стиля.
3. Цель публицистического стиля.
4. Разновидности публицистического стиля.
5. Сходство публицистического стиля с научным.
6. Сходство публицистического стиля и языка художественной литературы.
7. Книжная и разговорная речь в публицистическом стиле.
8. Особенности лексики публицистического стиля.
9. Особенности синтаксиса публицистического стиля.
10. Жанры публицистического стиля.
11. Заметка, её цель и особенности построения.
12. Репортаж: сфера использования, стилистические особенности, грамматические и синтаксические особенности, особенности построения.
13. Очерк:
1) сфера использования;
2) проблема и задачи;
3) особенности построения;
4) виды очерка;
5) особенности портретного очерка.
14. Отзыв: сфера использования, задачи; форма, особенности построения.
Тезисы
Публицистический стиль используется в журналистике, в художественной литературе, в общественно политической жизни.
В нём освещаются актуальные проблемы и вопросы современного общества, присутствует ярко выраженное отношение автора к высказыванию, призывность, общедоступность.
Цель – передача информации, эмоциональное воздействие на людей, формирование общественного мнения.
Разновидности – собственно публицистический, газетный, стиль радио- и телепублицистики, ораторская речь.
Сходство публицистического стиля с научным проявляется в использовании таких жанров, как рецензия, отзыв, доклад; в строгой логичности изложения, точности фактов.
Сходство публицистического стиля и языка художественной литературы проявляется в использовании изобразительно-выразительных средств языка, лексики с эмоционально-оценочным значением, фразеологизмов.
В публицистическом стиле используются возможности как книжной, так и разговорной речи.
В публицистическом стиле используется лексика разных пластов.
Для публицистического стиля характерны синтаксические конструкции книжной и разговорной речи; часто встречаются вопросительные и отрицательные предложения; риторические вопросы, восклицания, обращения, вводные слова и предложения.
Основные жанры публицистического стиля – заметка, репортаж, очерк, статья, интервью, выступление.
Заметка – информационный жанр публицистического стиля. Её цель – кратко сообщить о каком-либо интересном факте или явлении, о событии общественной жизни. Особенности построения заметки: указание на источник информации; что, когда, где и почему произошло событие и какова его цель.
Репортаж – это сообщение для средств массовой информации о событии или факте, свидетелем которого является автор. Воссоздаётся картина произошедшего и выражается авторское отношение. Используются личные и притяжательные местоимения, глаголы в форме 1-го лица настоящего времени, наречия со значением места и времени, прямая речь, диалог; повествование, рассуждение, экскурсы в прошлое
Очерк – небольшое литературное произведение, краткий рассказ о событиях и фактах. В очерке поднимается какая-либо важная проблема. Задача автора – передача информации, воздействие на читателя. Характерная особенность – наличие авторских размышлений и обобщений; могут сочетаться язык художественной литературы и публицистика; высказывания героев, разные типы текста.
Виды очерка – портретный, документальный, путевой и другие. Портретный очерк – это всесторонний анализ личности героя, помогающий раскрыть его внутренний мир.
Отзыв – это высказывание, мнение о ком-либо, о чём-либо, оценка кого-либо, чего-либо. Задача отзыва о книге, например, – дать общую оценку произведению. Может быть в форме рассуждения, повествования, описания.
Доклад
Публицистический стиль речи.
Публицистический стиль является одним из книжных стилей речи и имеет свои особенности.
Во-первых, публицистический стиль используется в журналистике, в художественной литературе, в общественно политической жизни. В нём освещаются актуальные проблемы и вопросы современного общества, присутствует ярко выраженное отношение автора к высказыванию, призывность, общедоступность.
Цель публицистического стиля – передача информации, эмоциональное воздействие на людей, формирование общественного мнения.
Публицистический стиль имеет свои разновидности– собственно публицистический, газетный, стиль радио- и телепублицистики, ораторская речь.
Во-вторых, в публицистическом стиле прослеживается сходство с другими стилями речи. Сходство публицистического стиля с научным проявляется в использовании таких жанров, как рецензия, отзыв, доклад; в строгой логичности изложения, точности фактов. В текстах приводятся подлинные имена, описываются реальные события, цифры. Сходство публицистического стиля и языка художественной литературы проявляется в использовании изобразительно-выразительных средств языка – эпитетов, (важный шаг, достойный вклад, неуклонный рост) метафор (служба хорошего настроения), сравнений, пословиц (без труда не выловишь и рыбку из пруда), крылатых выражений (работать с огоньком), лексики с эмоционально-оценочным значением одобрения или неодобрения (политиканство, кляузничать, деликатничать), фразеологизмов (работать не покладая рук, холодная война).
В публицистическом стиле используются возможности как книжной, так и разговорной речи; используется лексика разных пластов: термины (атмосфера, климат, технологии), общественно-политическая (свершение, сплочённость, единодушно, индустрия), разговорная (молодчик, шумиха, приписки), заимствованная (тайм-аут, инновация, брифинг;); лексика с иноязычными приставками «контр-», «анти-», «гипер-», «ультра», «нео-» (контригра, антифашист, гиперзвуковой, ультрасовременный, неонацист). В целях экономии языковых средств широко используются аббревиатуры (ООН, ЕЭС, ЕИРЦ), слова с суффиксами «-изм» (историзм, плюрализм), корнями, близкими к приставкам «все-», «обще-», «сверх-» (всеобщий, общепринятый, сверхсекретный).
В-третьих, для публицистического стиля характерны синтаксические конструкции книжной и разговорной речи: простые (полные и неполные) предложения, сложные предложения, конструкции, осложнённые однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Часто встречаются вопросительные (Как соединить освоение новых земель и сохранение при этом фауны и флоры?) и отрицательные предложения (Не бывать войне!); риторические вопросы и восклицания (Родина! Что может быть ближе и дороже нам, чем край, где мы родились?!), обращения, привлекающие внимание читателя и придающие тексту эмоциональность; вводные слова и предложения, выполняющие в публицистике пояснительную и эмоционально-оценочную функцию (Во время, казалось, до предела загруженного рабочего дня этот человек ухитрялся выполнять (удивительно, как его хватает на всё)) массу общественных дел.)
В-пятых, основными жанрами публицистического стиля являются заметка, репортаж, очерк, статья, интервью, выступление.
Заметка – информационный жанр публицистического стиля. Её цель – кратко сообщить о каком-либо интересном факте или явлении, о событии общественной жизни. В заметке должны содержаться ответы на вопросы: откуда информация? что произошло? когда и где произошло? почему произошло? какова цель (для чего)? Также заметка имеет свои особенности: информативность, изложение факта (констатация); точность передачи информации; отсутствие рассуждений, оценочных выводов.
Один из самых распространённых жанров публицистики – репортаж. Репортаж – это сообщение для средств массовой информации о событии или факте, свидетелем которого является автор. В репортаже воссоздаётся картина происходящего (что? как? почему? и т.д), даётся оценка, обобщение автора, его размышления и отношение к тому, что он пишет. В репортаже используются личные и притяжательные местоимения, глаголы в форме 1-го лица настоящего времени, наречия со значением места и времени (здесь, сейчас, сюда, завтра, позднее), прямая речь, диалог; повествование, рассуждение, экскурсы в прошлое. В репортаже обязательно присутствие автора, его выводы и оценка описываемого, образное изображение происходящего.
Очень важным жанром публицистики является очерк. Очерк – небольшое литературное произведение, краткий рассказ о событиях и фактах. В очерке поднимается какая-либо важная проблема. Задача автора – передача информации, воздействие на читателя. Характерная особенность – наличие авторских размышлений и обобщений; могут сочетаться язык художественной литературы и публицистика; высказывания героев, разные типы текста: описание, повествование, рассуждение. Очерки могут состоять из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения героев; описание условий и обстоятельств жизни общества и природы, рассуждения о них; портретные зарисовки.
Очерк бывает разных видов: портретный, документальный, путевой и другие. Портретный очерк – это всесторонний анализ личности героя, помогающий раскрыть его внутренний мир.
Ещё один жанр публицистического стиля – отзыв. Отзыв – это высказывание, мнение о ком-либо, о чём-либо, оценка кого-либо, чего-либо. Задача отзыва о книге, например, – дать общую оценку произведению. Может быть в форме рассуждения, повествования, описания. В заключении автор может порекомендовать, например, книгу к прочтению, фильм – к просмотру.
Таким образом, мы доказали, что публицистический стиль имеет свои особенности в сфере употребления, в целях и задачах, в выборе языковых средств, в жанровом своеобразии, в способах преподнесения материала.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением