Анализируем текст Параграф 6 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из статьи «В судьбе природы — наша судьба». Определите его тему, основную мысль, сформулируйте её. Озаглавьте текст. Что будет отражать заголовок — тему или основную мысль? Определите тип и стиль текста. Какие признаки текста вы взяли за доказательства? Подтвердите примерами из текста.
Говорить сегодня об экологии — это значит говорить не об изменении жизни, а о её спасении. Не стану повторять известные истины о приближающейся катастрофе, мы их не знаем, а чувствуем кожей, как при приближении к огню. Говорить сегодня об экологии в десять раз легче и в двадцать раз труднее, чем девять лет назад. Легче сегодня говорить об экологии потому, что не надо никого убеждать в присутствии, так сказать, проблемы. Она вопиет на каждом шагу случаями массовых отравлений, непрекращающимся обеднением флоры и фауны...
Но сегодня и труднее говорить об экологии, потому что происходит постепенное привыкание к опасности...
Сегодня не надо гадать, «чей стон раздаётся над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами электростанций, распухшая от водохранилищ, с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации — тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменив ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже душа, даже будущее; всё больше горечь, как пепел заводских труб, гнетёт нам сердце. (В. Распутин)
Тема текста В. Распутина – о приближающейся экологической катастрофе.
Основная мысль – текст заставляет задуматься над тем, что за блага цивилизации человек расплачивается очень дорого: массовыми отравлениями, непрекращающимся обеднением флоры и фауны, самой возможностью жить. Надо спасать саму жизнь.
Заголовок – «Цена нашей цивилизации». Заголовок отражает тему текста.
Тип текста – рассуждение; есть тезис (Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а о её спасении.), аргументы (природа вопиет на каждом шагу массовыми отравлениями, непрекращающимся обеднением флоры и фауны; происходит постепенное привыкание к опасности; стонет сама Волга), вывод (глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации - тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменив ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений).
Стиль текста – публицистический: поднимается актуальная проблема приближающейся экологической катастрофы; текст способен оказывать эмоциональное воздействие на людей, способствовать формированию общественного мнения; использованы изобразительно-выразительных средств языка – эпитеты, (известные истины, о приближающейся катастрофе, с рассольной водой) метафор (перетянутая плотинами электростанций, распухшая от водохранилищ), сравнений (человека заманили, как неразумное дитя; горечь, как пепел заводских труб), крылатых выражений (чей стон раздаётся над великою русской рекой), термины (об экологии, флоры и фауны, цивилизации), общественно-политическая (о приближающейся катастрофе, проблемы, обеднением, привыкание к опасности, побед и достижений); простые предложения, осложнённые однородными членами (Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а о её спасении.); сложные предложения, осложнённые однородными членами и сравнительным оборотом (Не стану повторять известные истины о приближающейся катастрофе, мы их не знаем, а чувствуем кожей, как при приближении к огню.); сложные предложения, осложнённые вводными словами (Легче сегодня говорить об экологии потому, что не надо никого убеждать в присутствии, так сказать, проблемы.); простые предложения, осложнённые причастными оборотами (То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами электростанций, распухшая от водохранилищ, с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством.)
2. Определите лексическое значение выделенного слова, подберите к нему синонимы. Какова стилистическая окраска слова вопиет?
Вопиет – кричит, взывая о помощи. Это устаревшее слово, имеющее в тексте неодобрительную эмоциональную окраску.
Синонимы: вопиет – кричать, вопить, орать, голосить, плакать, взывать, молить, просить, истошно кричать.
3. Какие метафоры, эпитеты, сравнения использовал автор для создания выразительности текста? Выпишите их.
Для выразительности текста автор использовал эпитеты и метафоры.
Эпитеты: известные истины, о приближающейся катастрофе, массовых отравлений, над великою рекой; с рассольной водой, неразумное дитя, эгоистических побед.
Метафоры: чувствуем кожей, вопиет случаями массовых отравлений, непрекращающимся обеднением флоры и фауны; Волга, перетянутая плотинами электростанций, больная, распухшая от водохранилищ.
4. Кто является автором строк «чей стон раздаётся над великою русской рекой»? Из какого произведения эти строки?
Автор строк «чей стон раздаётся над великою русской рекой Н.А. Некрасов, стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
5. Как вы думаете, почему разговор об экологии автор связывает с катастрофой?
Я думаю, что разговор об экологии автор связывает с катастрофой, потому что человек – часть природы. Загрязняя и отравляя природу, разрушая её, вмешиваясь в естественные природные процессы, человек тем самым постепенно убивает всё живое на земле. При этом страдает сам от отравлений, страшных заболеваний и прочего.
6. Какой глагол часто повторяется автором в первом абзаце? Почему? Что хотел подчеркнуть автор, на что обратить внимание? А какое слово ещё начинает каждый абзац? Какова его роль?
В первом абзаце часто повторяется глагол «говорить». Скорее всего, автор хотел подчеркнуть, что об экологической проблеме говорят очень много, а хотелось бы, чтобы много делалось.
Ещё одно слово начинает каждый абзац – это слово «сегодня», потому что важно уже сегодня приложить максимальные усилья для решения экологических проблем. Завтра может быть поздно. Завтра может не быть.
7. Какова роль конкретного человека в решении экологических проблем мира, страны, города, того места, где он живёт? Напишите о том, что можете сделать вы для решения проблемы сохранения природы. Могут ли вам в этом помочь ваши друзья? Обратитесь к ним, объясните, в чём вы видите их возможную помощь. Постарайтесь убедить их в том, что проблему возможно решить вместе. Завершите текст выводом о том, что может получиться из ваших общих усилий.
Не надо думать, что решение экологических проблем – это дело только государства. Каждый человек здесь и сейчас может и должен внести свой вклад в защиту окружающей среды. Как это можно сделать? Друзья! Охраняйте зелёные насаждения. Если каждый человек посадит и вырастит хотя бы одно дерево, у нас повсюду зазеленеют рощи, очищающие воздух от вредных примесей и дающие нам живительный кислород.
Не выбрасывайте мусор там, где вам вздумается. Для этого есть специально отведённые места. И хорошо бы повсюду внедрить раздельный сбор мусора, чтобы отправлять в переработку и стекло, и пластик, и бумагу, и прочие отслужившие свой век предметы, чтобы как можно меньше вывозилось на мусорные полигоны. Переработка мусора – большая нерешённая проблема.
Не загрязняйте землю и воду, сливая бытовые и производственные отходы. Берегите воду, закрывайте плотно кран, не допускайте утечек воды. Запасы пресной воды не безграничны!
Это малая часть того, что мы с вами можем сделать. Но если мы будем это делать, наша планета вновь станет голубой и зелёной, отступят болезни, и мы сможем сохранить жизнь на земле.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением