Параграф 9 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § 9. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. переход к НЭПу.Какие важнейшие проблемы предстояло решить Советской России после окончания Гражданской...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 9. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. переход к НЭПу.
Какие важнейшие проблемы предстояло решить Советской России после окончания Гражданской войны?
Эпоха «великих потрясений» привела к разорению России. После победы в Гражданской войне большевики столкнулись с активным неприятием политики военного коммунизма со стороны значительной части населения, прежде всего большинства крестьянства.
С какими целями предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей?
Ленин предлагал произвести изъятие церковных ценностей с целью проучить реакционное духовенство и буржуазию, чтобы больше они не оказывали сопротивление.

1. Назовите главные последствия для России периода «великих потрясений» — Первой мировой войны, революции, Гражданской войны.
К 1921 г. население России сократилось более чем на 10 млн человек, промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX в.; резко сократились посевные площади, валовая продукция сельского хозяйства составляла 67 % довоенного уровня. На протяжении ряда лет люди жили впроголодь. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. В 1921 г. Москва потеряла половину своих рабочих. Упала производительность труда. Одним из трагических последствий военных лет была детская беспризорность.
2. Какие события современники назвали «малой Гражданской войной»?
Период крестьянских выступлений 1920—1921 гг. был назван современниками «малой Гражданской войной».
3. Объясните термины «реквизиция», «денационализация».
Реквизиция — изъятие органами государственной власти имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества.
Денационализация - процесс, противоположный национализации: передача государственного имущества в собственность частным лицам.
4. Расскажите о событиях в Кронштадте 1921 г.
28 февраля 1921 г. на линкоре «Петропавловск» было созвано собрание. Его председатель огласил резолюцию. Главной идеей восставших стала ликвидация монополии большевиков на власть. 1 марта эта резолюция была принята на совместном митинге гарнизона и жителей города. Делегация кронштадтцев, посланная в Петроград, где шли массовые забастовки рабочих, была арестована. В ответ Кронштадт создаёт Временный революционный комитет.
Советское правительство объявило кронштадтское движение мятежом и ввело осадное положение в Петрограде. Троцкий выдвинул ультиматум. На ультиматум Кронштадт не ответил. Тогда на берег Финского залива стали стягивать войска. Приказ идти на штурм был отдан. 18 марта Кронштадт прекратил сопротивление.
5. Какие главные противоречия выявило Кронштадтское восстание?
События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьёзный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые: в нём стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трёх сил. Ленин первым понял опасность. Он извлёк из событий два принципиальных урока. Для сохранения власти необходимо, во-первых, идти на соглашение с крестьянством и, во-вторых, ужесточить борьбу со всеми, кто не согласен с политикой большевиков.
6. Приведите примеры из текста параграфа, подтверждающие наличие глубокого кризиса в Советской России после окончания Гражданской войны.
Примерами кризиса являются: Кронштадтское восстание, детская беспризорность, промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX в.; резко сократились посевные площади, валовая продукция сельского хозяйства составляла 67 % довоенного уровня.

Покажите на карте районы крестьянских выступлений, Кронштадт.

1. О чём свидетельствует появление данного приказа?
Появление приказа свидетельствует о необходимости большевистской власти окончательно подавить Тамбовское восстание.
2. Насколько оправданными представляются вам применяемые советской властью методы?
Методы нельзя назвать оправданными, потому что они чрезмерно жестоки.

1. В чём причины кризиса политики, проводимой большевиками в годы военного коммунизма?
- сокращение производственных показателей
- недовольство народа постоянным голодом и дефицитом
- недовольство народа деятельностью продотрядов
- массовое обнищание
- сокращение посевов, голод
2. Каковы были причины крестьянских выступлений в начале 1920-х гг.?
Страшный голод в Поволжье был спровоцирован не только сильной засухой, но прежде всего тем, что после конфискации излишков продукции осенью у крестьян не осталось ни зерна для посевов, ни желания обрабатывать землю. От голода погибло более 5 млн человек.
3. Почему Ленин считал, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые?
Ленин считал именно так, потому что антибольшевистские лозунги выдвигали и крестьяне, и рабочие, и матросы, и солдаты - главная опора советской власти.
4. Из дополнительных информационных источников узнайте о судьбах участников Кронштадтского восстания.
Первый, показательный расстрел 13 защитников крепости был приведён в исполнение 20 марта 1921 г. в 24:00. Всего к расстрелу были приговорены 2103 человека и к различным срокам наказания — 6459 человек. С весны 1922 года началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова. В последующие годы оставшиеся в живых участники кронштадтских событий неоднократно репрессировались; к пятилетию Октябрьской революции решением ВЦИК от 2 ноября 1922 года значительная часть рядовых участников восстания была амнистирована
5. Подготовьте сообщения, презентации об одном из видных командиров Красной Армии. Выясните, какова была его дальнейшая судьба.
Тухачевский
Родился 16 февраля 1893 г. в имении Александровском Смоленской губернии в дворянской семье. Окончил Александровское военное училище в Петербурге, участвовал в Первой мировой войне, бежал из плена. После Октябрьского переворота 1917 г. перешёл на сторону советской власти, в 1918 г. вступил в РСДРП(б). Командовал армиями на Восточном, Южном и Кавказском фронтах. В 1920—1921 гг. руководил Западным фронтом и потерпел поражение от бело-поляков под Варшавой; руководил штурмом Кронштадта; был командующим войсками при ликвидации массового крестьянского восстания под Тамбовом. В годы Гражданской войны Тухачевский проявил большие организаторские способности, военный талант и беспощадность при подавлении антибольшевистских выступлений. После войны, находясь на руководящих постах в армии, он внёс большой вклад в её техническое перевооружение, развитие новых видов и родов войск, подготовку командного состава. Как военный деятель и теоретик Тухачевский уделял большое внимание прогнозированию характера будущей войны и разработке военной доктрины Советского Союза. С 1936 г. он занимал должности первого заместителя наркома обороны и начальника Управления боевой подготовки. 22 мая 1937 г. маршала арестовали и объявили главой военно-фашистского заговора в РККА. 11 июня 1937 г. Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР, рассмотрев дело Тухачевского и ряда других военачальников, приговорило их к расстрелу. Казнь была совершена на следующий день. В 1957 г. реабилитирован.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением