Параграф 7 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § 7. Гражданская война.Каковы основные причины и итоги Гражданской войны в России?Борьба за власть приобрела форму военного противостояния между красными и белыми. В...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 7. Гражданская война.
Каковы основные причины и итоги Гражданской войны в России?
Борьба за власть приобрела форму военного противостояния между красными и белыми. В этой битве победу одержали большевики, сумевшие мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, убедить массы в том, что они являются единственными защитниками национальных интересов России, увлечь их перспективами новой жизни.
Какими чувствами, по вашему мнению, руководствовался А. А. Брусилов, публикуя в газете «Правда» это письмо?
Брусилов руководствовался любовью к Родине и необходимостью служить ей.

1. Дайте определение Гражданской войны.
Гражданская война — это вооружённый конфликт между гражданами одного государства, который сопровождается разделением страны на две и более внутренне организованные части, открыто борющиеся друг с другом с целью претворения в жизнь своей программы будущего устройства страны.
2. Выделите этапы Гражданской войны в России.
Можно выделить 3 этапа войны.
Весна—лето 1918 г., когда ожесточённая политическая борьба стала перерастать в открытое военное противостояние между большевиками и их противниками.
Осень 1918 г. — весна 1919 г. — период эскалации войны. Это период противоборства регулярных красных и белых армий. В вооружённой борьбе с советской властью Белое движение добилось наибольших успехов. Часть меньшевиков и эсеров пошла на сотрудничество с советской властью. Это период ожесточённой фронтовой войны, усиления красного и белого террора.
Вторая половина 1919 г. — осень 1920 г. — период военного поражения белых армий. Крестьянство, колебавшееся между поддержкой белых и красных, склонилось на сторону советской власти.
3. В чём состояли основные различия позиций левых эсеров и большевиков?
Левые эсеры были против заключения мира с Германией. Левые эсеры были категорически против чрезвычайных мер в деревне, которые они считали прямым следствием Брестского мира.
4. Как в 1918 г. была установлена однопартийная диктатура большевиков?
Правые эсеры и меньшевики были ошеломлены разгоном Учредительного собрания. VIII Совет ПСР в мае 1918 г. потребовал аннулировать договор и заявил, что партия встала на путь вооружённой борьбы с большевиками. Отставки СНК требовал на IV съезде Советов лидер меньшевиков Мартов.
В июне 1918 г. ВЦИК исключил из своего состава представителей правых эсеров и меньшевиков и предложил Советам всех уровней удалить их из своей среды. Фактически это означало запрет партий меньшевиков и правых эсеров.
Левые эсеры предложили на V Всероссийском съезде Советов принять резолюцию о недоверии внешней и внутренней политике СНК и расторжении Брестского договора. 6 июля 1918 г. члены партии убили немецкого посла в России графа В. Мирбаха, а затем укрылись в отряде ВЧК. В ответ была арестована левоэсеровская фракция съезда Советов. По решению V съезда Советов левые эсеры были изгнаны из Советов всех уровней. В августе 1918 г. ПЛСР перешла на нелегальное положение. В стране фактически установилась однопартийная диктатура большевиков.
5. Каков был социальный состав антибольшевистских сил?
Социальный состав антибольшевистских сил был неоднородным. Его ядро составляло русское офицерство. Ярыми антибольшевиками были многие бывшие чиновники, представители привилегированных классов, политически активная либеральная и демократическая интеллигенция. Политика «расказачивания», проводившаяся большевиками, привела в антибольшевистский стан и значительное число казаков, а также часть рабочих и крестьян, недовольных введением продразвёрстки и резким снижением уровня жизни.

Опираясь на карту, расскажите о важнейших военных действиях в ходе Гражданской войны в 1918, 1919, 1920, 1921—1922 гг.

1. В чём суть политики террора?
Суть политики террора заключается в запугиваниях: убийствах (расстрел) и наказаниях при любом неповиновении.
2. Определите по документам, какие его методы использовали противоборствующие стороны.
Противоборствующие стороны использовали взятие пленников, расстрел, сжигание и угон имущества.

1. Используя дополнительные источники информации, составьте сборник различных высказываний о Гражданской войне в России. Представьте себе, что вы присутствуете при споре учёных. Какую позицию поддержали бы вы и почему?
А.А. Искандеров пишет: «Реальные факты, которые характеризовали тех или иных военачальников и тем более оценки конкретных военных операций в расчет не принимались, если не подтверждали правильность концепции гражданской войны, которая была одобрена и санкционирована на высшем уровне».
Эрик-Хобсбаум: «Новый режим удержался... В худшие периоды жестокой и хаотичной гражданской войны 1918—1920 годов Советская Россия кменьшилась до клочка территории в Северной и Центральной России где-то между Уралом теперешними прибалтийскими государствами с незащищенным перстом Петрограда, указующим на Финский залив. Единственными важными преимуществами, которые имел новый режим, из ничего создавший победоносную Красную армию, являлись неавторитетность и разобщенность «белых», восстановивших против себя российское крестьянство, и вполне обоснованные подозрения западных держав по поводу отправки своих мятежных солдат и матросов на войну с революционными большевиками»
«Необходимо учитывать, что не сразу после революции борьба стала вестись на взаимное уничтожение противоборствующих сил. Период с октября 1917 г. до мая 1918 г. — этап мягкой Гражданской войны. Случаи террора уже были, но народ в массе своей ещё не включился в борьбу. С конца 1918—1919 г. Гражданская война достигла пика ожесточения». Я согласна с данной позицией. Именно в это время происходит воруженная и ожесточенная борьба красных и белых. Народ также раскалывается.
2. Почему, несмотря на временные успехи и значительную помощь из-за рубежа, Белое движение потерпело поражение, а красные сумели одержать победу?
- отсутствие у белых дальшейшей программы преобразований
- “закрытость” в старых порядках и правилах
- идеологическая разнонаправленность белых
- отсутствие единого фронта военных действий и направления
3. Сформулируйте и запишите в тетради причины победы красных в Гражданской войне.
- жесткая дисциплина в армии
- четкая программа действий
- готовая программа дальнейших преобразований
- владение Москвой и Петроградом
- владение промышленно развитыми регионами страны
- система военного коммунизма
4. Подготовьте доклады об известных участниках Гражданской войны.
Александр Васильевич Колчак (1874 – 1920) – политический деятель России, адмирал, полярный исследователь.
После получения образования в 6-й гимназии Петербурга в биографии Колчака начались плавания на крейсерах. На тот момент в жизни Колчака было получена должность помощника вахтенного начальника. Затем он стал начальником, лейтенантом. В 1900-1902 годах принимал участие в экспедиции Толля. В русско-японской войне командовал миноносцем
В судьбе Колчака после получения звания капитана второго ранга началась работа над развитием военно-морского флота. В 1912 году он стал флаг-капитаном. Во время Первой Мировой войны в своей биографии Александр Колчак разрабатывал план минной блокады немецких баз.
В 1916 году история жизни Колчака отмечена знаменательным событием – получением звания вице-адмирала, командующего Черноморским флотом. Высказав верность Временному правительству, Колчак уехал в Петроград. Затем в биографии Колчака произошли поездки в США, в Японию.
В 1918 году в Омске получил должность морского, военного министра антибольшевистского объединения «Директория». После ареста руководителей «Директории» в жизни адмирала Колчака был получен пост Верховного Правителя и Главнокомандующего. Войска генерала Колчака взяли Урал, однако вскоре стали терпеть поражения от Красной армии.
7 февраля 1920 года Александра Колчака расстреляли. После смерти Колчака, произошедшей вблизи реки Ушаковка, его тело сбросили в воду. Существует две версии местоположения могилы Колчака. Первая – в Знаменском монастыре, вторая – вблизи станции Иннокентьевская.
История любви Колчака также трагична. В 1904 году Софья Омирова стала женой Колчака. Ростислав – сын Колчака и Софьи. Вторая любовь Колчака – Анна Тимирева, после казни адмирала несколько раз была осуждена.
Известный советский писатель Александр Солженицын в знак уважения и признания Александра Васильевича разместил его портрет на стене своей библиотеке.
Историко-художественный Фильм о Колчаке («Адмиралъ») вышел в 2008 году.
5. Организуйте дебаты по теме «Гражданская война в России: была ли она неизбежной».
Гражданская война в России была следствием революций 1917 г. Грандиозные перемены произошли стремительно. Они не могли не встретить сопротивления тех групп общества, которые потеряли власть и право на собственность. В свою очередь большевики, придя к власти, стремились удержать её любым путём. Игнорируя нормы демократии, разогнав Учредительное собрание, встав на путь насильственного устранения своих оппонентов и установления однопартийной диктатуры, они способствовали переходу меньшевиков и эсеров к вооружённым методам борьбы. К раздуванию пожара Гражданской войны привели также Брестский мир и чрезвычайная политика в деревне весной—летом 1918 г., втянувшие в вооружённое противостояние с большевиками патриотически настроенные слои населения и значительную часть крестьян.
6. Используя дополнительную литературу и Интернет, найдите материалы о планах стран Антанты по отношению к России во время Гражданской войны. Реальной ли в тот период была угроза потери нашей страной независимости? Как на этот вопрос отвечают разные современные историки и публицисты?
Речь шла об установлении связей с местными национальными правительствами и объявлении независимости Украины, Белоруссии, Кавказа, Польши, Финляндии и других стран Прибалтики, а также Дальнего Востока. Спустя месяц на специальной конвенции Англия и Франция разделили Россию на сферы вторжения. Французская зона должна была состоять из Бессарабии, Украины и Крыма, а английская – из территорий казаков, Кавказа, Армении, Грузии и Курдистана. Американское правительство, оставаясь в тени, приняло доклад госсекретаря Лэнсинга о предоставления тайной поддержки британским и французским инициативам.
Угроза целостности России шла не только с Запада, но и с Востока. 26 февраля 1918 года союзный главнокомандующий маршал Фош заявил, что «Америка и Япония должны встретить Германию в Сибири – они имеют возможность это сделать». Это стало началом агитации за военную интервенцию Японии на Дальнем Востоке. Уже 5 марта газета Daily mail настаивала на необходимости приглашения Японии в Сибирь и создания «Азиатской России», в противовес Европейской, под властью Советов.
7. Соберите материалы об участии в Гражданской войне детей и подростков. Подготовьте сообщение по данной теме (в группе).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением