Параграф 14 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.Каковы были основные пути осуществления культурной революции?Основными путями культурной революции было...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
Каковы были основные пути осуществления культурной революции?
Основными путями культурной революции было установление идеологического контроля, создание художественных объединений.
Когда выходил сборник «Вехи»? В чём состояли главные идеи его авторов?
Сборник “Вехи” вышел в 1909 году. Идеи авторов заключались в осуждении революции 1905-1907 гг.

1. Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг.?
В августе 1921 г. состоялся процесс над Петроградской боевой организацией. В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры. Не разделяя установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним. В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. 2. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?
В данном сборнике утверждались идеи прекращения борьбы с советской властью. Сменовеховство устраивало лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой — освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.
3. Каковы основные черты «нового советского искусства»?
- идея “чистой пролетарской культуры”
- создание художественных объединений
- воспевание революционной романтики
- востребованным жанром была сатира
- распространение идей конструктивизма

1. Подготовьте сообщение о деятельности одного из советских педагогов-новаторов 1920—1930-х гг.
Станислав Теофилович Шацкий
До 1917 года внёс значительный вклад в организацию детских клубов и детских садов. Дети, проживающие в Бутырской слободе и Марьиной роще, посещали созданный С.Т. Шацким и А.У. Зеленко внешкольное учреждение, носящее название «Дневной приют для приходящих детей», на базе которого осуществляли работу мастерские – слесарная, швейная, столярная, чуть позже при приюте было организовано общество «Сетлемент», осуществляющее просветительскую работу. Структурными компонентами общества являлись: детские клубы, детский сад, начальная школа, ремесленные курсы. Обучение детей строилось на базе получения ими практических знаний и навыков, которые могут быть значимы для них в будущей жизни. Помимо этого, осуществлялся воспитательный процесс – формировались важные личностные качества – товарищество, солидарность, коллективизм. Впервые педагогами было организовано детское самоуправление. В 1911 году открылась детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», в которой жили дети общества «Детский труд и отдых». Организация физического труда являлась основой работы колонии – дети участвовали в приготовлении пищи, самообслуживании, благоустройстве, выполняли работу в условиях огорода, сада, поля, скотного двора. В свободное от физического труда время проводились игры, чтение книг, беседы, ставились спектакли-импровизации, организовывались музыкальные занятия. Кроме трудового и физического воспитания, работа в колонии решала образовательные задачи – дети получали достаточно полные знания о природе, сельскохозяйственных производствах, у детей формировались трудовые навыки. Кроме педагогической работы, С.Т. Шацкий разрабатывал проблемы дидактики – им подробно изложены вопросы, направленные на уточнение содержания образования в школах, а также организационные аспекты урока как основной формы учебной работы. Принял участие в разработке методов педагогического исследования - подробно изложены особенности использования педагогического эксперимента, наблюдения, опроса.
2. Писатель Е. И. Замятин в 1921 г. в статье «Я боюсь» утверждал: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики... Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое». Выскажите предположение, какие особенности политической и духовной жизни страны в 1920-е гг. внушили писателю эти опасения.
Опасение писателю внушала политика большевистской власти, которая стремилась установить идеологический контроль за искусством.
3. Н. И. Бухарин в 1924 г. утверждал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определённый манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике». Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определённый манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике».
«Кадры интеллигенции» – массы образованных людей, способные идеологически объяснять политику большевиков, создавать культурно-идеологическую основу для проводимой политики.

“Натренированы идеологически” - творят в рамках идеологии, не допуская вольнодумия.
“На определенный манер” - на определенный стиль.
“Штамповать интеллигентов” - самостоятельно создавать слой интеллигенции.
“Вырабатывать интеллигентов, как на фабрике” - строго следить за деятельностью творцов.
Бухарин имел в виду, что советскому государству не нужны вольнодумные творцы, которые творят, что и как хотят. В стране интеллигенты должны соответствовать определенной идеологии, чему государство будет способствовать.
4. Соберите материал о разрушенных после революции храмах вашего города/региона, найдите их изображения, узнайте, какие из них восстановлены в наше время. Подготовьте презентацию на данную тему.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.