Параграф 14 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
Каковы были основные пути осуществления культурной революции?
Основными путями культурной революции было установление идеологического контроля, создание художественных объединений.
Когда выходил сборник «Вехи»? В чём состояли главные идеи его авторов?
Сборник “Вехи” вышел в 1909 году. Идеи авторов заключались в осуждении революции 1905-1907 гг.
1. Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг.?
В августе 1921 г. состоялся процесс над Петроградской боевой организацией. В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры. Не разделяя установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним. В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. 2. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?
В данном сборнике утверждались идеи прекращения борьбы с советской властью. Сменовеховство устраивало лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой — освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.
3. Каковы основные черты «нового советского искусства»?
- идея “чистой пролетарской культуры”
- создание художественных объединений
- воспевание революционной романтики
- востребованным жанром была сатира
- распространение идей конструктивизма
1. Подготовьте сообщение о деятельности одного из советских педагогов-новаторов 1920—1930-х гг.
Станислав Теофилович Шацкий
До 1917 года внёс значительный вклад в организацию детских клубов и детских садов. Дети, проживающие в Бутырской слободе и Марьиной роще, посещали созданный С.Т. Шацким и А.У. Зеленко внешкольное учреждение, носящее название «Дневной приют для приходящих детей», на базе которого осуществляли работу мастерские – слесарная, швейная, столярная, чуть позже при приюте было организовано общество «Сетлемент», осуществляющее просветительскую работу. Структурными компонентами общества являлись: детские клубы, детский сад, начальная школа, ремесленные курсы. Обучение детей строилось на базе получения ими практических знаний и навыков, которые могут быть значимы для них в будущей жизни. Помимо этого, осуществлялся воспитательный процесс – формировались важные личностные качества – товарищество, солидарность, коллективизм. Впервые педагогами было организовано детское самоуправление. В 1911 году открылась детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», в которой жили дети общества «Детский труд и отдых». Организация физического труда являлась основой работы колонии – дети участвовали в приготовлении пищи, самообслуживании, благоустройстве, выполняли работу в условиях огорода, сада, поля, скотного двора. В свободное от физического труда время проводились игры, чтение книг, беседы, ставились спектакли-импровизации, организовывались музыкальные занятия. Кроме трудового и физического воспитания, работа в колонии решала образовательные задачи – дети получали достаточно полные знания о природе, сельскохозяйственных производствах, у детей формировались трудовые навыки. Кроме педагогической работы, С.Т. Шацкий разрабатывал проблемы дидактики – им подробно изложены вопросы, направленные на уточнение содержания образования в школах, а также организационные аспекты урока как основной формы учебной работы. Принял участие в разработке методов педагогического исследования - подробно изложены особенности использования педагогического эксперимента, наблюдения, опроса.
2. Писатель Е. И. Замятин в 1921 г. в статье «Я боюсь» утверждал: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики... Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое». Выскажите предположение, какие особенности политической и духовной жизни страны в 1920-е гг. внушили писателю эти опасения.
Опасение писателю внушала политика большевистской власти, которая стремилась установить идеологический контроль за искусством.
3. Н. И. Бухарин в 1924 г. утверждал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определённый манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике». Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определённый манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике».
«Кадры интеллигенции» – массы образованных людей, способные идеологически объяснять политику большевиков, создавать культурно-идеологическую основу для проводимой политики.
“Натренированы идеологически” - творят в рамках идеологии, не допуская вольнодумия.
“На определенный манер” - на определенный стиль.
“Штамповать интеллигентов” - самостоятельно создавать слой интеллигенции.
“Вырабатывать интеллигентов, как на фабрике” - строго следить за деятельностью творцов.
Бухарин имел в виду, что советскому государству не нужны вольнодумные творцы, которые творят, что и как хотят. В стране интеллигенты должны соответствовать определенной идеологии, чему государство будет способствовать.
4. Соберите материал о разрушенных после революции храмах вашего города/региона, найдите их изображения, узнайте, какие из них восстановлены в наше время. Подготовьте презентацию на данную тему.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением