Параграф 11 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?
- на всех территориях к власти пришли Советы
- общая культурная связь между народами империи
- опыт совместного взаимодействия во время гражданской войны
- устоявшиеся экономические связи
Этот план И. В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».
План Сталина получил такое название, потому что предполагалось, что республики сохраняют права автономий в составе РСФСР.
Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?
Принципиальными являются нововведения о том, что не республики входят в состав РСФСР, а создается новое государство.
1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия».
Федерация – 1) форма государственного устройства, существующая в виде союза нескольких государственных образований, обладающих в рамках союза той или иной мерой государственного суверенитета или иными признаками государственности; 2) объединение нескольких организаций, обществ.
Автономия - определённая степень самостоятельности к.-л. органов, организаций, территориальных, национальных и др. общностей в вопросах их функционирования и жизнедеятельности в рамках системы управления.
2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?
Сталин предлагал заключить договор между советскими республиками о вступлении в РСФСР. В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза.
3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача?
Термин этот, впервые появившийся в решениях X съезда РКП(б), означал «выращивание» местных кадров, опору на коренное население республики. Это была политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры.
4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.
Обретение народами бывшей Российской империи государственности имело неоднозначные последствия. С одной стороны, это способствовало пробуждению национального самосознания, становлению и развитию национальных культур. С другой стороны, положенный в основу образования СССР принцип «одна нация — одно государство» нередко приводил к ущемлению прав народов, веками живших вместе на общей территории.
1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы.
2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.
СССР включал в себя меньше территорий по сравнению с Российской империей. В состав СССР не входили территории Финляндии, Польши, Прибалтики и Карская область.
1. Каковы были принципы устройства союзного государства?
- добровольный союз
- равноправный союз
- свободный выход из союза и вход в него
2. Какова была политическая цель образования СССР?
“Новое, союзное государство... послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.”
1. Определите главные принципы построения союзного советского государства.
- добровольный союз
- равноправный союз
- свободный выход из союза и вход в него
2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР?
Образование союзного социалистического государства было крупнейшей вехой в процессе развития социалистических наций советских республик. Открыв широкие перспективы для подъема материальных и духовных сил всех народов Советской страны, этот исторический акт придал сотрудничеству советских республик еще более тесный, планомерный и постоянный характер. создание добровольного союза равноправных и суверенных народов показало принципиальную противоположность двух систем — социализма и капитализма.
3. Составьте схему организации государственного управления в СССР В чём особенности такой структуры власти?
Особенность такой структуры властей заключается в том, что есть общесоюзный орган управления.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением