Параграф 12 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 12. Политическое развитие в 1920-е гг.
Какие политические процессы в СССР оказывали негативное влияние на осуществление нэпа?
На осуществление нэпа негативное влияние оказала внутрипартийная борьба после смерти Ленина.
1. Какие меры принимались для усиления влияния партии в среде крестьянства?
С этой целью в 1925 г. проводилась кампания перевыборов местных Советов. Многие крестьяне, которые ранее были лишены избирательных прав как кулаки, теперь могли участвовать в выборах. Такие нововведения, однако, наталкивались на сопротивление низовых руководителей, которые опасались подрыва своей власти. После 1925 г. общий политический курс ужесточился. Многие зажиточные крестьяне вновь стали «лишенцами», т. е. лишились избирательных прав и подверглись другим видам дискриминации.
2. Покажите на примерах, как в проводимой большевиками политике 1920-х гг. проявлялись колебания между демократизацией общественной жизни и усилением репрессивного курса.
В 1925 г. проводилась кампания перевыборов местных Советов. Многие крестьяне, которые ранее были лишены избирательных прав как кулаки, теперь могли участвовать в выборах. После 1925 г. общий политический курс ужесточился. Многие зажиточные крестьяне вновь стали «лишенцами».
В начале 1920-х гг. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ), а затем Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ). Права ГПУ по сравнению с ВЧК были несколько ограничены. Вместе с тем репрессии в отношении политических противников большевиков продолжались.
3. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы внутрипартийной борьбы. Каковы её итоги? Назовите лидеров противоборствующих сторон.
В начале 1920-х гг. общепризнанным вождём партии оставался В. И. Ленин. Большую роль играли также другие руководители: Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий, А. И. Рыков, Н. И. Бухарин, М. И. Калинин.
На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Ленин и его сторонники одержали победу, получив большинство в руководящих органах партии. В январе 1925 г., большинство членов Политбюро под руководством Сталина, Зиновьева и Каменева добилось снятия Троцкого с поста наркома по военным и морским делам, что завершило его отстранение от реальной власти.
В 1925 г. образовалась «новая оппозиция» во главе с Зиновьевым и Каменевым. Весной 1926 г. Зиновьев и Каменев вступили в союз с Троцким, образовав «объединённую оппозицию». Контролируя партийный аппарат и государственные органы, большинство в Политбюро подавило выступления оппозиционеров. В 1926 г. сначала Зиновьев, а затем Троцкий и Каменев были исключены из Политбюро.
4. Какое воздействие оказывала внутрипартийная борьба на политическое развитие страны?
Внутрипартийная борьба оказала существенное воздействие на политическое развитие страны. Большевистская партия понесла значительные кадровые потери. Была подорвана система коллективного руководства и относительной внутрипартийной демократии. Широкое распространение получило выдвижение кадров по принципу личной преданности лидерам партии. Для подавления оппозиции всё активнее использовались органы государственной безопасности. В совокупности это создавало предпосылки для утверждения единовластия.
5. Какие события называют «военной тревогой» 1927 г.? Почему?
“Военной тревогой” называют подготовку к войне. Проводились учебные мобилизации в армию. Усилились репрессии. 10 июня 1927 г. в газетах появилось сообщение, что в ответ на убийство Войкова были расстреляны 20 заложников из числа бывших дворян. 9 тыс. бывших помещиков, зажиточных крестьян, торговцев, церковнослужителей и др. были арестованы в результате только в июне 1927 г.
1. Согласны ли вы с мнением авторов листовки о том, что «коммунистическая утопия лопнула»?
Я согласна с мнением автора, ведь большевики отступили от своего курса, введя нэп.
2. Какие взгляды на дальнейший путь развития страны защищали меньшевики?
Меньшевики предлагали изменить власть, то есть свергнуть большевиков. Кроме того, они хотели установления демократической республики, политической свободы, освобождения социалистов и введения свободы слова, печати, собраний, союзов и стачек.
1. Насколько новая экономическая политика соответствовала ранее провозглашенным большевистским революционным лозунгам? Приведите примеры в доказательство своего мнения.
Нэп не соответствовал ранее провозглашенным большевистским революционным лозунгам. Например, нэп возвращал деньги и денежное обращение, которое ранее отвергали большевики. Нэп также провозглашал свободу торговли и возвращал социальное неравенство, в то время как лозунги большевиков обещали народу равенство.
2. Почему в СССР нарастали антинэповские настроения? В чём они выражались?
Вместо ожидаемого всеобщего равенства, социализма, в котором не было рынка и денег, в стране появились мелкие предприниматели и торговцы, а крестьяне получили возможность свободно продавать свою продукцию. Это вело к усилению имущественного неравенства. Нэпманы и зажиточные крестьяне (кулаки) не имели политической власти, но могли при помощи денег подкупать чиновников. Многие большевики чувствовали себя обманутыми и не находили места в новой жизни. В партийном и государственном аппарате были широко распространены антинэповские настроения, тоска по идеалам революции и Гражданской войны.
3. Обсудите, оставался ли в 1920-е гг. Советский Союз государством диктатуры пролетариата или характер власти в стране изменился?
Советский Союз оставался государством диктатуры пролетариата. Репрессии в отношении политических противников большевиков продолжались. Права органов ОГПУ всё более расширялись. Принимались меры для усиления влияния партии также в деревне, завоевания политических симпатий крестьянства. Советское государство считалось государством диктатуры пролетариата, в котором рабочий класс пользовался преимущественными правами.
4. Какие проблемы обсуждались участниками внутрипартийной борьбы? Напишите в тетради их список.
- возможность построения социализма в одной стране
- дальнейшее развитие СССР
- вопрос о руководстве партии
- вопрос о дальнейшем экономическом развитии: свертывание или продолжение нэпа
- развитие политической системы
5. Используя дополнительную литературу, краеведческие сведения, подготовьте сообщение о повседневной жизни советских людей в 1920-е гг. Создайте презентацию на тему «Фотофакт: 1920-е годы в СССР».
6. Используя Интернет, подготовьте подборку изображений советских плакатов, посвященных важнейшим событиям 1920-х гг. в мире и в СССР.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением