Параграф 10 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § 10. Экономика НЭПа.Каковы основные отличия политики военного коммунизма от нэпа?  1. Объясните термины и понятия «продналог», «концессии», «кооперация»,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 10. Экономика НЭПа.
Каковы основные отличия политики военного коммунизма от нэпа?

1. Объясните термины и понятия «продналог», «концессии», «кооперация», «совзнак», «червонец», «плановое хозяйство».
Продналог - фиксированная норма зерна, которую нужно было сдавать правительству.
Концессии - предприятия, сдаваемые в аренду иностранным предпринимателям.
Кооперация - совместная работа с другими организациями, отдельными лицами
Совзнак - бумажные денежные знаки (бумажные деньги).
Червонец - монета.
Плановое хозяйство — тип хозяйства, экономический порядок, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно.
2. С какой целью и как предполагалось развивать кооперацию в стране?
Ленин говорил о социализме как о строе «цивилизованных кооператоров». Декрет Совнаркома «О потребительской кооперации» предоставил потребкооперации права «обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно и кустарных и ремесленных изделий и сбыта их», освободил систему потребительской кооперации от подчинения Наркомату продовольствия. Руководящими органами системы вновь стали Центросоюз и региональные потребительские союзы. С 1923 г. в потребительской кооперации был восстановлен принцип добровольного членства.
3. В чём состояла главная задача финансовой реформы?
Одним из главных условий проведения новой экономической политики было наличие устойчивой денежной системы.
4. Почему был выбран 5-летний срок для планирования развития советской экономики?
Срок в 5 лет был выбран потому, что это средний срок для претворения в жизнь какого-либо крупного проекта (например, строительства большого завода). К тому же за 5 лет могут произойти важные сдвиги в экономике. Предполагалось, что, помимо плана на 5 лет, будет также создан ещё и долгосрочный, на 10—15 лет.

1. В чём принципиальное различие между продразверсткой и продналогом?
Продналог был фиксированной нормой, которую было необходимо сдавать, а излишки можно было оставить себе. При продразверстке сдавались излишки.
2. Какие стимулы для расширения производства создавал продналог?
Излишки, которые не взимаются продналогом, “могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.”
3. Назовите основные мероприятия нэпа.
- замена продразверстки продналогом
- разрешение использовать наемный труд в деревне
- разрешение аренды земли
- отмена трудовой повинности
- переход к сдельной оплате труда
- денационализация мелкой и средней промышленности
- отмена карточной системы
- введение концессий
4. Какие стимулы предлагалось использовать для быстрого введения нэпа?
Предлагалось использовать концессии, кооперацию и продналог в качестве стимулов.
5. Почему В. И. Ленин изменил взгляды на кооперацию?
Ленин изменил взгляды на кооперацию, потому что создались новые условия, в которых она могла помочь экономическому развитию.

1. Сравните политику военного коммунизма и нэпа, самостоятельно определив линии сравнения. Оформите результат в виде таблицы.

2. Выделите положительные стороны длительного планирования развития страны. Какие скрытые противоречия содержала в себе идея пятилетнего плана развития экономики Советской страны?
Кроме обзора общего состояния народного хозяйства, «Контрольные цифры» содержали «прогноз» и «директивы» для будущего года. План представлял собой попытку дать целостную, внутренне связанную систему показателей развития народного хозяйства. Первый набросок общего плана не содержал некоторых важных показателей (расчётов по национальному доходу, выпуску промышленной продукции в натуральном выражении и пр.), подвергся критике за использование «ошибочных» концепций «буржуазных экономистов».
3. Заместитель наркома земледелия Н. Осинский в своём выступлении на VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 г. заявил: «Открой только эту дверку, и моментально никакого хлеба не будет; а тот, кто раскрывает эту дверку — к свободной торговле, тот ведёт к краху нашей продовольственной политики и к разрушению нашего народного хозяйства». Согласны ли вы с таким взглядом на свободную торговлю? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту противоположной позиции?
Я не согласна с данной позицией. Аргументы:
- свободная торговля дает стимул крестьянам больше продавать, а значит больше производить
- свободная торговля способствует товарообмену с иностранными государствами
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением