Упр.76 ГДЗ Разумовская Львова 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 8 класс, Дрофа, РосУчебник:
1. Докажите, что следующие примеры тропов построены на намеренном нарушении сочетаемости слов.
1) Метафоры: ситец неба (С. Есенин), змея воспоминаний (А. Пушкин), иглы огня (А. Блок), ветра пулемёт (В. Хлебников).
2) Эпитеты: убогая роскошь (Ф. Тютчев), хрустальный день (Ф. Тютчев), зоркая НОЧЬ (М. Цветаева), КОЛОКОЛЬНЫЙ ДОЖДЬ (М. Цветаева), вороватый ветер (К. Бальмонт).
Метафоры.
Ситец неба (С. Есенин): Слово "ситец" обозначает ткань, обычно используемую для одежды. Слово "небо" обозначает небесный свод. Сочетание этих слов нарушает обычные представления, так как небо не может быть тканью. Это намеренное нарушение создает образ неба, напоминающего узорчатую ткань, возможно, из-за облаков или звезд.
Змея воспоминаний (А. Пушкин): Слово "змея" обозначает рептилию, а "воспоминания" – ментальные образы прошлого. Сочетание этих слов непривычно, так как воспоминания не могут быть змеей. Однако такое нарушение позволяет создать образ воспоминаний, которые обвивают сознание, как змея.
Иглы огня (А. Блок): "Иглы" обозначают тонкие острые предметы, а "огонь" – явление горения. Эти слова редко сочетаются, так как огонь обычно не ассоциируется с иглами. Нарушение сочетаемости создает образ огненных языков, которые остры, как иглы.
Ветра пулемёт (В. Хлебников): Слово "ветер" обозначает движение воздуха, а "пулемёт" – огнестрельное оружие. Сочетание этих слов является нарушением, так как ветер не может быть пулеметом. Это нарушение создает образ ветра, который проносится с такой силой и скоростью, как пулеметная очередь.
Эпитеты.
Убогая роскошь (Ф. Тютчев): "Убогая" означает бедная, жалкая, а "роскошь" – богатство, изобилие. Сочетание этих слов противоречиво, так как роскошь не может быть убогой. Однако такое нарушение подчеркивает парадоксальность или иронию.
Хрустальный день (Ф. Тютчев): "Хрустальный" обычно описывает прозрачный и звонкий материал, а "день" – часть суток. Эти слова редко сочетаются, так как день не может быть хрустальным. Нарушение сочетаемости создает образ ясного, прозрачного дня.
Зоркая ночь (М. Цветаева): "Зоркая" означает острая в зрительном восприятии, а "ночь" – темное время суток. Эти слова редко сочетаются, так как ночь не может видеть. Нарушение сочетаемости создает образ ночи, которая видит и проникает вглубь.
Колокольный дождь (М. Цветаева): "Колокольный" относится к звуку колоколов, а "дождь" – явление природы. Сочетание этих слов нарушает обычные представления, так как дождь не может быть колокольным. Это нарушение создает образ дождя, который звучит, как колокола.
Вороватый ветер (К. Бальмонт): "Вороватый" означает склонный к воровству, а "ветер" – движение воздуха. Эти слова редко сочетаются, так как ветер не может воровать. Нарушение сочетаемости создает образ ветра, который словно крадет что-то.
2. Найдите примеры подобных метафор и эпитетов в поэтических произведениях и запишите их.
Примеры метафор.
"Сквозь волнистые туманы пробирается луна" (А. С. Пушкин, "Узник"): Луна не может пробираться, так как это небесное тело. Нарушение создает образ луны, которая появляется среди туманов, словно пробираясь через них.
"Золото осени" (С. Есенин): Осень не может быть золотом, так как это время года. Нарушение создает образ осени, ассоциируемой с золотыми листьями.
Примеры эпитетов.
"Огненный ветер" (В. Маяковский): Ветер не может быть огненным, так как это движение воздуха. Нарушение создает образ ветра, который ощущается как горячий или жгучий.
"Сиреневые тени" (А. Ахматова): Тени не могут быть сиреневыми, так как это отсутствие света. Нарушение создает образ теней, которые имеют сиреневый оттенок.
Эти примеры демонстрируют использование тропов, построенных на намеренном нарушении сочетаемости слов, что позволяет создать яркие и необычные образы в поэзии.
Самостоятельно подберите или придумайте пять-шесть предложений с составным глагольным сказуемым. Подчеркните основы предложений. Постарайтесь употребить слова со значением долженствования (должен, обязан); глаголы со значением начала действия, его конца, продолжения (начал, продолжил, закончил) и др.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением