Упр.30 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 30. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А. Кушнера.Померкли облака... Жуковский, посмотри,Как хорошо у нас на башнях догорает Последний луч...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
30. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А. Кушнера.
Померкли облака... Жуковский, посмотри,
Как хорошо у нас на башнях догорает
Последний луч зари,
И кто-нибудь, как я сейчас, перебирает
Алмазы, жемчуга, брильянты, янтари.
Волшебный этот блеск, подмеченный тобой,
Внушить способен веру
В иной, счастливый мир, в нездешний край, другой,
Неважно, кто живёт в мансарде дальней той,
Какую выбрал цель и делает карьеру.
Скучает ли, хандрит, лучами ослеплён,
Подносит ли к глазам ладонь, ища защиты,
И ничего про свой не знает миллион, —
Мы пламенем омыты
И к блеску снизу льнём, пусть нас не видит он!
Сокровище его спасением для нас
И радостью сплошной, ничем не объяснимой,
Нам служит в поздний час.
Как если б кто-то к нам сошёл с небес, незримый,
И светом поманил, без слов и громких фраз.
2. Укажите изобразительно-выразительные средства.
Для справки: скрытое цитирование (перекличка, диалог с текстом Жуковского), риторическое обращение, ряды однородных членов, метафоры, эпитеты, многоточие, парцелляция.
Риторическое обращение:
- Жуковский
Ряды однородных членов:
- перебирает алмазы, жемчуга, брильянты, янтари
- в иной, счастливый мир, в нездешний край, другой
- кто живёт в мансарде дальней той, какую выбрал цель и делает карьеру
- скучает ли, хандрит, лучами ослеплён, подносит ли к глазам ладонь, ища защиты, и ничего про свой не знает миллион
- поманил, без слов и громких фраз
Метафоры:
- догорает последний луч зари
- блеск внушить способен веру
- пламенем омыты
Эпитеты:
- последний (луч)
- волшебный (блеск)
- счастливый (мир)
- нездешний (край)
- незримый (кто-то)
Многоточие:
- Померкли облака…
3. Понаблюдайте за рифмующимися словами: обратите внимание, что в ряде случаев рифмуются не два, а три слова. Выпишите несколько примеров, когда рифмуются слова разных частей речи.
- посмотри (что сделай?) глагол) – луч зари (что?) существительные) – янтари (что?) существительные)
- догорает (что делает?) глагол) – перебирает (что делает?) глагол)
- тобой (кем?) личное местоимение) – другой (какой?) определительное местоимение) – дальней той (какой?) прилагательное + указательное местоимение)
- веру (что?) существительное) – карьеру (что?) существительное)
- ослеплён (каков?) краткое причастие) – миллион (что?) существительное) – не видит (что делает?) глагол) он (кто?) личное местоимение)
- ища (что делая?) деепричастие) защиты (чего?) существительное) – омыты (каковы?) краткое причастие)
- для нас (для кого?) предлог + личное местоимение) – в поздний (какой?) прилагательное) час (во что?) существительное + предлог) – громких (каких?) прилагательное) фраз (чего?) существительное)
- не объяснимой (какой?) причастие) – незримый (какой?) прилагательное)
4. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Свет».
Тематическая группа «Свет»:
- догорает
- луч зари
- блеск
- лучи
- пламя
5. Составьте схемы двух сложных предложений.
[Жуковский, посмотри]1, [как хорошо у нас на башнях догорает последний луч зари]2, и [кто-нибудь, как я сейчас, перебирает алмазы, жемчуга, брильянты, янтари]3.
[=]1, [= -]2, и [- =]3.
[Волшебный этот блеск, подмеченный тобой, внушить способен веру в иной, счастливый мир, в нездешний край, другой]1, [неважно]2, (кто живёт в мансарде дальней той, какую выбрал цель и делает карьеру)3.
[- =]1, [=]2, (кто =, = и =)3.
[Скучает ли, хандрит, лучами ослеплён, подносит ли к глазам ладонь, ища защиты, и ничего про свой не знает миллион]1, - [мы пламенем омыты и к блеску снизу льнём]2, (пусть нас не видит он)3!
[=, =, = и =]1, [- = и =]2, (пусть = -)3!
6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) последний луч
б) волшебный блеск
в) пламенем омыты
г) светом поманил
д) поздний час
е) выбрал цель
а) последний луч; луч (какой?) последний; согласование
б) волшебный блеск; блеск (какой?) волшебный; согласование
в) пламенем омыты; омыты (чем?) пламенем; управление
г) светом поманил; поманил (чем?) светом; управление
д) поздний час; час (какой?) поздний; согласование
е) выбрал цель; выбрал (что?) цель; управление
Ответ: в словосочетаниях в) пламенем омыты, г) светом поманил, е) выбрал цель связь иная, чем согласование. В данных словосочетаниях связь управление.
7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
Орфографические правила:
1) Правописание неизменяемых приставок; померкли; неизменяемая приставка по-.
2) Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; облака; словарное слово.
3) Правописание проверяемых безударных гласных; посмотри; проверочное слово: смотрит.
4) Правописание безударных гласных в корнях с чередованием;
- догорает; чередование -гор-/-гар-, в безударном положении пишется гласная о: догорает;
- зари; чередование -зар-/-зор-, в безударном положении пишется гласная а: зари
- перебирает; чередование -бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-.
5) Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих: луч; мужской род, 2 склонение.
6) Правописание неопределённых местоимений;
- кто-нибудь; суффикс -нибудь с неопределёнными местоимениями пишется через дефис
- кто-то; суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис
7) Правописание разделительного мягкого знака; брильянты; разделительный мягкий знак перед гласной я.
8) правописание н/нн в суффиксах причастий; подмеченный; в суффиксах причастий пишется удвоенная нн.
9) Правописание непроизносимых согласных в корне слова; счастливый; проверочное слово: счастье.
10) Правописание частицы не с прилагательными; нездешний; можно заменить синонимом: чужой
11) Правописание безударных личных окончаний глаголов; скучает; скучать, 1 спряжение
12) Правописание частицы не с глаголами; не знает; частица не с глаголами пишется раздельно
13) Правописание удвоенных согласных в корне слова; миллион; словарное слово
14) Правописание разделительного твёрдого знака; объяснимой; разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной я
15) Оглушение согласных на конце слов; фраз; проверочное слово: фразы.
8. Напишите сочинение на одну из тем: «Диалог поэтических текстов», «Свет — ключевая тема в русской поэзии», «Как подготовиться к выразительному чтению».
Свет – ключевая тема в русской поэзии
В русской поэзии свет является одной из ключевых тем, отражающей глубокие философские и духовные искания поэтов. Свет символизирует различные аспекты человеческого бытия, такие как истина, просвещение, надежда, любовь и красота.
Свет в поэзии может иметь различные значения и интерпретации. В некоторых случаях он выступает как символ духовного просвещения и истины, в других – как отражение красоты природы или внутреннего мира человека. Свет может быть источником вдохновения, надежды и утешения в трудные моменты жизни.
Многие русские поэты обращались к теме света в своих произведениях. Например, Александр Пушкин в стихотворении «Пророк» описывает момент духовного преображения лрического героя, когда ему открывается истинный свет:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Михаил Лермонтов в стихотворении «Мцыри» использует образ света как символ свободы и надежды на освобождение:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…
Свет в русской поэзии является многогранным и глубоким образом, который позволяет поэтам выражать свои мысли и чувства, а также затрагивать важные философские и духовные вопросы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением