Параграф 34 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 34. Политика мирного сосуществования в 1950-х - первой половине 1960-х гг.?Каковы были итоги внешней политики СССР в 1950-х — первой половине 1960-х гг.?Вместо...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 34. Политика мирного сосуществования в 1950-х - первой половине 1960-х гг.?
Каковы были итоги внешней политики СССР в 1950-х — первой половине 1960-х гг.?
Вместо прежнего курса на жёсткое противостояние, «балансирование на грани войны» с Западом в основу внешней политики Советского Союза был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Это позволило начать процесс нормализации отношений между Востоком и Западом. Однако противостояние между ними не прекратилось, а приобрело новые формы.
Выскажите предположение о том, какое значение имел тезис о многообразии перехода различных стран к социализму для отношений СССР со странами социалистического содружества.
Данный тезис имел большое значение, ведь он способствовал налаживанию отношений СССР со странами социалистического лагеря.

1. Каковы были возможные линии советской внешней политики после смерти И. В. Сталина?
Министр иностранных дел В. М. Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал сохранить жёсткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Иначе оценивал ситуацию Г. М. Маленков, а позже и Н. С. Хрущёв: после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом.
2. Расскажите о компромиссах и силовых приёмах в политике Н. С. Хрущёва по отношению к западным странам.
Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. СССР отказался от идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов. В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы подписали государственный договор с Австрией. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. — с Японией.
В 1956 г. Хрущёв заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. В 1956 г. удалось остановить агрессию западных держав и Израиля против Египта. В июне 1961 г. из-за жёсткой позиции Хрущёва провалом закончилась его встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене. В августе 1961 г. по решению руководства стран Варшавского договора в Берлине была возведена стена, изолировавшая его западные секторы. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провёл серию ядерных испытаний. Наиболее опасным стал Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности.
3. Какое событие стало кульминацией гонки вооружения и заставило страны задуматься о разоружении? Раскройте содержание события, назовите его итоги.
Карибский кризис стал кульминацией гонки вооружения и заставил страны задуматься о разоружении.
По решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Её удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым. СССР согласился вывести с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывести ракеты с баз, расположенных в Турции.
После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток — Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США.
4. Как складывались отношения СССР с союзными странами?
В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско-югославские отношения. Осенью 1956 г. сменилось руководство в Польше, где с лета не прекращались демонстрации и забастовки рабочих. Тогда же начались демократические процессы в Венгрии, где активно критиковали старое руководство Венгерской партии трудящихся и её просоветскую ориентацию. Советское руководство ввело на территорию Венгрии свои войска и подавило выступление. Венгерский кризис подтолкнул советское руководство не только к «закручиванию гаек» и пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению своей политики в рамках социалистического содружества. Дополняя экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ военно-политическим, СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в мае 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединённых вооружённых сил и выработку единой оборонной доктрины.
Критика сталинизма была болезненно встречена в Китае, а также в Албании, КНДР, отчасти в Румынии. После мирного урегулирования Карибского кризиса размежевание сил в социалистическом лагере приобрело окончательный характер.
5. Охарактеризуйте политику СССР по отношению к странам «третьего мира».
На XX съезде КПСС национально-освободительное движение было названо наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением одной из трёх ведущих сил революционного процесса в мире. В 1955 г. Хрущёв и Булганин совершили длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. В 1957—1964 гг. состоялись переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. Стремясь направить развитие этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по «некапиталистическому» пути, советские лидеры предоставляли им льготные кредиты и безвозмездную помощь, вооружали их лучшими образцами военной техники.

1. Покажите на карте страны — члены ОВД.

2. Расскажите, используя карту, о международных конфликтах в десятилетие правления Н. С. Хрущёва.
По решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Её удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым. СССР согласился вывести с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывести ракеты с баз, расположенных в Турции.
В 1956 г начались демократические процессы в Венгрии, где активно критиковали старое руководство Венгерской партии трудящихся и её просоветскую ориентацию. Советское руководство ввело на территорию Венгрии свои войска и подавило выступление.
в августе 1961 г. по решению руководства стран Варшавского договора в Берлине была возведена стена, изолировавшая его западные секторы

1. Продолжите заполнение таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности».

этап события особенности
3 этап В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае.
В 1955 г. страны подписали договор с Австрией, по которому СССР вывел с её территории свои войска.
В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. — с Японией.
в 1956 г. удалось остановить агрессию западных держав и Израиля против Египта
в июне 1961 г. провалом закончилась его встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене
1961 г - Берлинский кризис
1962 г - Карибский кризис
1955 г - создание ОВД В качестве трёх главных направлений обеспечения мира Хрущёв назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы». Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали средства контроля за ядерным оружием вероятного противника.

2. «С расщеплением атома всё изменилось, кроме образа мыслей людей. И это ведёт нас к угрозе всемирной катастрофы». Обсудите данные слова А. Эйнштейна. Каковы были особенности взаимоотношений двух противоборствующих блоков?
Я думаю, Эйзенштейн был прав. Создание атомного оружия вело к наращиванию вооружений, что способствовало развязыванию войны. Особенностями взаимоотношений противоборствующих блоков была гонка вооружений.

3. Сравните внешнеполитические курсы И. В. Сталина в послевоенный период и Н. С. Хрущёва. Какие новые черты внешней политики можно отметить?
- начало разоружения
- помощь в развитии стран третьего мира
- ужесточение курса по отношению к социалистическим странам
4. Почему страны Запада отвергали предложения о разоружении и сотрудничестве со стороны СССР?
Страны запада отвергали данные предложения, потому что внешняя политика СССР была противоречивой. Сначала СССР предлагал разоружения, а затем сам наращивал вооружения.
5. Американский политолог Дж. Т. Аллисон много лет спустя после событий Карибского кризиса 1962 г. отмечал: «История не знает других периодов, аналогичных по своей трагичности тем дням, когда Соединенные Штаты и Россия остановились у кромки ядерной пропасти. Никогда прежде не существовала столь высокая степень вероятности того, что колоссальное число человеческих жизней вот так внезапно все оборвутся. Если бы война разразилась, она означала бы неминуемую гибель 100 миллионов американцев и не менее стольких же европейцев. По сравнению с этой катастрофой естественные (природные) стихийные бедствия и массовые уничтожения людей более ранних периодов истории выглядели бы совсем незначительными». Какие выводы мы можем и должны сделать из уроков прошлого, чтобы ситуация октября 1962 г. никогда не повторилась?
Мы можем сделать выводы о том, что не стоит создавать много ядерного оружия (а лучше вообще от него отказаться) ,а также нужно уметь договариваться и мирно решать кризисы.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.