Стр.156 Часть II Материал для самостоятельной работы ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.Какие изменения в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Какие изменения в национальной политике и национальных движениях произошли в 1960-х — середине 1980-х гг.?
В 1970-е гг. были практически ликвидированы все те права и полномочия союзных и автономных республик как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-е гг. Народы союзных республик лишились даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить многих проблем культурного развития без санкции из Москвы. Кроме того, из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России.
Можно ли утверждать, что в СССР окончательно был решен национальный вопрос?
нельзя утверждать, что в СССР был окночательно решел национальных вопрос, потому что права народов продолжали урезать, наблюдался подъем национального движения.
Как вы думаете, мог бы решить обострившиеся национальные противоречия переход к административно-территориальному делению СССР?
Я не думаю, что переход к административно-территориальному делению мог решить национальные противоречия, ведь народы выступали за самоопределение, то есть желали немного другого.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала по теме «Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.».
Власти делают вывод о советском народе как новой исторической общности. Однако вместе с этим нарастают межнациональные противоречия. Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Всё это вело к постепенному назреванию кризиса в межнациональных отношениях.
2. Для чего властям понадобилось делать вывод о советском народе как новой исторической общности людей? Можно ли считать, что этот вывод был теоретически ошибочен? преждевременен? правилен? Поясните свой ответ.
Властям понадобилось сделать такой вывод для того, чтобы народ еще больше сплотился, для сохранения СССР как государства. Данный вывод не был преждевременным и был правильным. Он вызревал постепенно. Вначале сама эта установка прозвучала в докладе, посвящённом 50-летию Октября. Затем было заявлено о том, что эта общность означает итог многолетнего сближения социалистических наций и народов. Главным, что объединяет эти нации и образует единый советский народ, говорилось в партийных документах, является «единая цель — построение коммунизма».
3. Какие причины вызвали активизацию национальных движений в стране к началу 1970-х гг.? В каких районах страны национальные движения были наиболее развиты? Почему?
В 1970-е гг. были практически ликвидированы все те права и полномочия союзных и автономных республик как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-е гг. Народы союзных республик лишились даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить многих проблем культурного развития без санкции из Москвы. Кроме того, из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России. Наиболее массовыми и активными в 1970-е гг. были национальные движения в прибалтийских республиках.
4. В чём вы видите причины оживления русского национального движения? В чём это проявилось?
Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны. Они требовали также большего уважения к русскому народу в любой точке страны.
5. Оцените итоги развития Советского федеративного государства.
Советское федеративное государство начинало распадаться из-за развития национальных движений. Политика властей не могла остановить эти движения в полной мере. Всё это вело к постепенному назреванию кризиса в межнациональных отношениях.

1. Как вы думаете, какие последствия могла иметь реализация этой установки? Обоснуйте своё мнение.
Реализация этой установки могла привести к распаду государства из-за роста национально-освободительных движений и создания новых государств.
1. Наследниками каких политических сил дореволюционной России начала века можно считать авторов данного документа?
Авторов документов можно считать наследниками кадетов.

1. Напишите эссе-размышление «Национальные движения в СССР в 1970-е гг.: проявление национального самосознания или национализма?».
В 1970-е гг. были практически ликвидированы все те права и полномочия союзных и автономных республик как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-е гг. Народы союзных республик лишились даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить многих проблем культурного развития без санкции из Москвы. Кроме того, из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России. Это воспринималось порой даже на бытовом уровне как насильственная экспансия иных традиций и культуры, усиливало национализм. Вновь оживились национальные движения.
Национальные движения выступали в тот период своеобразной формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации. Многие попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры, языка объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные.
Наиболее массовыми и активными в 1970-е гг. были национальные движения в прибалтийских республиках. Их участники требовали не только соблюдения гражданских прав, но и снятия ограничений в деятельности церкви.
Множество националистических групп и организаций действовало также на Украине. Столкновения в связи с обсуждением проекта новой Конституции имели место в 1978 г. в Грузии, где тысячи людей вышли на улицы с требованием сохранить в этом документе положение о грузинском языке как государственном. В 1977 г. члены «Национальной объединённой партии Армении» произвели несколько взрывов, в том числе и в московском метро.
Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны. Они требовали также большего уважения к русскому народу в любой точке страны. Деятельность национальных движений в СССР поддерживалась зарубежными эмигрантскими центрами — Антибольшевистским блоком народов, Среднеазиатским исследовательским центром и др. Они оказывали участникам движений материальную поддержку.
2. Составьте сложный план по теме «Национальная политика в СССР в 1960—1970-е гг.».
- советский народ как историческая общность
- итоги развития Советского федеративного государства
- идейное единство
- курс на дальнейшую интернационализацию советского общества
- нарастание противоречий между центром и республиками
- развитие промышленности республик
- ликвидация прав и полномочий союзных республик
- национальные движения
- национальные движения в Прибалтике
- национальные движения на Украине и Кавказе
- русское национальное движение
- эволюция национальной политики
- коренизация
3. Подтвердите конкретными примерами высказывание публициста С. Г. Кара-Мурзы: «...советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации».
Наиболее высокими были темпы развития республик Средней Азии. Если в 1922 г. уровень неграмотности населения здесь составлял 95 %, то теперь такое же количество жителей региона имело высшее, среднее и незаконченное среднее образование. Объём промышленного производства за эти годы вырос в Казахстане в 600 раз, в Таджикистане — в 500, в Киргизии — в 400, в Узбекистане — в 240, в Туркмении — в 130 раз (на достаточно развитой Украине — в 176 раз). Только в Узбекской ССР в 1972 г. работало больше специалистов с высшим и средним специальным образованием, чем в народном хозяйстве всего СССР в конце 1920-х гг. Высокого уровня развития достигли и республики Прибалтики — промышленное производство в Латвии увеличилось с 1940 г. в 31 раз, в Эстонии — в 32 раза, а в Литве — в 37 раз. Все эти результаты были достигнуты коллективным трудом всех народов страны. В интересах быстрой интеграции экономики союзных республик ускоренными темпами шло промышленное развитие менее развитых из них. Наиболее быстрыми были показатели роста в Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Киргизии, Азербайджане, Узбекистане, Литве. Это вело не только к высоким экономическим показателям всей страны, но и к преодолению обособленности республик. В то же время бурное промышленное строительство в этих регионах при ведущей роли союзных министерств ещё более усиливало роль Центра в отношениях с республиками.

4. К каким последствиям могло привести укрепление республиканских национальных элит?
Укрепление республиканских национальных элит могло привести к образованию отдельных государств и их выходу из состава СССР.
5. По официальным данным, около 80% населения СССР свободно владели русским языком. Обсудите с одноклассниками утверждение, что результатом национальной политики в СССР была ассимиляция народов с русской нацией.
Русский язык вводился в школах, большинство населения говорило на нем. Таким образом русский язык выступал в роли интегрирующего и способствовал сближению народов.
6. Сопоставьте провозглашение формирования советского народа как новой исторической общности людей и возможности для реализации жизненных интересов «титульных», «нетитульных» народов, национальных меньшинств в СССР.
Формирование советского народа как новой исторической общности людей снижало возможности реализации жизненных интересов “нетитульных” народов и национальных меньшинств, ведь это снижало их возможности для самоопределения.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.