Стр.98 Часть II Материал для самостоятельной работы ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.В чём состояли особенности...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?
В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии.
Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?
Противоречивые тенденции существовали, потому что у государства стояла задача единства, для чего национальностям предоставлялись права. Однако, такая политика иногда приводила к росту национального самосознания и протестным движениям, из-за чего проводились репрессии.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР».
Великая Отечественная война показала, насколько большое значение имело единство народов СССР. Русский язык играл важную роль для консолидации общества. Изучению русского языка начиная со школьного возраста в послевоенные годы уделялось большое внимание. В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Положение переселенцев было тяжелым. Характерной чертой послевоенного времени было приобщение к религии всё большего количества молодёжи. Религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов.
2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.
Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка начиная со школьного возраста в послевоенные годы уделялось большое внимание.
3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.
В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.
4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?
К началу 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%. Увеличивалось количество мечетей. Наблюдалась активизация религиозной жизни верующих других конфессий. Характерной чертой послевоенного времени было приобщение к религии всё большего количества молодёжи. Религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов.
5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.
Условия жизни спецпоселенцев были тяжёлыми. Огромное негативное воздействие на положение выселенных народов имело решение, принятое в 1948 г. В нём говорилось, что «переселение в отдалённые районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства». Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов.

1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений».
Я думаю, этот тезис означает, что война еще больше сплотила народы СССР. Великая Отечественная война показала, насколько большое значение имело единство народов СССР. Обладая более значительным потенциалом, Россия оказывала помощь многим другим народам СССР, вместе с которыми разделяла все тяготы послевоенного восстановления.
2. Подготовьте презентацию на тему «Многонациональное государство в советском искусстве».

3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».
Национальная политика была направлена на учет интересов всех национальностей, входящих в состав СССР. Так, давалось право национальностям входить в Верховный Совет СССР, где они могут представлять свои интересы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением