Параграф 37 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 37. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.В чём проявлялся противоречивый характер изменений в духовной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 37. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.
В чём проявлялся противоречивый характер изменений в духовной сфере общества во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.?
Повседневная жизнь и культурное пространство советского человека в середине 1960-х — середине 1980-х гг. несли на себе отпечаток эпохи. Они имели противоречивый характер, сочетали в себе безусловные прогрессивные тенденции с очевидными и всё нараставшими застоем и общественной апатией.
Почему не удалось в полной мере реализовать в повседневной жизни советских граждан принцип социальной справедливости?
Принцип социальной справедливости не удалось реализовать в полной мере, потому что плановая экономика не позволяла людям зарабатывать полноценно, ведь зарплаты централизованно устанавливались.
Чем можно объяснить рост читательского спроса?
Рост читательского спроса можно объяснить тем, что это был один из самых доступных способов досуга.

1. Охарактеризуйте особенности повседневной жизни советских граждан в 1960-х — начале 1980-х гг.
Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сокращалось, а мяса, молока и фруктов постепенно увеличивалось. Выросло производство товаров широкого потребления. К 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия. Качество типового строительства по сравнению с привычными пятиэтажками стало расти. Круг общения постепенно сужается до собраний «по интересам». Непременным атрибутом новой квартиры была домашняя библиотека. Обстановка квартир была в основном узнаваемой. Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. Для всё большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. Постепенно поднимался уровень заработной платы. Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам.
2. Что означает выражение «полочные фильмы»?
Данное выражение означает фильмы, которые могли быть запрещены руководством из-за идеологических установок и убраны “на полку”.
3. Расскажите о движении диссидентов. Почему оно расширяется к концу 1970-х гг.?
Уже к середине 1960-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения. В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Т. Галансков и публицист А. И. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР. Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Ф. Орлов. В 1969 г. был раскрыт созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.
Движение диссидентов расширяется к концу 1970-х, потому что нарастали негативные явления во всех сферах жизни общества.
4. Назовите новые черты в искусстве изучаемого периода.
С середины 1970-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях определялись не только их количество и тематика, но и исполнители тех или иных ролей. Со второй половины 1960-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Доступ советских людей к литературе и кинематографу ряда зарубежных авторов стал более ограниченным. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

1. Используя дополнительный материал, оцените влияние министра культуры (1960—1974) Е. А. Фурцевой на развитие советской культуры.
Кто-то из обиженных работников культуры обвинял ее в непонимании искусства, а те, кому она помогала, называли её Екатериной Третьей, считая, что в качестве министра культуры она сделала очень много важного.
Зачастую она шла в обход цензуры, беря на себя всю ответственность в спорных случаях. И сделано при ней было гораздо больше, чем запрещено или разрушено. Екатерина Алексеевна очень много сил отдавала организации культурного обмена между Советским Союзом и другими странами. Было множество музыкальных событий. Также шел и обратный процесс: Большой театр побывал на гастролях в США, МХАТ им. М. Горького гастролировал по Европе, Азии и Америке, выставки Пушкинского музея и Третьяковки прошли в Японии. При Фурцевой в нашу страну были возвращены многие произведения из наследия семейства Рерихов, а также художника Савелия Сорина. По её инициативе в воюющем с США Северном Вьетнаме была создана киношкола, заложившая там основы киноискусства. Сейчас это Вьетнамский институт кинематографии.
Екатерина Алексеевна продолжила и характерную для неё раньше линию на создание новых культурных пространств. При Екатерине Фурцевой произошел ряд важных назначений. Так, знаменитый хореограф Юрий Григорович стал балетмейстером Большого театра (1964), Анатолий Эфрос стал во главе Театра на Малой Бронной (1967), Олег Ефремов возглавил МХАТ (1970), Марк Захаров – Ленком (1973), Борис Равенских – Малый театр (1970).
2. Чем можно объяснить появление в литературе направления «деревенской прозы»?
Возникновение и формирование «деревенской прозы» было обусловлено социально-историческими процессами, которые начались еще в процессами, которые 1920–1930-е гг. и были продолжены во время осуществления разрушительного проекта по ликвидации «неперспективных» деревень в 1960–1970-е гг. – привели к тотальному раскрестьяниванию.
3. Познакомьтесь с одним из названных в параграфе произведений советского искусства, напишите рецензию.
Рязанов “Ирония судьбы…”
Данный фильм является традиционным для многих жителей нашей страны. Фильм является культовым.
Фильм пронизан атмосферой тех времен и Нового года. Главный герой, москвич Евгений Лукашин (Женя) готовится встретить Новый год наедине со своей невестой Галей в новой квартире по адресу 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, куда Женя с мамой переехали накануне. Закоренелый холостяк Женя готовится сделать Гале в новогоднюю ночь предложение.
Перед встречей Нового года Женя, по сложившейся традиции, отправляется с тремя друзьями (Павлик, Сашка и Мишка) в баню. В бане друзья изрядно выпили. Перед тем как разойтись, друзья отправляются в аэропорт, откуда один из них, Павлик, должен лететь в Ленинград, однако, когда приходит время посадки в самолёт, захмелевшие Сашка и Мишка по ошибке отправляют на посадку вместо Павлика Женю.
Проснувшись уже в Ленинграде и не заметив разницы, пьяный Женя берёт такси и называет водителю свой московский адрес. Оказывается, в Ленинграде тоже есть улица с таким же названием и по этому адресу в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как в Москве, поэтому ничего не подозревающий Женя поднимается в квартиру, которую считает своей, и открывает типовой замок своим ключом от московской квартиры, ключ от которой по странному стечению обстоятельств подходит к чужой двери.
4. Приведите аргументы в подтверждение и в опровержение мысли о том, что советская культура при Л. И. Брежневе развивалась по инерции, заданной предыдущим периодом.
Аргументы в подтверждение:
- Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной ещё при Хрущёве.
- присутствие идеологического контроля
Аргументы в опровержение:
- выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма).
- Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать те произведения, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество».
- По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика
- С середины 1970-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес.
5. Подготовьте презентацию по одной из предложенных тем: «Деятели советской культуры 1960—1970-х гг., вынужденные покинуть страну», «Советские фильмы 1960—1970-х гг.», «Театральные постановки 1960—1970-х гг.», «Олимпиада 1980 г.», «Триумф советского спорта», «Магнитофонная революция».

6. На основании опроса родственников, людей старшего поколения напишите эссе на тему «Повседневная жизнь советского человека 1970—1980-х гг.».
Давая положительные оценки тому времени, люди старшего поколения отмечают присущее той эпохе ощущение стабильности и жизненной перспективы. Чувство уверенности в завтрашнем дне вселяли зримые результаты поступательного развития. Значительно выросло производство товаров широкого потребления. Отдельная бесплатная квартира наконец стала нормой, и это привело к индивидуализации повседневной жизни. В 1970-е гг. массовое строительство шагнуло за пределы бывших рабочих окраин в пригороды. Обстановка квартир тоже была в основном узнаваемой, поскольку промышленность выпускала одинаковые образцы мебели, бытовой техники. Летом многие покидали крартиры, чтобы отправиться на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово- огородных участков рассматривалась как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей. Вместе с тем для все большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.