Параграф 33 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § 33. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.Как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР?“Оттепель” в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 33. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.
Как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР?
“Оттепель” в культуре проявилась в демократизации общества, реабилитации некоторых культурных деятелей, смягчении цензуры, формировании новых творческих объединений.
Как вы думаете, какие черты, характерные для «шестидесятников», формировались под воздействием новых форм общественной жизни?
- утверждение культа человека
- стремление к стилевой свободе
- честность
- открытость

1. Расскажите о новых тенденциях в развитии советской литературы и искусства в изучаемый период.
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью». На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику.
2. Охарактеризуйте реформу образования в СССР.
В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.
3. В чём проявилось ужесточение государственного курса по отношению к церкви?
С 1958 г. началась новая антирелигиозная кампания. Секретное постановление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок вдвое сократить число монастырей, провести «чистку» церковных библиотек, ограничить паломничество верующих к святым местам. В 1961 г. власти начали «церковную реформу». Вновь началось не только закрытие, но и уничтожение церквей. Вновь начались аресты церковных иерархов. Был введён контроль над осуществлением церковных обрядов. Родителям детей, посещавших церковь, угрожали лишением родительских прав и отправкой детей в интернат. Аналогичные меры предпринимались и в отношении мусульман, иудеев, католиков.
4. Назовите особенности повседневной жизни народа в период «оттепели».
Стремительное развитие пищевой и лёгкой промышленности в короткий срок ликвидировало дефицит продуктов питания, одежды, обуви. Но невысокий уровень качества этой продукции вскоре породил новый дефицит — нехватку товаров высокого качества. Проблемы в развитии животноводства, сложности освоения целины привели к нехватке мяса, молока, масла и росту цен. Цены на продукты питания и основные промышленные товары были стабильны. Цены на импортную продукцию лёгкой промышленности росли. Постройка малогабаритных квартир потребовала изменения ассортимента мебельной промышленности. Предоставление семьям отдельных квартир привело к тому, что двор как пространство общения утрачивал своё былое значение в поддержании духа коллективизма. Менее тесными становились связи между людьми, живущими в новостройках. Новым центром общения становилась кухня, где люди обсуждали насущные проблемы со своими друзьями и ближайшими соседями.

1. Какие границы творческой свободы устанавливались властями? Насколько определёнными они были?
Границы творческой свободы определяли дозволенным партией: ленинским курсом. Данные границы были определены жанром соцреализма.
2. Выскажите своё понимание того, что Н. С. Хрущёв называл «идейными шатаниями».
Я думаю, под данным выражением Хрущев имел в виду любые отклонения от дозволенного.

1. Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких явлений, как проведение в 1957 г. Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проведение в 1958 г. 1-го Международного музыкального конкурса им. П. И. Чайковского, на котором победил американский пианист В. Клиберн, с одной стороны, и резкую критику Н. С. Хрущёвым художников-авангардистов на выставке в Манеже в 1962 г. — с другой?
Данное сочетание можно объяснить демократизацией общества после смерти Сталина и опасениями высшего руководства по этому поводу: партия совсем не хотела терять влияние и власть.
2. Проанализируйте данные статистики и оцените последствия изменений в системе образования: в 1946 г. в системе вечернего и заочного образования обучалось 28% студентов, в 1961 г. — 61 %. К середине 1960-х гг. принятые на льготных основаниях (демобилизованные из армии и отработавшие не менее двух лет на производстве) составили около 70% от общего количества студентов.
Я думаю, последствия изменений в системе образования можно назвать положительными. Все больше человек становились образованными.
3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, о которых идёт речь в параграфе. Напишите эссе-отзыв.
Я прочитала рассказ Шолохова “Судьба человека”. Мне очень понравился этот рассказ. Он рассказывает нам о непростой судьбе солдата. Этот рассказ показывает не только историю Соколова, его личные качества, но и реалии послевоенной жизни. Чему учит М. Шолохов? Автор показывает последующим поколениям реальную цену Победы, которую пришлось заплатить каждому человеку. Он призывает нас не забывать, через что прошли наши деды и прадеды ради мирного неба над нашими головами. Автор приводит в пример главного героя своего рассказа, как человека сильного душой, которого не сломала ни война, ни плен, ни потеря семьи. Принимая все испытания судьбы, он идет дальше, следуя совести. Таким образом, автор учит милосердию, храбрости и вере.
4. Почему некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти?
Некоторые тенденции подверглись резкой критике со стороны власти, потому что они отходили от партийного курса, не соответствовали идеологии или критиковали власть.
5. Используя дополнительные источники, составьте презентацию «Успехи советского спорта в 1950-е — первой половине 1960-х гг.».

6. Выскажите своё отношение к словам М. М. Ромма о Н. С. Хрущёве: «Пройдёт совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь — ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет...»
Я согласна с мнением автора. Как мы можем видеть в современном мире, хрущевки до сих пор стоят. Люди живут в них и вспоминают Хрущева. Мало кто оценивает его за высказывание на Манеже и кукурузную эпопею. Большинство помнит его именно из-за домов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением