Параграф 29 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § 29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы.Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?В послевоенные годы имели место достижения в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы.
Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?
В послевоенные годы имели место достижения в развитии отечественной науки и культуры. Вместе с тем усиливался контроль со стороны государства над духовной сферой.
Подумайте, чем можно объяснить борьбу с «космополитизмом».
Борьбу с космополитизмом можно объяснить боязнью руководства влияния западной культуры.
Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?
Гуманитарные науки подверглись гонениям в большей степени, потому что именно в них могло в большей степени проявляться “вольнодумие”.

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.
Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства.
На Западе усиливалось преследование левых сил. В СССР началась интенсивная антизападная пропаганда. Опасаясь влияния капиталистических ценностей на советских людей, сталинское руководство инициировало кампанию против низкопоклонства перед современной буржуазной культурой.
Важную роль в идеологической переориентации сыграли несколько решений партии, самым известным из которых было постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», опубликованное в августе 1946 г. В 1947 г. возникло «дело учёных» — Н. Г. Клюевой и Г. И. Роскина, работавших в Москве над препаратами от рака. В 1949 г. активизировалась борьба «космополитизмом».
2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР?
В послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетнем образовании. Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. Часть городских средних и семилетних школ в послевоенные годы работала по принципу раздельного обучения — существовали мужские и женские школы. Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны.
3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?
Потребности социально-экономического развития страны и советского военного комплекса стимулировали заметный рост науки. Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Всё большее значение приобретала отраслевая наука, непосредственно обслуживающая потребности отдельных министерств и ведомств. Особое внимание уделялось научно-исследовательским институтам, связанным с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой. Наблюдался быстрый рост научных кадров.
Вместе с тем тесная связь советской науки с военными программами, а также кампании усиления бдительности и секретности, которые активизировались в годы «холодной войны», оказывали отрицательное воздействие на развитие науки и научно-технический прогресс. Нередко разработки одних учёных были недоступны другим, что приводило к дополнительной трате сил и ресурсов. Научные достижения, полученные в институтах, работавших на военный комплекс, в силу секретности слабо использовались в других отраслях экономики. Отрицательное воздействие на развитие науки оказывала жёсткая цензура, идеологический диктат, репрессии против отдельных учёных.
4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.
Ведущее место в советском искусстве в 1940-е гг. занимала тема войны. Развитие советского кинематографа, как художественного, так и документального, тормозилось из-за слабой материально-технической базы. Большинство художественных и документальных фильмов имело ярко выраженную идеологическую направленность. К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Цензура и идеологический контроль накладывали негативный отпечаток на развитие всего советского искусства. От писателей, режиссёров, художников требовалось создание произведений, воспевавших советский строй, партию, вождей или критиковавших западный империализм.

1. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.
Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Государство стремилось перейти на семилетнее образование повсеместно. Многочисленные награды, премии, высокие зарплаты, преимущественное обеспечение жильём способствовали росту социального статуса советских научных работников. В СССР, как и во многих других странах, сложилась система приоритетного государственного финансирования наиболее важных научных направлений, прежде всего связанных с военными разработками.
2. Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.?
Важной частью «холодной войны» было идеологическое противостояние двух систем. Обе стороны обвиняли друг друга в стремлении развязать новую войну. В СССР началась интенсивная антизападная пропаганда. Опасаясь влияния капиталистических ценностей на советских людей (прежде всего на интеллигенцию), сталинское руководство инициировало кампанию против так называемого низкопоклонства перед современной буржуазной культурой.
3. Выскажите своё отношение к словам И. В. Сталина о том, что «у наших интеллигентов среднего уровня недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой».
Я думаю, что Сталин хотел сказать, что русские творцы стремятся подражать западным, у них нет собственного стиля. Отчасти сталин был прав, однако он не учитывал тот факт, что эта культура может быть общей. Русская и западная культура имели некоторые черты сходства, особенно если рассматривать культуру интеллигенции.
4. В 1949 г. оргкомитет совещания по подготовке разгрома квантовой механики и теории относительности провёл 42 заседания. По воспоминаниям И. Н. Головина (заместителя И. В. Курчатова), Л. П. Берия спросил Курчатова: «Правда ли, что теория относительности и квантовая механика — это идеализм?» Курчатов ответил: «Мы делаем атомную бомбу, действие которой основано на теории относительности и квантовой механике. Если от них отказаться, придется отказаться и от бомбы». Берия доложил Сталину, и тот дал команду не проводить совещания. Что же определяло научную политику в СССР?
Научную политику в СССР определяла в первую очередь идеология и взгляды высшего руководства.
5. Напишите эссе, в котором изложите свои впечатления по фильму, созданному в послевоенный период.
Иные фильмы имеют свойство стариться и умирать, иные умирают, чтобы ожить через десятилетия. А «Золушка», как сказал один из авторов фильма — сказочник и драматург Евгений Шварц, — «живет себе да живет». И в 60-х, и в 80-х годах строгие критики называли ее неувядаемой. В чем же секрет такой удивительной жизнестойкости?
Сегодня всякий автор, берясь за экранизацию традиционного сказочного сюжета, сумеет «осовременить» его, ловко начинив аллюзиями, под видом «тридесятого царства» изобразив нынешнее государство со всеми его политическими особенностями. Да только велика ли в том надобность, когда все можно сказать и прямо? Другое дело: высмеивать тоталитаризм, живя в самом что ни на есть диктаторском режиме, что и делал Евгений Шварц, сочиняя «Дракона» и «Каина XVIII». Кстати, именно Шварц научил кинематографистов «рассказывать старые сказки на новый лад».
Фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро «Золушка» вышел в 1947 году. Сценарий к нему написал драматург Евгений Шварц. Он переработал известный сказочный сюжет Шарля Перро, добавил в него иронии и доброго юмора.
Золушку сыграла актриса польского происхождения Янина Жеймо, принца — Алексей Консовский. В картине также снялись Фаина Раневская, Василий Меркурьев, Сергей Филиппов и другие знаменитые советские актеры. Песни главных героев исполнили Любовь Чернина и Юрий Хочинский.
В 2009 году фильм отреставрировали и сделали цветным. Костюмы актеров на киностудии «Ленфильм» не сохранились, поэтому их цвета восстанавливали по эскизам художника Николая Акимова.
6. Подготовьте презентацию на тему «Золотой фонд отечественной культуры: произведения искусства 1946—1953 гг.».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением