Параграф 27 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 27. Восстановление и развитие экономики.
В чём состояли особенности экономического развития СССР в послевоенный период?
Экономическое развитие страны в первые послевоенные годы было полно противоречий. Трудовой подвиг восстановления разрушенного войной хозяйства лишь отчасти компенсировал возврат к довоенной модели экономического развития.
Почему государственные расходы были направлены в первую очередь на строительство объектов гидроэнергетики и транспорта?
Государственные расходы были направлены именно на строительство данных объектов, потому что они обеспечивали развитие промышленности и сельского хозяйства.
1. Какие факторы влияли на процесс восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР?
- разрушенное войной народное хозяйство
- обострение международной обстановки
- планы по созданию атомной бомбы
2. Назовите особенности проведения денежной реформы в СССР в 1947 г.
Старые купюры менялись на новые в пропорции 10:1. Реформа имела конфискационный характер. Это позволило сократить денежную массу, находившуюся в обороте, укрепить рубль, ослабить инфляцию и снизить дефицит товаров. Росли налоги и государственные займы, ограничивался рост заработной платы.
3. Охарактеризуйте противоречия промышленного развития СССР в послевоенные годы.
Несмотря на заметное увеличение производства товаров широкого потребления, приоритетом оставалось наращивание тяжёлой промышленности. В связи с обострением международной обстановки и войной в Корее были значительно увеличены расходы на военные нужды. Важным фактором наращивания расходов было строительство гигантских объектов гидроэнергетики и транспорта.
Ко времени смерти Сталина экономический курс, основанный на наращивании капитальных вложений в тяжёлую промышленность, в крупные проекты и масштабное перевооружение армии, помимо очевидных результатов, демонстрировал нарастание противоречий в стране. Для реализации огромных планов не хватало ни материальных ресурсов, ни рабочей силы. Быстрое увеличение инвестиций снижало эффективность их использования. Росло так называемое незавершённое строительство, т. е. количество предприятий, которые оставались недостроенными.
Всё заметнее сказывалось отрицательное воздействие на экономику широкого применения труда заключённых. Из-за недостатка квалифицированных кадров на объектах МВД было трудно использовать механизмы и повышать производительность труда.
4. Расскажите о положении советской деревни в послевоенные годы.
Развитие тяжёлой индустрии и ряда масштабных программ сдерживало рост сельского хозяйства, социальной сферы и доходов населения. Несмотря на рост производства сельскохозяйственной техники аграрное производство было отсталым. Вкладывая в развитие сельского хозяйства недостаточные средства, государство вместе с тем увеличивало планы колхозов по поставке продукции. Крестьяне редко получали плату за свой труд в колхозах, потому что колхозы были убыточными. Это подрывало заинтересованность в увеличении производства. Весной 1952 г. возникли перебои в мясном снабжении.
1. Покажите на карте крупнейшие стройки послевоенных пятилеток, объекты возводящейся в эти годы инфраструктуры.
Куйбышевская, Сталинградская, Каховская гидроэлектростанции, Главный Туркменский, Южно-Украинский, Северо-Крымский, Волго-Донской каналы.
2. Определите по карте специализацию промышленности СССР и отраслей сельского хозяйства.
Какие причины тяжелого положения советской деревни называет автор письма?
- колоссальные потери при уборке ржи
- рабочие не стараются, потому что они в этом не заинтересованы
- несвоевременная и плохая уборка урожая в колхозах
- нерадивое отношение к животноводству
1. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение на тему «Атомный проект в СССР: цели, авторы, реализация».
Началом работ по делению ядра в СССР можно считать 1920-е годы.
В ноябре 1921 года был основан Государственный физико технический рентгенологический институт (в дальнейшем Ленинградский физико-технический институт (ЛФТИ), ныне Физико технический институт им. А. Ф. Иоффе Российской академии наук), который более трех десятилетий возглавлял академик Абрам Иоффе. С началом 1930-х годов ядерная физика становится одним из основных направлений отечественной физической науки.
Для быстрого развития ядерных исследований Абрам Иоффе приглашает в свой институт способных молодых физиков, среди которых был и Игорь Курчатов, возглавивший с 1933 года отдел ядерной физики, созданный в ЛФТИ.
В 1939 году физики Юлий Харитон, Ян Френкель и Александр Лейпунский обосновали возможность протекания в уране цепной ядерной реакции деления. Физиками Яковым Зельдовичем и Юлием Харитоном был выполнен расчет критической массы уранового заряда, а харьковские ученые Виктор Маслов и Владимир Шпинель в октябре 1941 года получили свидетельство на изобретение «Об использовании урана в качестве взрывчатого или токсичного вещества». Советские физики в этот период вплотную подошли к теоретическому решению проблемы создания ядерного оружия, однако после начала войны работы по урановой проблеме были приостановлены.
К решению вопроса о возобновлении в СССР прерванных войной работ по проблеме урана были причастны три ведомства: Народный Комиссариат Внутренних Дел (НКВД), Главное Разведывательное Управление (ГРУ) Генштаба Красной Армии и аппарат уполномоченного Государственного комитета обороны (ГКО).
Выделяются два главных этапа атомного проекта СССР: первый - подготовительный (сентябрь 1942 года - июль 1945 года), второй - решающий (август 1945 года - август 1949 года). Первый этап начинается с Распоряжения ГКО № 2352 от 28 сентября 1942 года «Об организации работ по урану». В нем предусматривалось возобновление прерванных войной работ по исследованию и использованию атомной энергии. 10 марта 1943 года Сталин подписал решение ГКО СССР о назначении Игоря Курчатова на вновь созданный пост научного руководителя работ по использованию атомной энергии в СССР. В 1943 году был создан научно исследовательский центр по урановой проблеме - Лаборатория № 2 АН СССР, ныне Российский Научный центр «Курчатовский институт».
На этом этапе решающую роль сыграли данные разведки. Итогом первого этапа было осознание важности и реальности создания атомной бомбы.
Начало второму этапу положили американские бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. В СССР были приняты чрезвычайные меры для форсирования работ по атомному проекту. 20 августа 1945 года Сталин подписал Постановление ГКО № 9887 «О Специальном Комитете при ГКО». Председателем Комитета был назначен заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член ГКО Лаврентий Берия. На Комитет, помимо ключевой задачи организации разработки и производства атомных бомб, была возложена организация всей деятельности по использованию атомной энергии в СССР.
9 апреля 1946 года было принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании конструкторского бюро (КБ 11) при Лаборатории N 2 АН СССР для разработки конструкции атомной бомбы. Начальником КБ 11 был назначен Павел Зернов, главным конструктором - Юлий Харитон. Сверхсекретный объект был размещен в 80 км от Арзамаса на территории бывшего Саровского монастыря (ныне это Российский Федеральный ядерный центр ВНИИ Экспериментальной физики).
В 1946 году советский атомный проект перешел в промышленную стадию, в ходе которой, в основном на Урале, были созданы предприятия и комбинаты по производству ядерноделящегося материала.
К январю 1949 года был отработан весь комплекс конструкторских вопросов по РДС 1 (такое условное наименование получила первая атомная бомба). В прииртышской степи, в 170 км от города Семипалатинска был построен испытательный комплекс Учебный полигон № 2 Министерства обороны СССР. В мае 1949 года на полигон прибыл Курчатов; он руководил испытаниями. 21 августа 1949 года основной заряд прибыл на полигон. В 4 часа утра 29 августа атомная бомба была поднята на испытательную башню высотой 37,5 м. В 7 часов утра состоялось первое испытание советского атомного оружия. Оно было успешным.
2. Сравните методы и формы развития советской экономики в 1920—1930-е гг. и в послевоенные годы.
И в 1920-1930-х гг, и в послевоенные годы советское руководство использовало одинаковые методы развития экономики: в основном это были командно-административные методы с использованием репрессий. советская экономика продолжала носить плановый характер.
3. Составьте схему-кластер «Факторы роста советской экономики».
4. Вспомните, как называлось движение новаторов социалистического производства в 1930-е гг. Проведите мини-исследование «Участники социалистического соревнования в послевоенные годы».
Движение новаторов называлось стахановское движение.
В первые послевоенные годы социалистическое соревнование было направлено на решение задач восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства. Развернулось движение бригад, участков, цехов, предприятий за улучшение технико-экономических показателей работы, бережное расходование материалов, сырья, топлива, за увеличение выпуска продукции, лучшее использование резервов производства.
5. Министр финансов СССР А. Г. Зверев так оценивал денежную реформу 1947 г.: «...реформа позволила ликвидировать последствия войны в области денежного обращения, излишние деньги изъяты из обращения. Ликвидированы крупные накопления, образовавшиеся у отдельных групп населения в результате высоких рыночных цен, а также спекуляции. Сокращен государственный долг и уменьшены связанные с ним расходы государственного бюджета». Приведите факты, подтверждающие или опровергающие мнение автора.
У населения изъяли значительную часть сбережений. Однако это позволило сократить денежную массу, находившуюся в обороте, укрепить рубль, ослабить инфляцию и снизить дефицит товаров. Росли налоги и государственные займы, ограничивался рост заработной платы. Часть изъятых у населения средств государство возвращало за счёт снижения цен, которое начиная с 1949 г. проводилось ежегодно. Это были эффективные политико-экономические кампании, которые демонстрировали народу положительные перспективы развития страны.
6. Почему в сельском хозяйстве возникала необходимость к уборке урожая привлекать рабочих фабрик и заводов?
В сельском хозяйстве возникла такая потребность, потому что многие мужчины ушли на войну и не вернулись с нее. Для уборки урожая нужны были не только рабочие руки, но и сила, которой у женщин не всегда хватало.
7. Оцените возможные последствия углубляющейся диспропорции советской экономики.
Я дуцмаю, одним из возможным последствий может стать дефицит товаров народного потребления, введение карточной системы. возможно, последствием может стать голод и закупки продовольствия за границей.
8. Определите положительные и негативные черты послевоенного экономического курса И. В. Сталина. Подготовьте сообщение на эту тему.
Как только война осталась позади, был в кратчайшие сроки подготовлен пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 годы. А на страну обрушились новые испытания. Ранней весной 1946-го в регионах России, Украины и Белоруссии, Казахстана напомнил о себе голод. Правительство не торопилось расстаться с запасами хлеба – обострившаяся международная обстановка в условиях начинавшейся «холодной войны» была непредсказуема, в любой момент ситуация могла перерасти в «горячую». К тому же огромные, если не сказать последние силы и средства были брошены на то, чтобы страна получила атомное, а позднее и водородное оружие – и обеспечила, таким образом, национальную безопасность.
Несмотря на все трудности, СССР в очередной раз изумил мир. Ни одно государство не залечивало столь глубокие раны и не восстанавливало резко снизившийся уровень народного потребления в такие минимальные сроки. Это оказалось под силу лишь эффективно управляемой плановой экономике.
Успешное выполнение программы восстановления бывших оккупированных районов и превышение довоенного уровня промышленного производства дали возможность увеличить национальный доход в 1950 году на 64% по сравнению с 1940-м, в то время как по пятилетнему плану намечалось лишь на 38%.
Однако у такой политики были и свои минусы. Например, сталинская политика привела к перекосу в экономике, при котором тяжелая промышленность развивалась интенсивнее. Кроме того, огромным минусом сталинской политики были репрессии.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением