Ответы на вопросы и задания §28 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды1. За счёт чего происходит вдох и выдох?Вдох заключается в том, что диафрагма опускается...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
1. За счёт чего происходит вдох и выдох?
Вдох заключается в том, что диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости, а межрёберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперёд и в стороны. Объём грудной полости увеличивается, и лёгкие следуют за этим увеличением, поскольку содержащиеся в лёгких газы прижимают их к пристеночной плевре. Вследствие этого давление внутри лёгочных альвеол падает и наружный воздух поступает в альвеолы.
Выдох начинается с того, что межрёберные мышцы расслабляются. Под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх, поскольку растянутая стенка живота давит на внутренние органы брюшной полости, а они — на диафрагму. Объём грудной полости уменьшается, лёгкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного.
Всё это происходит при спокойном дыхании. В глубоком дыхании дополнительно участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и некоторые другие.
2. Как работает дыхательный центр?
Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Дыхательному центру свойственна автоматия, то есть в нём, как и в сердце, возбуждение возникает без каких-либо внешних воздействий. Спадение лёгочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох
3. Что происходит во время кашля и чихания?
Раздражение слизистой носа пылью или неприятно пахнущим веществом вызывает кратковременную остановку дыхания и смыкание голосовой щели. Затем начинается интенсивный (форсированный) выдох. Давление воздуха нарастает, и наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки. При этом скорость воздушного потока на уровне голосовой щели достигает 50 — 120 м/с. Струя воздуха направляется наружу, и возникает характерный звук чихания. Вместе с воздухом и слизью выделяются наружу и раздражители слизистой оболочки.
При кашле происходит то же самое, что и при чихании, только основной поток воздуха выходит через рот. Причиной кашля может быть раздражение слизистой оболочки лёгких, гортани, а также плевры.
4. Как осуществляется гуморальная регуляция дыхания?
При мышечной работе усиливаются процессы окисления. Следовательно, в кровь выделяется больше углекислого газа. Избыток углекислого газа повышает активность дыхательного центра. Человек начинает глубоко дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится и наступает непроизвольная задержка дыхания. Благодаря нервной и гуморальной регуляции в любых условиях концентрация углекислого газа и кислорода в крови поддерживается на определённом уровне.
5. В чём вред курения?
Наркотические вещества, к которым принадлежит и никотин, содержащийся в табаке, включаются в обмен веществ и вмешиваются в нервную и гуморальную регуляцию, нарушая и ту, и другую. Кроме того, вещества табачного дыма раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, что ведёт к увеличению выделяемой ею слизи. Поэтому у курящих людей бывает кашель: лёгкие защищаются от вредного воздействия курения.
Курение отражается и на голосообразовании. Под влиянием дыма и смены температуры голосовые связки опухают, голос делается хриплым.
Ряд веществ, в том числе и никотин, всасывается уже в ротовой полости. Способен он всасываться и в носовой полости, если дым выпускают через нос.
Кроме того, никотин и многие другие компоненты табака хорошо растворяются в слюне и всасываются в кишечнике.
6. Важно ли знать, чем мы дышим?
Очень важно знать, чем мы дышим.
Атмосферный воздух содержит 21% кислорода, 78% азота, 0,03% углекислого газа, около 1% прочих газов. В выдыхаемом воздухе содержание кислорода снижается до 16,3%, содержание углекислого газа возрастает (примерно до 3—4%).
Даже в очень душной комнате содержание кислорода снижается незначительно, но концентрация углекислого газа растёт быстро. При этом неблагоприятно действует на организм не только он, но и табачный дым, и водочный перегар, и другие вредные вещества. Поэтому пребывание в душном помещении ведёт к головной боли, вялости, снижению работоспособности.
Там, где используют печное отопление, в воздухе может оказаться примесь окиси углерода (СО) — угарного газа, который чрезвычайно ядовит. Отравление угарным газом проявляется головной болью и тошнотой. Могут возникнуть рвота, судороги, потеря сознания, а при сильном отравлении — смерть от удушья.
Во многих населённых пунктах для приготовления пищи применяют газовые плиты. Отравление бытовым газом во многом сходно с отравлением угарным газом. Меры первой помощи такие же.
Вопросы
1. Почему вентиляция лёгких возможна только при условии, когда полости, в которых находятся лёгкие, герметически замкнуты, в плевральной полости поддерживается давление ниже атмосферного?
Благодаря эластичности легких, герметичной замкнутости плевральной полости и наличия в ней давления ниже атмосферного, легкие следуют за передвигающимися стенками грудной клетки и пассивно растягиваются. Давление воздуха в альвеолах легких становится меньше атмосферного, что приводит к движению воздуха из окружающей среды в легкие — происходит вдох. Если происходит разгерметизация плевральной полости, легкие теряют связь с плеврой и возможность расширяться прямо за грудной клеткой — спадаются.
2. Почему при ранении, когда рана достигает плевральной полости, воздух со свистом врывается внутрь, лёгкое спадается и функционировать не может?
При ранении, когда рана достигает плевральной полости, легкое спадается, потому что давление в плевральной полости сравнивается с атмосферным и сила, удерживающая легкое в прижатом к плевральной полости (и грудной клетке) положении, теряется.
3. Почему неповреждённое лёгкое может работать несмотря на то, что второе лёгкое выведено из строя?
Неповреждённое лёгкое может работать несмотря на то, что второе лёгкое выведено из строя, так как каждое легкое изолировано друг от друга оболочкой — лёгочной плеврой.
4. Где находится дыхательный центр?
Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге.
5. Почему вдох сменяет выдох?
Спадение лёгочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.
6. Какова роль кашля и чихания?
Чихание и кашель имеют защитный характер. При чихании и кашле вместе с воздухом и слизью выделяются наружу и раздражители слизистой оболочки.
7. Как изменяется воздух в помещении при большом скоплении людей и плохой вентиляции?
В помещении при большом скоплении людей и плохой вентиляции содержание кислорода незначительно снижается, но концентрация углекислого газа быстро растёт.
8. Какие меры первой помощи необходимо осуществить при отравлении угарным или бытовым газом?
При оказании первой помощи при отравлении угарным или бытовым газом пострадавшего надо поскорее вынести на свежий воздух и заставить дышать глубже, можно дать ему понюхать нашатырный спирт, затем напоить крепким горячим чаем. В случае потери сознания и прекращения дыхания необходимо применить искусственное дыхание.
9. При поражении угарным газом в крови образуется карбоксигемоглобин. Каковы его свойства и почему угарный газ так опасен?

Захватившие угарный газ молекулы гемоглобина надолго лишаются возможности переносить кислород из лёгких в ткани. Возникает недостаток кислорода в крови и тканях, что отражается на работе головного мозга и других органов.
Отравление угарным газом проявляется головной болью и тошнотой. Могут возникнуть рвота, судороги, потеря сознания, а при сильном отравлении — смерть от удушья.
10. В чём заключается вредное действие пыли?
Содержащаяся в воздухе пыль опасна тем, что может механически травмировать стенки лёгочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен, вызывать аллергию. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Пыль, содержащая частички свинца, хрома, может вызвать химические отравления. Вредна пыль не только фабрично-заводская, но и бытовая, и сельскохозяйственная.
11. Каковы источники загрязнения атмосферного воздуха?
Основные источники загрязнения воздуха — выхлопы автотранспорта, промышленные выбросы вредных газов, золы, дыма, а также использование ядохимикатов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве, деятельность животноводческих ферм.

Задания
1. Назовите факты, свидетельствующие о том, что в регуляции дыхания участвует кора больших полушарий.
Благодаря центрам, расположенным в коре больших полушарий, мы можем произвольно изменять частоту дыхания, согласуя её с проглатыванием пищи, разговором и пением. Возможно также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений. Интенсивность дыхания меняется не только при физической нагрузке, но и при эмоциональном состоянии человека.
2. Сделайте ряд глубоких и частых вдохов и выдохов. Почему после них происходит непроизвольная задержка дыхания?
Происходит перенасыщение кислородом, работа дыхательного центра тормозится и наступает непроизвольная задержка дыхания.
3. При сквозном ранении грудной полости рекомендуется восстановить её герметичность, закрыв рану полиэтиленовой плёнкой, клеёнкой или другим материалом, не пропускающим воздух, а затем крепко прибинтовать этот тампон к туловищу. Объясните, почему такую процедуру надо осуществлять в состоянии выдоха.
Эту процедуру необходимо осуществлять в состоянии выдоха, потому что легкие сжаты, а не расправлены. Скорее всего при сквозном ранении грудной полости повреждается легочная плевра. При вдохе давление в ней снижается и воздух проникает в плевральную полость. Если воздух попадет в легкие, это может грозить избытком воздуха, образованием тромба, кровь не поступает к тканям, они страдают от недостатка кислорода, а потом останавливается сердце.
4. Обсудите в классе, что вы можете сделать, чтобы воздух в школьных помещениях стал более чистым.
Чтобы воздух в школьных помещениях стал более чистым, мы можем:
1. Регулярно проветривать помещения для насыщения воздуха кислородом, регулирования температурного режима и влажности, удаления посторонних запахов и снижения концентрации вредных веществ, в том числе продуктов человеческой жизнедеятельности, частиц пыли и вредных микроорганизмов, включая вирусы.
2. Посадить больше растений для того, чтобы они справлялись с бактериями, электромагнитным излучением и высушенным воздухом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением