Ответы на вопросы и задания §26 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей1. Почему без биологического окисления...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей
1. Почему без биологического окисления органических веществ жизнедеятельность клеток невозможна?
Без биологического окисления органических веществ жизнедеятельность клеток невозможна, так как функция ткани нарушается, энергия перестаёт выделяться, и клетки, лишённые энергетического обеспечения, погибают.
2. Как распределяется функция дыхания между дыхательной и кровеносной системами?
В легких есть альвеолы, через стенки которых происходит газообмен, кровь обогащается кислородом и поступает через артерии к тканям и органам. В свою очередь в них она насыщается углекислым газом и по венам поступает обратно к легким, где опять будет насыщена кислородом.
3. Каковы функции носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов?
В носовой полости воздух согревается, увлажняется, очищается и частично обеззараживается, что обеспечивает общую защиту организма.
Гортань участвует в дыхательной, защитной, голосовой и речевой функциях. Участие гортани в дыхательной функции выражается не только в проведении вдыхаемого воздуха из верхних дыхательных путей и выдыхаемого из нижних дыхательных путей, но и в регуляции акта дыхания.
Трахея и бронхи проводят воздух от верхней дыхательно-пищевой полости.
4. Как происходит голосообразование и формируются звуки речи?
Гортань — орган голосообразования. Гортань представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы
В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся ещё дальше, при пении и речи они смыкаются, остаётся лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса.
Звуки, издаваемые голосовыми связками, ещё не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работу перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называют артикуляцией.
5. Что такое гайморит, фронтит, тонзиллит?
Некоторые кости черепа имеют воздухоносные полости — пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, в верхнечелюстной — гайморова пазуха (см. рис. 78).
Рис. 78. Околоносовые пазухи:1 — лобные пазухи; 2 — верхнечелюстные пазухи.
Грипп, ангина, ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление — гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи — фронтит. При гайморите и фронтите нарушается носовое дыхание, из полости носа выделяется слизь, нередко гнойная. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается.
За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины (рис. 81). Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отёчными и болезненными. Возникает хроническое заболевание — тонзиллит.
Рис. 81. Миндалины (обведены) состоят из лимфоидной ткани и участвуют в борьбе с инфекцией

Вопросы
1. Что такое лёгочное дыхание и тканевое дыхание?
Легочное дыхание – совокупность процессов поступления кислорода из атмосферного воздуха в кровяное русло и выделение углекислого газа, которые осуществляются с помощью органов внешнего дыхания (лёгких).
Тканевое (или клеточное) дыхание – множество биохимических реакций расщепления сложных органических веществ (белки, жиры и углеводы) до углекислого газа и воды с образованием энергии АТФ (аденозинтрифосфат), которая запасается и используется клеткой.
2. Объясните, почему носовое дыхание для организма гораздо выгоднее, чем дыхание через рот.
При дыхании носом воздух, проходя через носовую полость, согревается, увлажняется, очищается и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом.
3. Как действуют защитные барьеры, преграждающие вход инфекции в лёгкие?
Путь воздуха в легкие начинается с носовой полости. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую поступающий воздух и задерживающую пыль. Слизь содержит вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.
За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они также содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов.

4. Где находятся рецепторы, воспринимающие запахи?
Обонятельные клетки, воспринимающие запахи, находятся в слизистом эпителии, выстилающем верхнюю часть носовой полости.
5. Что относится к верхним и что к нижним дыхательным путям человека?
Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.
6. Как проявляются гайморит и фронтит? От каких слов происходят названия этих болезней?
При гайморите и фронтите нарушается носовое дыхание, из полости носа выделяется слизь, нередко гнойная. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается.
Название болезни гайморит происходит от латинского «sinus Highmori» (гайморова пазуха). Фронтит — от латинского «sinus frontalis» (лобная пазуха).
7. Какие признаки позволяют заподозрить разрастание аденоидов у ребёнка?
Увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха, и носовое дыхание затрудняется.
8. Каковы симптомы дифтерии? Чем она опасна для организма?
Дифтерия — инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налёты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желёз.
Возбудитель дифтерии — дифтерийная палочка. Продуктом её жизнедеятельности является ядовитое вещество — дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжёлое и опасное заболевание сердца — миокардит.
9. Что вводят в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что — при вакцинации против этой болезни?
В состав антидифтерийной сыворотки входят специфические антитела, полученные от лошадей. При вакцинации вводят небольшое количество антигена.

Задания
1. Для того чтобы проверить проходимость носовых ходов у маленьких детей, нередко используют такой приём: закрывают одну ноздрю, а ко второй подносят полоску тонкой бумаги шириной 0,5 см и длиной 10 см. В случае проходимости носовых ходов она будет отклоняться от ноздри при выдохе и прижиматься к ней при вдохе. Попытайтесь проверить этот приём на себе.
Ответьте на вопросы:
1) Для чего при проверке одной ноздри надо закрывать вторую?
Потому что воздух попадает в носовую полость через две ноздри, и будет поступать даже если одна из них заложена. Проверить работу ноздрей можно закрыв работающую ноздрю, и если поток воздуха, поступающего в нос, прервется, то это укажет, что другая ноздря заложена.
2) Какие заболевания можно выявить этим приёмом?
Гайморит и фронтит, искривление перегородки, отек слизистых, насморк.
2. На рисунке 84 изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

Рис. 84. Голосовые связки людей в зависимости от их состояния

Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся ещё дальше, при пении и речи они смыкаются, остаётся лишь узкая щель, края которой вибрируют. Исходя из этого на 1 рисунке человек спокойно стоит, на 2 – глубоко дышит после бега, на 3 – поет.
3. Тембр и сила голоса во многом зависят от резонаторов. Убедимся в этом, проделав следующий шуточный опыт. Надуйте щёки и щёлкните по щеке — раздастся довольно громкий звук. Теперь повторите опыт, не надувая щёк. Почему звук слышен хуже?
С надутыми щеками звук много раз отражается внутри рта, тем самым усиливаясь.
4. Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ так, чтобы ощущалась вибрация скуловых костей. После этого зажмите нос и произнесите те же слоги. Чем можно объяснить различия в звучании?
Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях. Когда мы зажимаем нос, не происходит поступления воздуха, а значит вибрация будет происходит в носовой полости.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением