Параграф 17 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 17. Политическая система СССР в 1930-е гг.Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?Политическая...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 17. Политическая система СССР в 1930-е гг.
Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?
Политическая система получила именно такое название, потому что Сталин привнес в нее свои характерные черты, одним из которых было формирование культа личности.
Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?
Коммунистическая партия играла главенствующую роль в советской политической системе.

1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?
Впервые вводилось всеобщее прямое равное избирательное право. Исчезло понятие «лишенец», когда человек лишался избирательных и других гражданских прав по социально-классовым признакам. Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища.
2. На основе текста параграфа изобразите графически схему государственной власти и управления в СССР по Конституции 1936 г. Определите характерные черты «партии-государства».

Характерные черты партии-государства:
- Определение внутренней и внешней политики правящей партией является нормальным явлением политической жизни государства.
- Сложился авторитарный режим руководства, когда мнения членов ЦК правящей партии, тем более рядовых коммунистов, не имели никакого значения.
- Сталин использовал партийный аппарат для установления контроля над всеми государственными органами.
- формирование культа личности Сталина
3. В чём вы видите причины массовых репрессий, проводимых в стране?
- подозрение некоторых членов партии в контрреволюционной деятельности
- стремление Сталина укрепить личную власть
- усложнение мировой обстановки. В этих условиях Сталин принял решение о «генеральной чистке» советского общества от потенциальной «пятой колонны».
4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.
По указанию Политбюро ЦК ВКП(б) и лично Сталина по всем республикам и областям были составлены списки бывших участников Белого движения, вооружённых выступлений, выселенных в период коллективизации и вернувшихся крестьян, членов небольшевистских партий и др.
Политбюро утвердило кулацкий оперативный приказ и определило персональный состав «троек» (внесудебные органы). Сталин и члены Политбюро лично подписывали списки, передаваемые в Военную коллегию Верховного суда СССР, о расстрелах и заключении в лагеря лиц, которые не подлежали репрессированию в ходе массовых операций.
Подозрительность Сталина привела к расправе над командным составом, обвинённым в попытке военного переворота, поддержке Троцкого, шпионаже. Заместитель наркома обороны М. Н. Тухачевский и ряд высших командиров были расстреляны в июне 1937 г. по лживым обвинениям.
После присоединения территорий западных областей Украины и Белоруссии проходил процесс советизации этих областей. Десятки тысяч участников антисоветских выступлений, представители буржуазных и мелкобуржуазных слоёв населения были депортированы в районы Сибири и другие отдалённые регионы СССР.
После окончания периода массовых репрессий Сталин не взял вину на себя, а обвинил сотрудников НКВД в нарушениях законности. Исполнители его преступных приказов были репрессированы. Приказы, которые утверждались на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), почти 60 лет были засекречены.
5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?
В СССР действовали следующие общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ). Данные организации играли важную роль в жизни общества. Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий.

1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?
Автор первого документа осуждает действия Сталина и осуждает формирование им культа личности. Автор второго документа воспевает Сталина, второй документ и есть пример выражения культа личности.
2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.
Я согласна с автором первого документа. Сталин действительно укреплял свою власть с помощью репрессий. Автор второго документа не прав, потому что он называет Сталина основоположником коммунизма, что неверно.

1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.

2. Какие права, провозглашенные в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?
Впервые вводилось всеобщее прямое равное избирательное право. Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Именно это позволяло считать Конституцию самой демократичной в мире.
Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры. Политическая власть сосредоточилась в руках И. В. Сталина и партийно-государственного аппарата.
3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.
Франсуа Дювалье пришел к власти в 1957 году и сразу взялся за создания культа личности вокруг себя. Все неугодные политические оппоненты устранялись, а достижения страны приписывались к личности Франсуа Дювалье. Все это сопровождалось достаточно неожиданными заявлениями самого Дювалье. Например, он считал себя физическим воплощением своей страны.
Правление Франсиско Масиаса Нгема началось в 1968 году и продолжалось до 1979 года. Сразу после получение поста лидера страны, Нгема наделил себя полной властью над всеми ветвями власти. В 1972 году Нгема объединил все политические партии страны в Единую Национальную Партию, после чего был инициирован референдум. При помощи референдума Нгема назначил себя пожизненным президентом страны. Любые попытки противостоять правителю пресекались, а самых неугодных попросту убивали.
4. Используя дополнительные источники информации, приведите примеры сопротивления режиму власти И. В. Сталина в 1930-е гг.
В конце 1930 г. против сталинского руководства выступила группа С.И.Сырцова - В.В. Ломинадзе. Они подвергли критике высокие темпы индустриализации, методы проведения коллективизации, оценили ситуацию в стране как экономический хаос, грань экономического кризиса, считали, что ответственность за такое положение несёт Сталин, собирались вступить против него на пленуме Центрального комитета.
В 1932 г. группа партийцев во главе с известным деятелем московской большевистской организации М.Н.Рютиным подготовили теоретическую работу под названием « Сталин и кризис пролетарской диктатуры» и манифест-обращение «Ко всем членам партии».
В конце 1932 г. против режима личной власти Сталина выступила группа, состоящая из старых членов партии А.П.Смирнова, Н.Б.Эйсмонта, В.Н.Толмачёва.
5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918—1920 гг., 1921—1928 гг.?
Особенностями политической системы стало установление режима личной власти Сталина - культа личности. Также важным политическим методом стали репрессии.
6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин — это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.
Ленин и Сталин были, прежде всего, марксистами. Маркс открыл, что важнейшей движущей силой развития общества, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации, является борьба антагонистических классов. Исходя из этого, он обосновал революционную роль и историческую миссию рабочего класса в свержении капитализма. Он указал и средство достижения этой цели: социалистическая революция с диктатурой пролетариата. Ленин развил теорию Маркса:
- показал, что капитализм имеет свою высшую стадию развития (империализм);
- сделал вывод о неравномерности развития капитализма в различных странах и, в этой связи, о возможности победы революции в отдельной стране;
- разработал теорию по перерастанию буржуазно-демократической революции в социалистическую;
- детализировал положение о диктатуре пролетариата;
- обосновал руководящую роль рабочего класса в социалистической революции, указав его союзника (беднейшее крестьянство);
- назвал формы классовой борьбы на разных этапах социалистической революции;
- заложил организационные основы норм партийной жизни и принципов партийного руководства;
- вооружил (идейно) партию и рабочий класс стратегией и тактикой революционной борьбы с буржуазией, ревизионизмом, догматизмом, оппортунизмом (правым и «левым»);
- дал решение национального вопроса;
- начертал (набросочно) планы путей переходного периода от капитализма к социализму.
Сталин применил на практике теорию Маркса, развитую Лениным. В своё время Сталин говорил: «Троцкий задался целью вести борьбу против теории Ленина, но так как вести борьбу против Ленина дело рискованное, то он решил провести эту борьбу под видом борьбы с «теорией» Сталина». (Обращает на себя внимание: теория Ленина — без кавычек, «теория» Сталина — в кавычках.) И далее: «Ни о какой «теории» Сталина не может быть и речи, никогда Сталин не претендовал на что-нибудь новое в теории, а добивался лишь того, чтобы облегчить полное торжество ленинизма». (Сталин, как всегда, точен: «ленинизма» — т.е. того, что он, Сталин, получил в готовом виде от Ленина.)
А вот как однажды проговорился один неотроцкист (М.С. Горбачёв): «Сталинизм — понятие, придуманное противниками коммунизма, и широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом».
Как нет «марксизма-энгелизма», так и не должно быть «ленинизма-сталинизма». Другое дело, нельзя отделять Ленина от Сталина. Ленин и Сталин — две «ноги», на которые опирался «построенный в боях социализм».
Выводы:
1. Была и остаётся исторически единственно верная теория научного коммунизма — марксизм.
2. Ленин и Сталин были и остаются лучшими, талантливейшими марксистами.
3. Термин «сталинизм» — искусствен; в нём нет никакой необходимости; придумывать термин «сталинизм» — значит дуть в паруса троцкистов и неотроцкистов.
7. В 2014 г. Президент РФ подписал указ о программе всеобщей физкультурной подготовки молодёжи «Готов к труду и обороне». Есть ли отличия этой программы от системы, которая существовала под таким же девизом в СССР? В чём состоит актуальность данной программы?
В Советские времена обладание значком ГТО не давало преимуществ при поступлении в ВУЗы, в получении повышенных премий и академических стипендий. Существенно будут отличаться дисциплины и нормативы. Целями современного ГТО являются: повышение эффективности использования возможностей физической культуры в укреплении здоровья; гармоничном и всестороннем развитии личности -воспитании гражданственности; -повышении качества жизни. Таким образом, данная программа довольно актуальна.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.