Параграф 11 ГДЗ Боголюбов Рутковская 6 класс (Обществознание)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Рутковская 6 класс, Просвещение:
§11. Семья и семейные отношения
ЗАДУМАЕМСЯ
Л. Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Так ли это?
Это высказывание отражает идею о том, что в основе счастья семей лежат общие ценности и принципы, такие как взаимопонимание, любовь, поддержка и доверие.
Что необходимо, чтобы семья была счастливой?
Чтобы семья была счастливой, необходимо наличие открытого общения, уважения к мнению каждого члена семьи и готовности помогать друг другу в трудные моменты.
Почему родители не всегда понимают своих детей, а дети — родителей?
Родители не всегда понимают своих детей, а дети — родителей, из-за различий в возрасте, опыте и восприятии мира. Эти различия могут приводить к конфликтам и недопониманию, но через диалог и стремление к взаимному уважению можно преодолеть эти барьеры и укрепить отношения.
ВСПОМНИМ
Что такое малая группа?
Малая группа — это социальная структура, состоящая из небольшого числа людей, которые объединены общими целями, интересами или задачами.
В какие малые группы вы входите?
Я вхожу в различные малые группы, такие как школьный класс, спортивная команда и дружеская компания.
Что объединяет вас с другими членами группы? Какие способы разрешения конфликтов существуют?
С другими членами группы нас объединяют общие интересы, цели и ценности. В таких группах существуют разные способы разрешения конфликтов: это может быть конструктивный диалог, поиск компромисса, обращение за помощью к третейским лицам или использование методов медиации.
Какие особенности отличают семью от других объединений людей, например от школьного класса или спортивной команды?
Члены семьи обычно живут вместе в одном доме или квартире, что создаёт особую атмосферу близости и постоянного взаимодействия. Семья ведёт общее хозяйство, распределяет бюджет и заботится о материальном благополучии всех её членов. В семье принято заботиться о пожилых родственниках, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает поддержку в трудных ситуациях. Семья играет ключевую роль в воспитании детей, передаче им ценностей, традиций и жизненного опыта. Члены семьи часто работают вместе для достижения общих целей, будь то ведение домашнего хозяйства или решение финансовых вопросов. Семья проводит свободное время вместе, что способствует укреплению отношений и созданию общих воспоминаний.
Как вы понимаете слова, написанные на памятнике А. А. Деревской?
Слова, написанные на памятнике А. А. Деревской, — «Ты наша совесть, наша молитва — Мама. Земной поклон тебе. Твои дети» — выражают глубокую благодарность и уважение к её самоотверженности и материнской любви.
Эти слова показывают, что А. А. Деревская стала для своих детей не просто матерью, а символом любви, жертвенности и человечности. Её жизнь — это пример того, как один человек может изменить судьбы многих, подарив им тепло, заботу и надежду.
Как бы вы охарактеризовали отношения в семье Максима? Как чувствуют себя члены этой семьи?
Отношения в семье Максима можно охарактеризовать как гармоничные и взаимоуважительные. Члены семьи проявляют заботу и поддержку друг другу, что видно из их совместных увлечений и активного участия в жизни друг друга. Они умеют находить решения проблем, обсуждая их на семейном совете и выслушивая все стороны. Старшие члены семьи не навязывают свое мнение, а помогают младшим развивать самостоятельность и принимать правильные решения.
Как вы относитесь к традиции семейного чтения? Как эта традиция влияет на семейные отношения?
Традиция семейного чтения является важным элементом русской народной культуры XIX века. Она создавала атмосферу тепла и уюта, когда вся семья собиралась вместе для совместного чтения и обсуждения книг. Эта традиция способствовала укреплению семейных отношений, так как она давала возможность каждому члену семьи поделиться своими мыслями и эмоциями, а также узнать больше о мире и людях.
Какие семейные традиции показаны на иллюстрациях?
В верхнем левом изображении семья собирается за столом для совместного обеда. Это традиция, которая помогает членам семьи проводить время вместе, общаться и делиться новостями о своем дне.
В нижнем левом изображении семья празднует Новый год, украшая елку и читая книгу. Такие праздничные традиции помогают объединять семью вокруг общих ценностей и воспоминаний.
В правом изображении дети и взрослые занимаются домашними обязанностями, в частности уборкой. Это также важная семейная традиция, которая учит детей ответственности и сотрудничеству.
Как семейные традиции влияют на отношения между членами семьи?
Семейные традиции играют важную роль в формировании позитивных отношений между членами семьи. Они создают общую историю и ценности, которые передаются из поколения в поколение. Традиции помогают укреплять связи между родителями и детьми, способствуют развитию доверия и взаимопонимания.
1. В чём проявляются особенности семьи как малой группы?
В Российской Федерации семьёй признаётся малая группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови, усыновлению или иной форме принятия детей), члены которой связаны общим ведением хозяйства.
2. Какую роль семья играет в жизни человека? Свой ответ аргументируйте.
Счастливая семья — залог счастья человека, его надёжная защита, поддержка и забота в любое время и при разных обстоятельствах. Нередко в семье живут сразу два или даже три поколения со своими взглядами и привычками.
3. Какие типы семейных отношений существуют?
Модель семейных взаимоотношений зависит от сложившихся в семье традиций, жизненного опыта, воспитания её членов. Но можно выделить несколько типов семейных отношений: сотрудничество, опека, невмешательство, диктат.
4. Назовите известные вам семейные традиции.
Это могут быть пикники, на которых собирается вся семья, или совместный ежегодный отпуск. Общие праздники и дни рождения проходят в приподнятом настроении. Вся семья собирается вместе, поздравляя именинников, украшая помещение к торжеству. Подарки — отличный повод восстановить пошатнувшиеся семейные отношения, попросить извинения или простить родственников.
Если родители и взрослые дети живут вместе, совместный ужин может стать ежевечерней традицией. Неторопливые беседы за чашкой чая, обсуждение планов на будущее. Но больше всего сплочению семьи способствует разумное распределение семейных обязанностей.
5. Каковы возможные причины семейных конфликтов?
Семья часто включает представителей сразу нескольких поколений, жизненный опыт которых существенно различается. А там, где существуют различия, могут быть противоречия и даже конфликты. Часто семейные конфликты возникают из-за пустяков.
6. Чем опасны семейные конфликты для их участников?
Семейные конфликты опасны для участников ссорами и даже разрывом отношений в семье. Такое может привести к тому, что члены семьи долгие годы не общаются друг с другом.
1. В ходе социологических опросов подросткам было предложено ответить на вопрос: «По каким причинам возникают конфликты с родителями?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Какие выводы вы можете сделать?
Внешний вид (28%) является наиболее частой причиной конфликтов. Это указывает на то, что многие родители уделяют большое внимание внешнему виду своих детей, возможно, из-за желания защитить их от негативного восприятия окружающими или из-за собственных представлений о том, как должен выглядеть подросток. Подростки же могут стремиться к самовыражению через одежду, прическу и другие элементы внешности, что может вызывать разногласия с родителями.
Мои вредные привычки (2%) и мой внешний вид (1%) упоминаются реже всего, что может говорить о том, что эти проблемы менее распространены среди опрошенных подростков или что они менее склонны признавать их как причины конфликтов.
Таким образом, основными причинами конфликтов между подростками и родителями являются вопросы внешнего вида, выполнения домашних обязанностей, справедливости и понимания. Эти данные показывают, что для улучшения отношений между поколениями важно развивать взаимопонимание, уважение и открытость в общении.
2. Проведите анкетирование среди родителей учащихся вашего класса и спросите, какие проблемы у них существуют в отношениях с детьми. На основе проведённого опроса составьте «Книгу жалоб родителей» и проанализируйте её.
Проведя анкетирование среди родителей учащихся класса, мы получили следующие результаты:
Проблемы в общении (35%). Многие родители указали на трудности в установлении открытого диалога с детьми. Они жалуются на то, что дети не хотят делиться своими проблемами и переживаниями, а также на недостаток времени для общения из-за занятости.
Непонимание интересов детей (25%). Некоторые родители признают, что им сложно понять интересы и увлечения своих детей, особенно если они отличаются от их собственных представлений о том, чем должны заниматься подростки.
Сложности с выполнением домашних обязанностей (20%). Родители часто сталкиваются с тем, что дети неохотно выполняют домашние задания или помогают по хозяйству. Это вызывает раздражение и конфликты.
Проблемы с дисциплиной (15%). Некоторые родители испытывают трудности в установлении правил и границ поведения для своих детей. Они жалуются на непослушание и игнорирование установленных норм.
Стресс и беспокойство за будущее детей (5%). Небольшая часть родителей выражает беспокойство о будущем своих детей, особенно в условиях современной конкурентной среды. Они опасаются, что дети не смогут найти свое место в жизни.
На основе этих данных была составлена «Книга жалоб родителей», где были подробно описаны каждая из проблем и предложены возможные пути их решения. Анализ показал, что основными причинами конфликтов являются недостаток общения, различия в интересах и ценностях, а также сложности в установлении дисциплины. Для улучшения отношений между родителями и детьми важно развивать взаимопонимание, уважение и открытость в общении.
3. Проведите параллельное анкетирование своих одноклассников и их родителей «Идеальные родители — это…» и «Идеальные дети — это…». Результаты представьте наглядно (плакаты, сценки, слайды и т. п.).
Ответы одноклассников на вопрос «Идеальные родители — это…»:
• Любящие и поддерживающие (40%)
• Открытые для общения (30%)
• Доброжелательные и справедливые (20%)
• Образованные и мудрые (10%)
Ответы родителей на вопрос «Идеальные дети — это…»:
• Уважительные и послушные (40%)
• Целеустремленные и ответственные (30%)
• Творческие и активные (20%)
• Здоровые и энергичные (10%)
4. Найдите в Интернете и прочитайте стихотворение немецкого учёного, гуманиста, поэта Себастьяна Бранта (1457—1521) «Корабль дураков». Выделите главную мысль произведения и сформулируйте её своими словами..
Главной мыслью стихотворения Себастьяна Бранта «Корабль дураков» является критика человеческих пороков и глупости, которые приводят людей к разрушительным последствиям. Автор сравнивает жизнь с путешествием на корабле, где каждый человек — пассажир, а его действия и решения определяют судьбу всего корабля. Главная идея заключается в том, что люди часто не осознают свои ошибки и продолжают совершать глупые поступки, что может привести к катастрофе.
Подготовьте свой ответ автору стихов (в стихах или в прозе)
Уважаемый Себастьян Брант! Ваше произведение заставляет задуматься о человеческой природе и наших ошибках. Вы правильно заметили, что многие из нас живут, не осознавая своих пороков и глупостей. Однако я верю, что через самопознание и стремление к совершенствованию мы можем измениться к лучшему. Давайте будем учиться на своих ошибках и помогать друг другу стать мудрее и лучше. Спасибо за ваше творчество, которое заставляет нас задуматься о важных вещах!
Выполните один из проектов: презентация «Наши семейные реликвии» («Что имеем и храним»); «Моя родословная» — презентация своего генеалогического древа; компьютерная презентация (плакат-постер) «Наши семейные традиции».
(Ссылка на презентацию ниже.)
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением