Упр.329 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Другие ответы на тему:
#литература
#рассуждения
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
1. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова выразительно вслух, предварительно оформив его интонационный рисунок. Проверьте, правильно ли вы произносите выделенные слова.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой.
Румяным вечером иль утра в час златой.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон.
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
2. Ещё раз вдумчиво прочитайте стихотворение. Как называется синтаксическая конструкция, которая соответствует тексту стихотворения? Докажите.
Данная синтаксическая конструкция – период. Она представляет собой смысловое и структурное единство. Интонационно распадается на две части.
Первая часть (до тире) произносится с постепенно нарастающим повышением голоса, затем следует длительная пауза, после которой наступает заметное понижение голоса. Внутри первой части есть меньшие паузы.
Языковые особенности: анафора (когда…; тогда…); обилие синонимической и антонимической лексики; синтаксический параллелизм.
3. Поясните лексическое значение слов сага, чело. Проверьте себя по толковому словарику учебника.
Сага – 1) В древнескандинавской поэзии – народное сказание, былина, памятник мифологического или легендарно-исторического характера (ист., лит.); 2) Поэтическое сказание, легенда (поэт.).
Чело (поэт.) – лоб.
4. Укажите слова, использованные в переносном значении. Какие тропы основаны на этом приёме?
Олицетворения: волнуется нива; лес шумит; прячется слива; ландыш качает головой; ключ играет, и, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет, мчится; смиряется тревога; расходятся морщины.
5. Приведите примеры прямого и обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд, используется обратный порядок слов в данном тексте?
Обратный порядок слов (инверсия) придает тексту выразительность.
Прямой порядок слов: лес шумит, свежий лес, малиновая слива, зеленого листка, ландыш кивает, студеный ключ, играет по оврагу, в какой-то мутный сон, лепечет мне, таинственную сагу, про милый край, я могу постигнуть, вижу Бога.
Обратный порядок слов: волнуется нива, прячется слива, под тенью сладостной, в час златой, ландыш серебристый, смиряется тревога, души моей, мчится он, расходятся морщины, счастье постигнуть.
6. Укажите части предложения в составе сложного. Выделите знаки препинания, объясняя постановку «необычных» знаков.
1) Когда волнуется желтеющая нива,
2) И свежий лес шумит при звуке ветерка,
3) И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
4) Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;
5) Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, 6) откуда мчится он, — (СПП)
7) Тогда смиряется души моей тревога,
8) Тогда расходятся морщины на челе, — (период)
9) И счастье я могу постигнуть на земле,
10) И в небесах я вижу Бога...
Между частями ССП, если вторая часть предложения имеет значение результата, следствия, ставится тире.
В периоде запятая и тире ставятся в качестве единого знака, разделяющего части с повышением и понижением интонации.
7. Найдите: а) распространённое определение, выраженное причастным оборотом; б) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объясните, почему распространённое определение не выделяется запятыми.
Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятая не ставится: Росой обрызганный душистой ландыш.
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: Играет по оврагу, погружая мысль в какой-то смутный сон.
8. Выучите стихотворение наизусть и подготовьтесь писать его по памяти.
Самостоятельно: письмо по памяти.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте грамматические основы. Установите вид каждого сложного предложения. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
Часто приходи(т, ть)ся слыш..ть что у книги в наше время много соперников. Утверждают что (по) этому она выходит из моды. Льви(н, нн)ую долю очарования по-хит.. ли радио телевид..ние кино у книги! Но одного они (не, ни) в состоянии отнять у неё — её тиш..ны и безмолвия. Безмолвие книги — это чаша, которую мы можем наполнить собстве(н, нн)ыми эмоц..ями собстве(н, нн)ым воображением. Кино телевидение навяз..вают нам свой образ (не, ни) позв..ляя представить его (по) иному. Книга же утв..рждает нашу инд..видуальность обер..гает нашу лич(?)ность от напора всего того грубого кр..кливого аг-ре(с, сс)ивного что имее(т, ть)ся в совреме(н, нн)ой культуре. Я люблю книгу. Она (в, вв)одит меня в собстве(н, нн)ый мир и открыва..т во мне самом а (не, ни) вне меня те богатства о которых я и сам (не, ни) подозр..ваю. (По Я. Ивашкевичу)
2. Выразительно прочитайте фрагмент из статьи польского писателя Ярослава Ивашкевича. Согласны ли вы с мнением автора? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя в своём тексте 2—3 аргумента.
Телевидение или книга? Телевидение – неотъемлемая часть нашей жизни. Помимо новостей, обучающих программ и прогноза погоды, существует множество телепередач, сериалов, кинофильмов. Но убивать на телевизор большую часть своего времени недопустимо. На телевидении огромное количество информации, и половина её не нужна. Берите хорошую книгу, читайте, узнавайте, отправляйтесь в приключения, придуманные автором. Как говорится: не любит читать тот, кто не читал.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением