Упр.280 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1.Прочитайте фрагмент статьи известного писателя, журналиста Евгения Михайловича Богата (1923—1985), определите стиль и жанр текста. Обоснуйте свой ответ.
...В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?
Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»...
Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений...
Хороший читатель — соавтор писателя. Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. Чтобы научить видеть.
Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?..
Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь — это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности... И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
Текст принадлежит к жанру эссе и имеет философско-публицистический стиль. Он выражает личные мысли и чувства автора, делится размышлениями о роли искусства и литературы в жизни человека. Автор использует субъективный тон, обращаясь к читателю от первого лица, что характерно для эссе. Композиция текста свободная, переходы между мыслями плавные и естественные. В тексте поднимаются глубокие философские вопросы о смысле общения с искусством, о духовной жизни человека. Абстрактные категории, такие как «духовная жизнь» и «богатство личности», переплетаются с эмоционально окрашенными метафорами, делая текст выразительным и убедительным. Этот подход обращен к широкой аудитории, призывая задуматься о важности искусства и литературы. Автор стремится вызвать отклик у читателя, приглашая его к самопознанию и размышлению через призму искусства, что характерно для философско-публицистического стиля.
2. Какие две смысловые части можно выделить в размышлениях автора? Найдите и выпишите фразу, которая соединяет обе части.
В размышлениях автора можно выделить две смысловые части:
1) Влияние искусства и литературы на личность человека.
2) Опыт и богатство жизни, которые человек приобретает через взаимодействие с искусством и литературой.
Фраза, которая соединяет обе части: «Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал».
Эта фраза служит переходом от обсуждения влияния искусства на личность к рассмотрению того, как искусство обогащает нас опытом и переживаниями других людей.
3. Укажите языковые средства, которые:
а) подчёркивают логику рассуждения;
б) передают эмоциональность речи.
В тексте используются различные языковые средства для подчеркивания логики рассуждения и передачи эмоциональности речи.
Союзы и вводные слова:
"Во-первых" - для структурирования текста и выделения первого пункта рассуждения.
"Но это не всё" - для перехода к следующему аргументу.
"Потому что" - для объяснения причин.
"А доступна ли она" - для постановки риторического вопроса, который способствует логическому переходу к следующей части текста.
Метафоры и образы:
"Мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности" - передает чувство открытия и радости.
"Раньше было как бы «зашторено»" - создает образ, передающий осознание чего-то нового и ранее скрытого.
"Богаче на миллион жизней" - выражает масштаб и значимость приобретенного опыта.
Эмоционально окрашенные слова и фразы:
"Боль, радость миллионов людей" - подчеркивает эмоциональную глубину произведений искусства.
"Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений" - передает ощущение полноты и важности опыта.
"Окрыляется" - образное выражение, подчеркивающее вдохновение и возвышенное состояние.
Таким образом, автор использует союзы и вводные слова для логической связи между частями текста и различные эмоционально насыщенные языковые средства, такие как метафоры и образы, для передачи глубины своих переживаний и размышлений.
4. Выпишите из последнего абзаца сложные предложения. Составьте их схемы, охарактеризуйте каждое предложение и объясните расстановку знаков препинания. Какой изобразительный приём иллюстрирует этот фрагмент текста (см. информацию об этом в упр. 158)?
Мы духовны, (СПП) когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу (деепричастный оборот).
СПП с придаточным условия.
Мы духовны, (СПП) когда улыбаемся человеку, (деепричастие) чувствуя, (СПП) что он одинок, (СПП) и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей.
СПП с однородными придаточными условия и изъяснительным.
Мы высоко духовны, (СПП) когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности...
СПП с придаточным условия.
И мы духовны, (СПП) когда, (деепричастный оборот) перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
СПП с придаточным условия.
1. Сначала определите виды сложных предложений. Составьте их схемы.
Затем спишите предложения, преобразовав их в бессоюзные. Какие слова исчезнут? Какие знаки надо поставить между частями бессоюзного предложения?
Учёные утверждают, что льды Северного полюса тают и в этом столетии исчезнут совсем из-за глобального потепления.
Исследования показывают, что температура воды непосредственно подо льдом поднимается поразительно быстро. Возможно, на какой-то период года льды будут исчезать, потому что уже сейчас количество льда, дрейфующего из Арктики к побережью Гренландии, сократилось примерно на 40% . (Из газет)
2. Проведите лексический разбор выделенных слов.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением