Упр.274 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1 Прочитайте текст и объясните, молено ли в качестве заголовка использовать последнюю фразу и почему.
СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСЫ
Наградил как-то трёх братьев великий волшебник, по имени Труд, счастливыми часами за хорошую работу и сказал:
— Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоряжаться своей жизнью, своим временем. Хочешь — работай, хочешь — гуляй. Хочешь — на дудке играй, хочешь — погоду пеняй. Всё позволяют эти часы, пока завод в них не кончится.
Тогда старший брат спрашивает:
— А чем их заводить, товарищ великий волшебник Труд?
— Совестью! — ответил Труд и пошёл другим раздавать счастливые часы.
Прицепили братья на цепочки свои часы и стали думать, как дальше жить в новой жизни, в которой всё можно и всё дозволено.
— А не гульнуть ли, — спросил сам себя старший брат, — чтобы пыль столбом, чтобы небу жарко было?
Спросил он так себя и пошёл гулять, плясать, пиры пировать, на гармошке играть...
Второй потише был. Спать он любил. Поест, попьёт — и на бок, а до этого велит счастливым часам головокружительные сны показывать.
А третий брат свои тайные думы держал в голове. Очень хотелось ему во всём первым быть. Умнее стать. Всех превзойти. Все науки изучить, на всех языках разговаривать, всякое искусство одолеть.
Время идёт, счастливые часы тикают, не останавливаются, и каждый из братьев по-своему распоряжается своей жизнью, своим временем.
Мало ли, много ли прошло лет — никто не мерил. Настал день, пришла минута, когда остановились счастливые часы у старшего брата. Ни тпру ни ну им не помогает. Как умерли! Кончился пир горой, оборвалась пляска на том колене, на каком часы остановились, и гармонь стихла, будто ей голос перехватило. И второй брат, не доглядев сладкого сна, проснулся. И тоже понял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал.
А третий брат тем временем изо всех учёных самым учёным стал. Не только все человеческие языки превзошёл, но и с птицами запросто мог переговариваться. А уж насчёт всяких искусств, то хоть на арфе, хоть в опере — всё может. Поёт и рисует. Из мрамора высекает, стихи сочиняет, как семечки щёлкает. А...
А часы у него тоже остановились.
— Это как же так? Отчего, почему, по какому случаю, великий волшебник Труд? Я не спал, не гулял, как те двое. Денно и нощно трудился по совести!
— А по совести ли? — спросил его Труд. — Для кого ты науки изучил, искусства постиг? Кому ты этим пользу принёс? Чьё сердце согрел? Чьи глаза ими порадовал? Себя только тешил.
Опустил третий брат голову. Молчит. А что он сказать может, коли совести у него тоже не оказалось, чтобы ею счастливые часы завести.
Сошлись братья и задумались. И было над чем.
Не зря же один мудрец сказал: «Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается». (Е. Пермяк)
2. Спишите выделенные предложения. Обозначьте в них грамматические основы. Составьте схемы и определите вид каждого сложного предложения. Установите вид каждой придаточной части.
3. Найдите в тексте приметы разговорной речи. Как вы думаете, почему они широко используются в данном тексте?
4. Напишите сжатое изложение на основе данного текста. Предварительно составьте план, учитывая деление текста на части. При написании изложения используйте следующие приёмы сокращения:
а) исключение (изъять диалоги);
б) обобщение (передать содержание фрагментов текста в обобщённой форме);
в) упрощение (упростить и сократить каждую часть текста, кратко выражая её основную мысль).
Наградил как-то трёх братьев великий волшебник Труд счастливыми часами за хорошую работу и сказал, что они могут распоряжаться своей жизнью, своим временем так, как хотят, пока завод в часах не кончится. А заводить часы надо совестью.
Стали братья думать, как дальше жить в новой жизни, в которой всё можно и всё дозволено. Старший брат пошёл гулять, плясать, пиры пировать, на гармошке играть… Второй спать любил. Поест, попьёт и на бок, а до этого велит счастливым часам головокружительные сны показывать. А третий брат хотел во всём первым быть, все науки изучить, на всех языках разговаривать, всякое искусство одолеть.
Мало ли, много ли прошло лет – никто не мерил. Настал день, когда остановились счастливые часы у старшего брата. Кончился пир горой, оборвалась пляска. И второй брат проснулся и тоже понял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал.
А третий брат самым учёным стал. Не только все человеческие языки знает, но и птичьи. И поёт, и рисует, и из мрамора высекает, и стихи сочиняет. А часы у него тоже остановились. Спросил он, почему его часы остановились, если он денно и нощно трудился по совести. А волшебник Труд ему ответил, что он этим только себя тешил.
Сошлись братья и задумались. Не зря один мудрец сказал: «Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается».
1 Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Какие предложения использует поэт, рисуя портрет жениха Тамары? Какими средствами достигается образность описания?
Ремнём затянут ловкий стан;
Оправа сабли и кинжала
Бл..стит на солнце; за спиной
Ружьё с насечкой выр..зной.
Игра..т ветер рукавами
Его чухи, — кругом она
Вся галуном обл..же(н, нн)а.
Цветными выш..то шелками
Его с..дло; узда с кистями;
Под ним весь в мыле конь л..хой
Бесценной масти, золотой.
2. Попробуйте объяснить, почему между частями предложения поэт употребляет точку с запятой.
3. Спишите этот чеканный текст, восстанавливая верное написание слов. На какие правила пропущены буквы в словах? Как доказать верность написания?
4. Составьте схемы предложений.
5. Найдите устаревшие слова и с помощью толкового словаря уточните их лексическое значение.
6. Разберите по составу выделенные слова. Что их объединяет?
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением