Упр.274 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1 Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Какие предложения использует поэт, рисуя портрет жениха Тамары? Какими средствами...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение 1 Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Какие предложения использует поэт, рисуя портрет жениха Тамары? Какими средствами...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1 Прочитайте текст и объясните, молено ли в качестве заголовка использовать последнюю фразу и почему.
СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСЫ
Наградил как-то трёх братьев великий волшебник, по имени Труд, счастливыми часами за хорошую работу и сказал:
— Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоряжаться своей жизнью, своим временем. Хочешь — работай, хочешь — гуляй. Хочешь — на дудке играй, хочешь — погоду пеняй. Всё позволяют эти часы, пока завод в них не кончится.
Тогда старший брат спрашивает:
— А чем их заводить, товарищ великий волшебник Труд?
— Совестью! — ответил Труд и пошёл другим раздавать счастливые часы.
Прицепили братья на цепочки свои часы и стали думать, как дальше жить в новой жизни, в которой всё можно и всё дозволено.
— А не гульнуть ли, — спросил сам себя старший брат, — чтобы пыль столбом, чтобы небу жарко было?
Спросил он так себя и пошёл гулять, плясать, пиры пировать, на гармошке играть...
Второй потише был. Спать он любил. Поест, попьёт — и на бок, а до этого велит счастливым часам головокружительные сны показывать.
А третий брат свои тайные думы держал в голове. Очень хотелось ему во всём первым быть. Умнее стать. Всех превзойти. Все науки изучить, на всех языках разговаривать, всякое искусство одолеть.
Время идёт, счастливые часы тикают, не останавливаются, и каждый из братьев по-своему распоряжается своей жизнью, своим временем.
Мало ли, много ли прошло лет — никто не мерил. Настал день, пришла минута, когда остановились счастливые часы у старшего брата. Ни тпру ни ну им не помогает. Как умерли! Кончился пир горой, оборвалась пляска на том колене, на каком часы остановились, и гармонь стихла, будто ей голос перехватило. И второй брат, не доглядев сладкого сна, проснулся. И тоже понял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал.
А третий брат тем временем изо всех учёных самым учёным стал. Не только все человеческие языки превзошёл, но и с птицами запросто мог переговариваться. А уж насчёт всяких искусств, то хоть на арфе, хоть в опере — всё может. Поёт и рисует. Из мрамора высекает, стихи сочиняет, как семечки щёлкает. А...
А часы у него тоже остановились.
— Это как же так? Отчего, почему, по какому случаю, великий волшебник Труд? Я не спал, не гулял, как те двое. Денно и нощно трудился по совести!
— А по совести ли? — спросил его Труд. — Для кого ты науки изучил, искусства постиг? Кому ты этим пользу принёс? Чьё сердце согрел? Чьи глаза ими порадовал? Себя только тешил.
Опустил третий брат голову. Молчит. А что он сказать может, коли совести у него тоже не оказалось, чтобы ею счастливые часы завести.
Сошлись братья и задумались. И было над чем.
Не зря же один мудрец сказал: «Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается». (Е. Пермяк)
2. Спишите выделенные предложения. Обозначьте в них грамматические основы. Составьте схемы и определите вид каждого сложного предложения. Установите вид каждой придаточной части.
3. Найдите в тексте приметы разговорной речи. Как вы думаете, почему они широко используются в данном тексте?
4. Напишите сжатое изложение на основе данного текста. Предварительно составьте план, учитывая деление текста на части. При написании изложения используйте следующие приёмы сокращения:
а) исключение (изъять диалоги);
б) обобщение (передать содержание фрагментов текста в обобщённой форме);
в) упрощение (упростить и сократить каждую часть текста, кратко выражая её основную мысль).

Наградил как-то трёх братьев великий волшебник Труд счастливыми часами за хорошую работу и сказал, что они могут распоряжаться своей жизнью, своим временем так, как хотят, пока завод в часах не кончится. А заводить часы надо совестью.
Стали братья думать, как дальше жить в новой жизни, в которой всё можно и всё дозволено. Старший брат пошёл гулять, плясать, пиры пировать, на гармошке играть… Второй спать любил. Поест, попьёт и на бок, а до этого велит счастливым часам головокружительные сны показывать. А третий брат хотел во всём первым быть, все науки изучить, на всех языках разговаривать, всякое искусство одолеть.
Мало ли, много ли прошло лет – никто не мерил. Настал день, когда остановились счастливые часы у старшего брата. Кончился пир горой, оборвалась пляска. И второй брат проснулся и тоже понял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал.
А третий брат самым учёным стал. Не только все человеческие языки знает, но и птичьи. И поёт, и рисует, и из мрамора высекает, и стихи сочиняет. А часы у него тоже остановились. Спросил он, почему его часы остановились, если он денно и нощно трудился по совести. А волшебник Труд ему ответил, что он этим только себя тешил.
Сошлись братья и задумались. Не зря один мудрец сказал: «Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается».

1 Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Какие предложения использует поэт, рисуя портрет жениха Тамары? Какими средствами достигается образность описания?
Ремнём затянут ловкий стан;
Оправа сабли и кинжала
Бл..стит на солнце; за спиной
Ружьё с насечкой выр..зной.
Игра..т ветер рукавами
Его чухи, — кругом она
Вся галуном обл..же(н, нн)а.
Цветными выш..то шелками
Его с..дло; узда с кистями;
Под ним весь в мыле конь л..хой
Бесценной масти, золотой.
2. Попробуйте объяснить, почему между частями предложения поэт употребляет точку с запятой.
3. Спишите этот чеканный текст, восстанавливая верное написание слов. На какие правила пропущены буквы в словах? Как доказать верность написания?
4. Составьте схемы предложений.
5. Найдите устаревшие слова и с помощью толкового словаря уточните их лексическое значение.
6. Разберите по составу выделенные слова. Что их объединяет?

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением